В тесте участвуют автомобили: Ford Focus
Скромный аппетит, да и корм дешевле – неплохой стимул выбрать дизельного четырехколесного конька вместо бензинового. Правда, экономия начнется, лишь когда пробег машины превысит 600 000 км.
Из распахнутой двери повеяло запахом свежей обивки, и, затуманив дыханием стекла, я устраиваюсь на леденющем сиденье. Под капотом дизель, который, как многие считают, плохо заводится на морозе. Но минус 10о С (и даже минус 20о) для него пустяки.
Поворачиваю ключ зажигания, жду, пока погаснет желтая спиралька на панели приборов, стартер... и максимум через секунду мотор схватывает всеми четырьмя цилиндрами, наполняя салон типично дизельным тарахтением с легкой вибрацией. А прогревшись, становится тихоней.
Поводом для нашей встречи стал не только тест чуть ли не первого собранного в России «Форда» с дизелем, но и знакомство с «Фокусом»-универсалом. Последний появился в продаже еще минувшим летом, но покупатели его не особо жалуют – седан привычнее и на $600 дешевле. Достоинства универсала существенны при перевозке пятерых людей и солидной поклажи. В очередной раз подтвердить эту истину мне помогло целое семейство разнокалиберных чемоданов, уложенных по высоте аж в три яруса. Тогда как седан допускает максимум «двухэтажное» размещение, а хэтчбек с его коротким задним свесом вообще не рассчитан на укладку больших чемоданов в длину. Но все это перестает иметь значение, если едут, скажем, четверо или трое, ведь у любого «Фокуса» заднее сиденье складывается по частям.
Но вернемся к мотору. Разработанный совместно с инженерами «Пежо», 1,8-литровый дизель оснащен впрыском топлива «коммон-рейл» и нагнетателем «Гаретт» с изменяемой геометрией турбины. Он обеспечивает пик крутящего момента уже при 1900 об/мин, сохраняя отличную тягу и при 4000 об/мин.
Тронувшись с места, сразу отмечаю, что классический «дизельный» трюк – включить вторую и, не прибавляя газ, отпустить сцепление, тут не проходит – мотор глохнет. Если же техника трогания обычная, «бензиновая» – «Фокус» срывается с места как ошпаренный! Уже с 1000 об/мин дизель вытягивает на любой передаче – рычагом КП лишь выбираешь нужный темп ускорения. Крутящий момент интенсивно растет с 1500 об/мин, на третьей можно ездить постоянно, лишь в пробках включая вторую и первую. Поражает широта рабочего диапазона, особенно на трассе. По эластичности дизель превосходит даже 2-литровый 145-сильный мотор. На 5-й передаче машина спокойно тащит в гору, даже если вы въехали в деревню с разбитым асфальтом и сбросили скорость до 50 км/ч. На выезде просто нажмите на газ, и машина бодро пойдет в разгон до максимальных 190 км/ч.
Осталось только прикинуть: стоит ли овчинка выделки? Дизельный «Фокус» бывает только в комплектации «Комфорт» минимум за $15 670. Но вряд ли такой будут заказывать, ведь обязательно захотят добавить «музыку», сигнализацию, обогрев сидений. Наш автомобиль ценою в $21 335 – тоже не ориентир, ведь массовый покупатель берет «Фокус» раза в полтора дешевле. Обойдясь без излишеств и выбрав вместо универсала пусть и менее вместительный, но столь же удобный 5-дверный хэтчбек, можно уложиться в $18 500.
Экономить дальше можно, лишь отказавшись от... самого дизеля. В пользу 115-сильного бензинового мотора. Большинство так и поступит, ибо разница в $1940 непомерно высока. Даже за тракторную тягу на низах. Но участь забвения ждет дизельный «Фокус» еще и потому, что даже его – достаточно дорогой автомобиль – дилеры предлагают «в порядке общей очереди». У тех, кто хочет машину за $13 000, альтернативы почти нет, и они покорно ждут «Фокус» по 10 (!) месяцев. У обладателя же $20 000 гораздо более широкий выбор и куда лучше развито чувство собственного достоинства. «Что? Запись на октябрь? Ну уж нет – пусть «гомо-советикусы» давятся в очередях! Развели тут, понимаешь, заповедник социализма»...
Мы решили: дизельный «Фокус» выберет тот, для кого тяговитость мотора – наиважнейшее качество машины. К сожалению, за удовольствие часами не прикасаться к педали сцепления и рычагу КП придется ощутимо переплатить.