Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Автомобили » Познавательное про авто » Когда «формул» еще не было

 

Когда «формул» еще не было

 

 

Красота и здравый смысл

Шумахер, Алонсо, Прост… Эти имена сегодня на слуху не только у любителей гонок «Формулы-1». Но ровно 100 лет назад, когда состоялся первый заезд Гран-при (так в 1906 году назывались эти соревнования), за рулем тогдашнего болида «Рено» сидел… Нет, не немец, и даже не француз, а венгр Ференц Сис (Szisz). И под капотом в его машине были не 700 «лошадок», а всего 90. Правда, с рабочим объемом мотора ситуация была как раз обратная. Сегодня это 2,4 литра, а тогда целых 13 — ведро с гаком!

загрузка...

 

 

Какую же скорость развивал этот автомобиль при столь необычном (на сегодняшний взгляд) соотношении объема и мощности? Вполне достойные даже нынче 154 км/ч. Любопытно, что для этого двигателю достаточно было раскрутиться всего-то до 1 200 об/мин. Это в 16 раз медленнее нынешних формульных движков! Естественно, что для такого двигателя вполне хватало 3-ступенчатой коробки передач.

А вот теперь представьте: тормоза на этой гоночной машине были только на задних колесах. И — никаких вам вакуумных усилителей тормозов, если не считать прочной спинки сиденья. (В старинных автомобилях приходилось так давить на педаль тормоза, что спина упиралась в спинку сиденья с большой силой. В ЗИМе, например, внутри спинки была даже вварена стальная поперечина.) Но при этом конструкторы подумали о том, как можно хорошо разгоняться. Для улучшения аэродинамической обтекаемости радиатор убрали в середину машины за двигатель. А сиденье пассажира — тогда для храбрости брали с собой попутчика — немного опустили, чтобы его торчащая над кокпитом голова создавала меньшее сопротивление.

Трасса Гран-при представляла собой треугольник периметром 103,18 км, образованный обычными дорогами общего пользования близ Ле-Мана. За день гонщики успевали сделать 6 кругов, а ночью водители и автомобили отдыхали. При всем том успех в гонках определялся в немалой степени сложностью и частотой замены колес. Не будем забывать, что тогда на дорогах ходил гужевой транспорт, оставляя на «трассе» гвозди от подков, а то и сами подковы. В то время как счастливые обладатели «Рено» просто меняли деревянные колеса в сборе (Ференц Сис с напарником делали это за 4 минуты), другие участники Гран-при сначала брались за ножи и соскребали остатки резины с ободьев.

Погодные условия столетие назад представляли собой не меньшую проблему для гонщиков. Так, 27 июня 1906 года термометр показывал более 40°С. Горячее асфальтовое крошево летело из-под колес в воздух, что привело к многочисленным ожогам защищенных только очками лиц гонщиков. Но несмотря на все трудности, Ференц Сис уже после третьего круга стал лидером и к концу первого дня выиграл у соперников 26 минут. Даже сломавшаяся на следующий день рессора ничего не могла изменить в ходе гонки: через 12 часов 14 минут и 7 секунд отважный венгр первым пересек финишную черту.

Естественно, после этой победы он стал настоящей звездой, а его портрет был растиражирован на миллионах открыток и плакатов. Да и 45 000 франков призовых по тем временам были крупной суммой, да и французское гражданство являлось тоже неплохим бонусом. В 1907 году в следующей гонке он опять участвовал от «Рено», но занял лишь 2-е место. В 1908-м Сис ушел на время из автоспорта и вернулся вновь в 1914 году. Но в том же году во время замены колеса в ходе гонки Ференц получил сложный перелом руки, который поставил крест на его дальнейшей карьере. Потом он работал на авиационном заводе, а в 1944 году скончался в возрасте 70 лет и был похоронен в местечке Оффарги под Парижем. Интересно, что в пятидесятые годы в Венгрии объявился еще один Ференц Сис, успешно выдававший себя за «того самого» победителя первой гонки, — еще одно подтверждение заслуженной популярности патриарха гонок.

загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Когда «формул» еще не было":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Такого BMW еще не было…

Автомобили компании BMW всегда были лакомым кусочком для многих тюнинговых компаний. Большинство из них ограничивались лишь небольшими изменениями в дизайне, добавлением эффектных спойеров или бамперов и тому подобное. И лишь несколько фирм в мире брались за серьезную переделку двигателей баварского концерна.

» Немецкие автомобили - 1423 - читать


Когда «формул» еще не было

Шумахер, Алонсо, Прост… Эти имена сегодня на слуху не только у любителей гонок « Формулы-1».

» Авто спорт - 1472 - читать


Александр Борисов: «Такого еще не было…»

К 2010 году московские власти обещают построить в столице 353 гостиницы. Но все равно это не в состоянии удовлетворить спрос, ведь в последние годы, когда шли снос и модернизация старых объектов, новых койко-мест вводилось чуть больше, чем ликвидировалось. – Сегодня в столице существует 203 гостиницы на 68,4 тыс. койко-мест.

» Бизнес Недвижимость - 1422 - читать


Тогда еще не было динозавров

Волонга, Пеша, Песчанка... На берегах этих и многих других рек, несущих воды свои в Баренцево море, уже многие годы ведет поиск наша геологическая партия. Здесь мы не раз находили остатки древних растений, панцирей и зубов девонских рыб, живших миллионы лет назад.

» Научные исследования - 1449 - читать


Когда он еще не родился

Девять месяцев в материнском животе – довольно длительный срок. Он лишь на три месяца меньше года. А изменений столько, что удивительно, как природа сумела уложиться в такой короткий промежуток времени, создав сложный организм из одной клетки.

» Беременность и роды - 1698 - читать



Статья на тему Автомобили » Познавательное про авто » Когда «формул» еще не было

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru