В тесте участвуют автомобили: Subaru Forester
" Субару Форестер" - новая модель японской фирмы. Производится с лета нынешнего года. Презентация - на Франкфуртском автосалоне в сентябре. Совершенно новый кузов. Ходовая часть и трансмиссия во многом аналогичны "Импрезе", традиционный для "Субару" оппозитный двигатель, увеличенный дорожный просвет.
В итоге получился гибрид легкового универсала и вседорожного автомобиля. Напомним, что подобный автомобиль " Субару Аутбек" появился раньше, на базе другой модели - " Субару Легаси" .
Первая проблема, которую подкинул "Форестер" (по-русски - "лесник"), как его классифицировать? Что это - полноприводный универсал, просто слегка приподнятый, или очередной асфальтовый "проходимец", только слегка опущенный? Другой вопрос, к какой из категорий, имея в виду назначение, его можно отнести: "автомобиль для отдыха" или же "спортивно-утилитарный универсал", как пишут в иных умных изданиях. Ни то, ни другое не подходило: для "пляжного" автомобиля "Форестер" слишком строг внешне, для спортивного, наверно, недостаточно быстр, а для утилитарного (по нашим меркам) слишком хорошо отделан. В итоге знакомимся с автомобилем как он есть, а потом уже определим, что же он такое - японский "лесник".
Кузов - 3,8 балла. Был у "Субару" не так давно угловатый концепт-кар "Стига". От него-то, похоже, и берет начало серийный "Форестер" - автомобиль, сделанный явно не в угоду моде: с достаточно простой, без изысков и вычурности, внешностью, резкими линиями, напрочь отметающий мысли о шедеврах биодизайна. В облике есть, кстати, что-то утилитарное, но на грубую "консервную банку" это вовсе не похоже. Не случайно, наверно, некоторые из тех, кто познакомился с машиной, вообще не сформулировали по поводу ее облика никакого мнения - автомобиль как автомобиль. Это, может, и к лучшему. Слишком уж неординарные часто быстро стареют, а такие вот на первый взгляд незаметные даже на фоне потомков все еще не кажутся старичками.
Не надо только путать спокойный облик с безликостью. "Лесника" трудно с кем-то спутать: он сам по себе, у него свое лицо, и недаром соседи по столичному транспортному потоку куда чаще оглядывались на "Форестер", чем, скажем, на ту же "Импрезу-Турбо", когда мы ее испытывали.
Внутренний объем большого высокого кузова несколько разочаровал - троим на заднем сиденье явно тесновато, а багажник и вовсе невелик: ведь под его полом лежит здоровенная полноразмерная "запаска". Задний диван, естественно, складывается, и автомобиль без проблем превращается в грузопассажирский.
Кстати, сзади установлено всего два подголовника, и если ехать втроем, промахнутся затылком мимо них все трое. Зато порадовали приятные мелочи, которых в "Форестере" немало: например, розетки для включения электроприборов в багажнике или многочисленные ящики и ящички в салоне. Есть даже специальный "отсек" для очков.
Рабочее место водителя - 3,8 балла. Это "Субару"! Фирменные черты и черточки так и прут из "Форестера". Достаточно удобное сиденье с приемлемым диапазоном регулировок, но, как и на "Импрезе", подушку хочется еще завалить назад, да только некуда. Приятный на ощупь, не слишком толстый "бублик" руля регулируется по высоте. Изменяя высоту сиденья и руля, можно организовать два совершенно разных рабочих места: низкое - как в легковом автомобиле или довольно высокое, почти как в автобусе или вседорожнике. Благо запаса места над головой предостаточно. Основные проблемы, что опять же характерно для "Субару", возникли с рычагом переключения передач. Сами включения его достаточно четкие, а вот ходы - немаленькие. Но это не страшно. Хуже, что сам рычаг откровенно гнется под рукой, будто сделан из резины, а подлокотник водительского кресла в поднятом состоянии мешает включать вторую передачу - в него упирается локоть правой руки водителя.
Обзор из высокой машины неплох. Только вот стоящие близко друг к другу два задних подголовника перекрывают значительную часть большущего заднего стекла. Еще одно "но" обнаружилось на пересеченной местности. Длинный капот порой мешает рассмотреть, что у тебя под колесами. На шоссе этого не чувствуешь, а вот когда впереди покажется яма, тут уже призадумаешься.
Движение - 4,1 балла. Мотор на "Форестере" получил примерно те же отзывы, что и внешний вид ("мотор как мотор"). Огромного запаса мощности нет, в спинку сиденья не вдавливает, но вместе с тем автомобиль очень живой и далеко не последний в потоке. Тот самый вариант, когда атрибутов спортивной машины нет (кроме, пожалуй, характерного "субаровского" то ли рева, то ли визга на разгоне), но на дороге себя чувствуешь если не королем, то уж точно кем-то высокопоставленным. И все это с сохранением традиционного дружелюбия "Субару" к водителю.
Ехать на "Форестере" просто и приятно. На хорошем, ровном асфальте автомобиль вообще ничем не выдает себя - в нем тихо, идет мягко, быстро, руль легкий (естественно, с гидроусилителем), тормоза с АБС - все прекрасно. А это что за рычаг рядом с ручным тормозом? Это, господа, демультипликатор, а попросту - пониженная передача. Автомобиль, о котором идет речь, нечто среднее между легковой машиной и вседорожником, и от последнего он многое позаимствовал (не только увеличенный клиренс). Кстати, подобное устройство мы уже видели на "Легаси"-универсале. Ну что ж, если есть в машине что-то от "проходимца", так надо посмотреть, на что она способна вне шоссе.
