В тесте участвуют автомобили: УАЗ 3162 Симбир
Ни об одном автомобиле мне не приходилось отвечать на столько вопросов. Люди засматриваются на нас с большим УАЗом на улицах, подходят на бензоколонках, не говоря уж о стоянках. Даже сейчас, из окна редакционного кабинета я вижу: взрослый дядька приник, как малец, к стеклу и пытается рассмотреть приборную панель. А потому первый материал об автомобиле, который ульяновский завод передал на испытания журналу, посвятим ответам на самые популярные вопросы.
"Это новый УАЗ?
- молодой человек как будто встретил старого знакомого и с трудом узнал его. - Ну, и как? Я в армии тоже на "уазике" ездил".
После "козлика", который среди современных машин выглядит элементом чуждым, новый УАЗ просто ошеломляет: внушительный вид, весьма приличный салон, богатая панель приборов, гидроусилитель, дисковые тормоза... Люк в крыше! Центральный замок! Регулировка ремней по высоте! Фароочиститель! Вторая "печка" для задних пассажиров, и все это заводская комплектация. Вспомните брезентового предка, чтобы понять мои восклицательные знаки.
В то же время он хранит верность марке: по конструкции это потомственный ульяновский вседорожник, одетый в непривычно модный костюм. Этакий русский вариант "фермера во фраке", который чувствует себя в своей тарелке не только в сельской тиши, но и вспарывая воздух на современной загруженной трассе и обтирая бока на городском бульваре.
Вовсе не "права" интересовали инспектора ДПС, остановившего нас с УАЗом на загородном шоссе. "Какой-то он у тебя широкий, нет?"
Совершенно верно: наш УАЗ-31622 одним из первых получил широкие мосты, встав на колею 1600 мм вместо прежних 1445. Это сразу сделало его облик пропорциональным, попутно избавив от сходства с тольяттинской "десяткой" (корни у них и в самом деле общие). Узкоколейные УАЗы вызывали справедливые нарекания - отсюда известные рецепты коррекции внешности (колеса с меньшим вылетом, проставки), не всегда одобряемые заводом. Наконец-то появился приемлемый вариант от производителя... Пока эти мосты - бо-ольшой дефицит даже на заводе, но со временем (возможно, к концу года) на колею 1600 мм переведут все семейство 3160, 3162, а позже, быть может, и остальные машины. О конструкции мостов в ближайшем номере ЗР расскажет специалист УАЗа.
Кроме того, нам досталась новая панель приборов. Достоинства ее видны на фото, а недостаток, по сути, один: таких "торпедо" очень мало, так что даже о цене говорить рано. Надеемся, планы заводчан воплотятся к концу года во вполне реальные 200-500 автомобилей с новой панелью ежемесячно. Кстати, новизна повлекла за собой некоторые недочеты: у нас, например, есть прикуриватель, но нет пепельницы... да и появись она на предусмотренном месте, ее не даст открыть рычаг коробки. Но на то и существуют опытные образцы, чтобы к серии изживать недоработки.
Еще одно пока несерийное новшество скрывает передняя крышка мотора ЗМЗ-409. Вместо пластмассового башмака натяжителя там - долгожданная звездочка! Когда она станет массовой? В очередной раз со слов Заволжья повторяем: скоро...
В шиномонтажной мастерской я в преддверии первого теста на автополигоне пытался отбалансировать злые внедорожные шины К-151. "Я охотник, - мастер, покряхтывая, водружал тяжелое колесо на стенд. - Эта машина была бы мне в самый раз. Так, одна шина кривая. Ну, нестрашно - быстрее сотни ты ведь не ездишь?"
Неправда ваша! За городом считаю крейсерской скорость 100-110 км/ч. Разумеется, УАЗ держит дорогу хуже обычной легковой машины: сказываются зависимые длинноходные подвески, высокий центр тяжести, слишком легкий руль, значительная парусность... Но оборотистый мотор провоцирует немного поднажать, и тут убеждаешься, что парировать рыскания на неровностях нетрудно, шум особо не досаждает, запас тяги для обгона еще достаточный... Правда, не на пятой передаче: она тут не для маневра, а равномерного экономного движения; к тому же четвертая при 100 км/ч даже потише.
Кстати: в заводской инструкции написано, будто трогаться на ровной дороге можно со второй передачи. Не верьте, включайте первую, чтобы не жечь сцепление! Максимум момента у двигателя ЗМЗ-409 приходится на высокие обороты, "внизу" он не слишком тяговит.
Это хорошо чувствуется, когда, размявшись хорошей пробежкой по шоссе, прибываешь "на природу". Сворачиваем на проселок, включаем муфты на ступицах передних колес. Хорошо, что мы выбрали зубастые шины - машины комплектуют также колесами К-153, тихими на шоссе и... почти "никакими" на грунте. Теперь рычаг раздаточной коробки вперед (включили "передок"), вправо и назад (пониженная). Отпускаем сцепление и... А где же знакомый по другим вседорожникам рывок? Не ждите двукратного увеличения момента на колесах: низшая передача в "раздатке" - всего 1,47.
Чтобы новый УАЗ с двигателем ЗМЗ-409 уверенно шел по тяжелому бездорожью, не прыгая козлом и не паля сцепление на каждом серьезном бугре, лихо штурмовал затяжные подъемы, ему необходима иная низшая передача в раздаточной коробке. (На заводе о проблеме знают. Основной вариант на будущее - косозубая "раздатка" с низшей передачей 1,95. Но к моторно-трансмиссионным вопросам мы вернемся в следующих материалах.)
На редкой АЗС не слышал я следующего вопроса: сколько "ест"?
