В тесте участвуют автомобили: Seat Ibiza
Большинство недорогих иномарок на российском рынке - модели далеко не новые. Их выпускают по лицензии или передают на дочерние предприятия после того, как головное берется за очередную новинку. В числе немногих исключений из этого правила - "СЕАТ-Ивиса".
"Ивиса" первого поколения ведет свою историю с 1984 года. Новая модель, в значительной мере унифицированная с "Фольксвагеном-Поло", появилась в 1993 году.
Нынешний облик компактный хэтчбек приобрел после прошлогоднего рестайлинга, затронувшего в основном элементы наружного декора и интерьер. Все это время машина выпускалась и выпускается в Барселоне на головном предприятии испанской компании.
Сколько стоит?
Самая дорогая версия "Ивисы", с литровым бензиновым двигателем (50 л.с.), стоит в России $8950. За эти деньги вы получите трехдверный хэтчбек в базовой комплектации Select. Что входит в нее? В общем немало. Гидроусилитель руля, аудиоподготовка, иммобилайзер, электрокорректор фар, бамперы в цвет кузова, стекла с легкой тонировкой, задний спойлер, дополнительный стоп-сигнал, обогрев и очиститель заднего стекла. Добавим сюда стальные колесные диски с пластиковыми колпаками, текстильную обивку сидений, складывающееся разрезное заднее сиденье, часы, указатель температуры наружного воздуха и получим полную картину.
На нашем тесте побывала пятидверная (доплата $400) машина с мотором 1,4 л (плюс 10 л.с. и $1550). Особенности ее комплектации - регулируемый по высоте руль и сиденье водителя при отсутствии усилителя руля. Итого - $10 800. В некоторых случаях дилеры дают скидки, так что - торгуйтесь!
Есть варианты и подороже. Скажем, двигатель объемом 1,6 л (75 л.с.) увеличивает цену до $12 200. А стопятидесятисильная турбонаддувная "пушка" "1,8 20V" с пятью клапанами на цилиндр обойдется в целых $22 000, но это уже другие деньги, другая комплектация и другие покупатели.
"Ивиса" в городе
Как и любой компактный автомобиль, "Ивиса" в первую очередь рассчитана на городскую эксплуатацию. Среди достоинств отметим небольшие размеры, хорошую маневренность, тяговитый нешумный мотор, который придает машине живой характер. Последнее в сочетании с жесткой короткоходной подвеской и острым рулевым управлением позволяет уверенно "прошивать" не совсем уж гибельные заторы и наверняка понравится любителям динамичного стиля езды. Расплата за это - значительные вертикальные ускорения на неровностях с угрозой "пробоя" подвески у груженой машины. При парковке ощущаешь отсутствие гидроусилителя, хотя и при этом тяжелым руль не назовешь. В городской толчее водитель наверняка посетует на небольшие внутренние и правое наружное зеркала, а при движении задним ходом - и на высокий задний борт, заставляющий вытягивать шею.
"Ивиса" на шоссе
В длительной загородной поездке живой и острый характер "Ивисы" оборачивается другими свойствами. Водитель, привыкший "шустрить" в городе, вдруг обнаруживает, что на шоссе, когда идешь под "сотню", динамика уже не та: хочешь иметь запас тяги, например, при обгонах - интенсивно работай рычагом коробки передач, поддерживая высокие обороты двигателя. К тому же при вертикальной раскачке из-за чувствительного рулевого управления возникает заметное "рысканье", что требует постоянного внимания и коррекции. Груженая машина, конечно, ведет себя спокойнее, однако хода подвески у нее остается не так уж много, а дороги у нас - сами знаете... В общем, если нужно просто доехать до дачи без выбросов адреналина - не торопитесь.
Инструкция требует заправлять автомобиль бензином с октановым числом не менее "95". Если его нет, "Ивиса" может довольствоваться и "92-м", только неэтилированным - в выпускной системе установлены лямбда-зонд и нейтрализатор. Формально, при существующем обилии шиномонтажных мастерских, "докатку" под полом багажника к недостаткам не отнесешь, и все же многие предпочли бы видеть на ее месте полноценное колесо. Как говорится, есть не просит, а когда-нибудь да пригодится.