Съезжаем на посыпанную мелким гравием дорожку и, немного на ней пообвыкнув, решаем чуть-чуть похулиганить. Впереди поворот, короткое движение рулем, и "Форестер", разгребая каменную крошку всеми четырьмя колесами, заскользил боком. "Импреза", как помнится, в такой ситуации откликалась на действия рулем и педалью акселератора более активно, но и "лесник" тоже хорош. Оп! Ну и яма за поворотом - приходится резко тормозить. Да, АБС, конечно, палка о двух концах. С одной стороны, не будь ее - на мокром после дождя, пусть и каменистом проселке можно было так завертеться! А в то же время с системой тормозной путь все же увеличивается, и потому в яму "Субару" влетает на скорости, несколько превышающей желаемую. И ничего страшного не случилось. Легко перевалив неровность, автомобиль покатился себе дальше. Ни грохота, ни стука. Подвеска отработала на "отлично", погасив очень чувствительный толчок.
Теперь взберемся вот на тот косогор. Помнится, один тестируемый нами полноприводный пикап немало вырыл земли, пока туда забрался. Камешки под колесами сменяются глиной, и машину немедленно начинает разворачивать поперек дороги. Преодолев глинистый участок, выходим посмотреть на колеса. Так и есть - протектор шин "Бриджстоун-Дьюлер" забит глиной, как тут не сползать набок? На такой "подошве" мы и на горку-то не залезем. Залезли! И без особых усилий. И вброд речку переехали, и по колее поползали. А в итоге для себя определили, что проходимость "лесника" ограничена прежде всего его геометрическими параметрами - длинные свесы, умеренный дорожный просвет, - а еще характером шин. Тяговые же возможности превзошли все ожидания, хотя именно в тяжелых условиях стал заметен недобор тяги в режиме низких оборотов при попытке, скажем, тронуться внатяг. Но даже это открытие не испортило общего впечатления. Конечно, будь "Форестер" чистым вездеходом, получил бы он твердую "троечку" за свои внедорожные подвиги. Но если считать его легковым автомобилем, "лесник" проявил просто чудеса проходимости. А для универсальной машины как раз то, что надо.
Смываем грязь с колес - и снова на асфальт. И опять быстро, тихо, мягко и удобно. Обычная легковая машина, особо ничем не примечательная. Просто - автомобиль! Хотя, говоря так о машине, мы все же немного слукавили. Есть в "Форестере", по крайней мере, один примечательный момент.
Комфорт - 4,2 балла. В автомобиле необыкновенно тихо. На ходу почти не слышно шороха шин, не "звучит" подвеска, ничем не проявляет себя двигатель. Только на высоких оборотах при интенсивном разгоне, например, раздается упоминавшийся уже характерный звук оппозита. Практически нет вибраций, лишь рычаг коробки еле заметно подрагивает. Снижением уровня шума занимались всерьез. Одна система забора воздуха для мотора с ее многочисленными глухими аппендиксами самой причудливой формы чего стоит!
Подвеска прекрасно работает на больших неровностях, гася очень сильные толчки, не чувствуется стыков и трещин на асфальте. И лишь выбоины да приподнятые, по российской традиции, над дорожным полотном колодцы дают о себе знать, прежде всего сидящим сзади.
Эффективность отопителя и кондиционера вроде бы достаточна, но под дождем, если последний выключить, стекла слишком активно пытаются запотеть. Отделка на первый взгляд проста и бесхитростна, но по доброй японской традиции выполнена из отличных материалов и с высоким качеством.
Эксплуатация, сервис - 3,8 балла. Рассмотрим отдельно плюсы и минусы. В активе - умеренный расход топлива, потребление бензина с октановым числом около 90, налаженный сервис в столице. В пассиве - наличие нейтрализатора, а значит "табу" на этилированный бензин, отсутствие широкой сервисной сети по стране. Такая ситуация, впрочем, характерна пока для большинства импортных автомобилей в России.
Резюме. Рискнем высказать предположение, что "Форестер" - один из первых, но далеко не последний автомобиль в новом классе - точно посредине между легковыми и вседорожниками. Причем перед нами пример очень удачного компромисса, когда автомобиль сохраняет лучшие черты обоих "родителей", почти ничего при этом не теряя.
Техническая характеристика автомобиля " Субару Форестер"
Размеры, мм: длина - 4450; ширина - 1735; высота - 1595; база - 2525; колея передних/задних колес - 1475/1450; дорожный просвет - 190. Двигатель: четырехцилиндровый, бензиновый, оппозитный, расположен спереди продольно; диаметр цилиндра х ход поршня - 92 х 75 мм; рабочий объем - 1994 смз; мощность - 90 кВт/122 л. с. при 5600 об/мин; максимальный крутящий момент - 176 Н•м/4000 об/мин. Трансмиссия: коробка передач - пятиступенчатая механическая; демультипликатор; постоянный привод на все колеса. Тормоза: с усилителем и АБС; спереди - дисковые вентилируемые, сзади - барабанные. Шины - 205/70 R15.