В среднем 13,6 л/100 км (при этом около 60 км - загородные, остальные 40 км придутся на спокойное движение по Москве). Результат просто отличный! Во время тестов на полигоне расход закономерно увеличился, но меньше, чем я ожидал: примерно 16 л/100 км.
На перекрестке слева присоседился "Чероки", и пока я свысока смотрел на его крышу, снизу, из открытого окна, донеслось: "Слышь, брат, сколько он стоит?"
Начнем с того, что быстро купить УАЗ-31622 в "нашей" комплектации (с обозначением "500") не получится - производство новых узлов раскручивается медленнее, чем хотелось бы. Тем не менее, сделав сейчас заказ, через пару месяцев получите машину, отпускная цена которой составит примерно 9 тыс. долларов. Кстати, в нынешнем году должны собрать 10 тысяч машин УАЗ-3160 и 3 тысячи УАЗ-3162 - это уже на порядок больше, чем в 2001-м.
Что касается сегодняшней розничной цены: в Ульяновске видел в продаже УАЗ-31622 на узких мостах, с прежней панелью приборов, но оборудованный сигнализацией и прочими штуками, за 310 тыс. рублей. Единственный похожий на наш автомобиль, но с приподнятой сзади крышей, на импортных колесах, с тонированными стеклами, электролюком, доработанным салоном, "музыкой" выставили за 400 тыс. рублей, или 12,9 тыс. долларов.
Внимательные читатели знают о редакционных машинах не меньше нашего. Меня "поймали" вечером у стоянки ЗР: "А вы вместе с "Нивой" и "Спортиджем" их не будете испытывать?"
Конечно, будем! После первого свидания на Дмитровском полигоне теперь уже тройка вседорожников образовала собственную ячейку. Придет время - подробно поговорим о вместимости, обслуживании и затратах, о надежности, которой не бывает много, посоревнуемся с одноклассниками.
Я успел проникнуться к УАЗу уважением; так что его результат мне не безразличен. С другой стороны, машина настолько ушла от предшественника, что приходится менять систему оценок: перед нами полноценный продукт. УАЗу не нужна фора. Судите нас... строго!
Дюжина ведущих
Взгляд из-за рулей "Нивы" и КИА: как выглядит УАЗ на их фоне? В первую очередь, это большущая машина, способная не только проехать куда-то, но и провезти много груза. Быть может, он не так уверенно чувствует себя на шоссе, и совсем не плюшевый в управлении. Но это не тот ретивый "козлик", что бодро скачет по колхозным полям уже тридцать лет.
К сожалению, обтесывая вояку, завод кое-где перестарался: УАЗ-31622 проиграл субтильного вида конкурентам на подъемах полигона. И "Нива", и "Спортидж" набирали обороты в конце 50-процентной горы, а здоровяк УАЗ финишировал с натугой... А если бы мы нагрузили машины до полной массы?
Много ли у трех машин общего? Безусловно. И речь не только о полном приводе, стране-производителе или малом тираже. Машины разочаровывают специфическими проблемами. У "Спортиджа" крепкое шасси и серьезная трансмиссия с разгруженными задними полуосями никак не сочетаются с низкой посадкой и откровенно дорожными шинами. Вазовскому полноприводнику, при его почти иномарочном облике, досталось по наследству немало проблем с трансмиссией. Ну, а УАЗ страдает от нелепой раздаточной коробки, к тому же единственный доступный мотор обладает далекой от идеала характеристикой. В результате от фамильных внедорожных способностей марки осталось меньше, чем хотелось бы. Правда, и "Ниву", и УАЗ все еще "воспитывают"... Еще одна общая черта, кстати.
Крупному человеку за рулем тесно. При отодвинутом сиденье размер от педального узла до спинки 1035 мм - примерно на 100 мм меньше, чем в современных импортных аналогах. Это обеспечит комфортабельную посадку худощавому водителю ростом не более 186 см. Поправят положение модернизированные сиденья: спинку сместили назад на 25 мм. Вот только когда их начнут делать?
Удлинив выхлопную трубу и направив ее вбок, мы почти избавились от запаха отработавших газов в салоне. При штатном варианте салон превращался в душегубку, стоило приоткрыть окно или люк.
УАЗ-31622
ОБЩИЕ ДАННЫЕ: число мест - 9; снаряженная масса - 2040 кг; полная масса - 2840кг; максимальная скорость - 150 км/ч; расход топлива при 90 и 120 км/ч - 10,4 и 14,5 л/100 км; запас топлива - 80 л; топливо - бензин АИ-91-93. РАЗМЕРЫ, мм: длина - 4630; ширина - 2060; высота - 1948; база - 2760; колея - 1600; дорожный просвет - 210. ДВИГАТЕЛЬ: ЗМЗ-409, рядный, четырехцилиндровый, с 4 клапанами на цилиндр; рабочий объем - 2,7л; диаметр цилиндра и ход поршня - 95,5х94мм; степень сжатия - 9; мощность - 98 кВт/133 л.с. при 4400 об/мин; максимальный крутящий момент - 224 Н.м при 4000 об/мин. ТРАНСМИССИЯ: постоянный задний привод, жестко подключаемые передние колеса; коробка передач - механическая пятиступенчатая; передаточные числа: I - 3,78; II - 2,6; III - 1,55; IV - 1,0; V - 0,82; з.х. - 4,12; раздаточная коробка: I - 1,47; II - 1,0. ПОДВЕСКА: зависимая; спереди - на пружинах со стабилизатором поперечной устойчивости; сзади - на полуэллиптических рессорах. ТОРМОЗА: спереди - вентилируемые дисковые, сзади - барабанные. РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ: механизм "винт-шариковая гайка-сектор" с гидроусилителем. РАЗМЕР ШИН: 225R16.