"Ивиса": дорога кончилась
Конечно, внедорожные подвиги не для "Ивисы": скромные колеса "жигулевской" размерности 175/70R13, небольшой из-за развитого переднего спойлера угол въезда, отсутствие под моторным отсеком защиты не только от пней или камней, но даже от брызг. А учитывая российскую грязь и "соленые" зимы, даже при эксплуатации только в городе, какой-то экран установить надо, иначе не избежать визитов на сервис. Вместе с тем отметим высокую жесткость кузова на кручение - даже при диагональном вывешивании двери закрываются легко. В колесных нишах установлены подкрылки, дорожный просвет, во всяком случае, у пустой машины, не так уж мал, а тяговитый мотор позволяет без особых проблем двигаться "внатяг".
"Ивиса" для людей
Если среди таковых найдется крупный - его лучше посадить вперед: двери распахиваются широко, диапазон продольной регулировки кресла велик. Впрочем, массивные передняя панель и центральная консоль особо развалиться не позволят. Усаживаться назад чуть сложнее - дверной проем поменьше, а пассажир ростом под 180 см почти упрется головой в потолок. Впрочем, можно чуть сползти вниз-вперед, благо спинки передних сидений вогнуты сзади, а просторные подштамповки для ног в полу позволяют сидеть чуть ли не в горнолыжных ботинках. Третий здесь будет явно лишний: более высокая посадка заставит его смиренно склонить голову, да и 130 см в ширину на троих - не так уж много. Крайним же придется поберечь головы от контакта с пластиком стоек.
Обновленный интерьер хоть достаточно прост и сделан без лишних затей, вполне современен и симпатичен. На передней панели несколько дополнительных полочек, ниш и даже отдельный бокс для кредитных карт. А вот курильщики будут недовольны - попасть сигаретой в микроскопическую пепельницу, расположенную к тому же за рычагом коробки передач, и на стоянке нелегко, а уж на ходу... Кстати, это не столь незначительная мелочь, как может показаться на первый взгляд - во многих странах водителям запрещено даже разговаривать по мобильному телефону, дабы не отвлекались от управления.
Немного о водителе, точнее, о его рабочем месте. Оно вполне удобно и функционально, хотя и не без некоторых "но": площадка под левую ногу слишком вертикальна, труднодоступен замок зажигания, звуковой сигнал работает лишь при включенном зажигании, не всем понравится красная подсветка приборов.
"Ивиса" для груза
Скромный снаружи багажник "Ивисы" на деле не так уж мал: тонкий блин "докатки" позволил максимально опустить пол, а высокая корма - поднять повыше полку. В результате в багажный отсек удалось затолкать 230 л пенопластовых блоков. Кроме того, в активе - складывающиеся разрезные (40:60) спинка и подушка заднего сиденья, а также широкая, доходящая до самого бампера задняя дверь. В общем, не грузовик, но мало найдется других автомобилей такого же размера, способных на большее. А вот такой красивой ручки-эмблемы на пятой двери точно нет больше ни у кого.
"Ивиса" сломалась
Такая беда может подстерегать любую машину, но СЕАТу это особенно нежелательно. Машин этой марки в России мало и на складах дилеров найдешь в основном лишь "расходники": тормозные колодки, шаровые опоры, амортизаторы и тому подобную мелочь. Существенно облегчит жизнь владельцу "Ивисы" то обстоятельство, что по механике она почти " Фольксваген Поло". Хуже, если случилась авария - оригинальные наружные детали, как правило, приходится заказывать и затем ждать несколько недель. Гарантия в России такая же, как и в Европе, - год без ограничения пробега.
"СЕАТ-Ивиса" - современный, компактный городской автомобиль, основные недостатки которого - слабая "раскрученность" марки и, как следствие, не очень развитый сервис.