В тесте участвуют автомобили: УАЗ 3162 Симбир
Сохранив производство старого УАЗа для откровенного бездорожья и предложив новую машину, способную хорошо ездить по асфальту, Ульяновский завод убивает сразу двух зайцев.
Мощная рама, полный привод, зависимая подвеска со стабилизаторами спереди и сзади, огромный салон, тяговитый трехлитровый мотор мощностью за полторы сотни "лошадей", новая коробка передач, мосты с расширенной колеей, без малого три тонны полной массы, гидроусилитель руля... Примерно так может выглядеть УАЗ ближайшего будущего.
Гости из будущего
Ульяновский автозавод, положение которого сегодня трудно назвать стабильным, продолжает работать над модернизацией своей продукции. О длиннобазной машине УАЗ 3162 мы недавно писали.
Ее уже собирают, хотя и понемногу. Новые узлы и агрегаты пока только проходят испытания, но руководство завода все же рискнуло показать их журналистам. Кстати, испытания продолжались и в этом пробеге, где бок о бок с нами работали заводские специалисты. Оценим смелость этого шага и договоримся, что возможные претензии в адрес новых технических решений стоит воспринимать не как критику продукции (это еще и не продукция вовсе), а как пожелания по дальнейшему усовершенствованию. На этом завершим "официальную часть" и познакомимся с УАЗом из будущего.
Хотя точнее будет сказать - с УАЗами. Показанные нам новинки были разбросаны по двум автомобилям. Первый - обычный, ныне уже мелкосерийный длиннобазник. Из необычного в нем - шестнадцатиклапанный двигатель ЗМЗ-409 (на товарные УАЗы такой еще не ставят) да опытная пятиступенчатая коробка передач. Еще одно отличие от товарных машин - измененное передаточное число главной пары - 4,37 вместо 4,11. Индекс этого автомобиля (на картинках он синего цвета) - УАЗ 31622. Второй УАЗ, белый, еще дальше от серии. Высокая крыша, мосты с расширенной колеей, салон с тремя рядами сидений - таковы видимые отличия. Кроме того, под капотом у него новый двигатель, который пока называется 094В. Ульяновский моторный завод всерьез взялся за модернизацию своей престарелой конструкции. Сначала увеличили до 2,9 л рабочий объем и внесли ряд усовершенствований (сухие гильзы цилиндров, манжетные уплотнения коленвала), потом оснастили распределенным впрыском, теперь вот перенесли распределительный вал в головку цилиндров. Еще одна новинка - усовершенствованная задняя подвеска. Рессоры разнесены шире, изменен угол установки амортизаторов, появился стабилизатор поперечной устойчивости. Индекс этого автомобиля: УАЗ 31622-300.
К морю теплому
- Опять УАЗик берете? - поинтересовались коллеги и, получив утвердительный ответ, принялись ерничать: сапоги болотные не забудьте, трос потолще да бутылку трактористу, который вас из го..., из грязи то есть, тащить будет. Узнав, однако, что вместо подмосковной глины намечаются горы Кавказа, остряки приуныли, и веселье их сменилось плохо замаскированным чувством зависти.
В самом деле, не по асфальту же разъезжать на УАЗиках. Чем дорога хуже, тем УАЗу лучше - такой уж имидж сложился у этой марки. В болоте мы "козлика" уже топили, в пашне вязли, по косогорам лазили, сугробы месили. А вот в горах еще не были. Куда? Да в Красную Поляну - там есть не только лыжные трассы, но и все, что нужно для проверки автомобиля: участки отличного шоссе от Сочи до Адлера, сам Сочи с узкими улочками и сумасшедшим движением, старый, узкий горный серпантин до Красной Поляны и, конечно, горы с каменистыми проселками, сырыми глинистыми подъемами, бродами, косогорами и лесовозными волоками. Ко всему прочему еще и климат уникальный - жарко, влажно, соленое море рядом - почти субтропики. Чего еще желать?
Заповедник горных "козлов"
Красная Поляна - поселок небольшой. Народ, здесь обитающий, в большинстве своем кормится от гор. Кто туристов обслуживает, кто коров пасет, кто пчел разводит, кто лес валит. Асфальт в горы пока не прокладывают, поэтому дороги так себе - от разбитых до непроходимых. И транспорт, соответствующий условиям эксплуатации: "Урал", ЗИЛ-157, ГАЗ-66 и, конечно же, УАЗики всех мастей и любого возраста. Еще "шестьдесят девятые" вовсю трудятся! Состоятельных туристов возят на джип-сафари, в горы. Какой используется джип, нетрудно догадаться: УАЗ, конечно. Одна беда - господ туристов в армейском, по сути, автомобиле, жутко трясет. И редкий смельчак соглашается на такое испытание повторно, тем более за свои кровные.
В общем, толк в УАЗах тут знают. Наш проводник, местный житель Юрий, обычно ездит на "Жигулях". Но во дворе у него под навесиком стоит... Правильно, "буханка". Кстати, в дальнейшем Юрий то и дело сравнивал новые УАЗы с привычным ему "козликом", исходя из местных условий эксплуатации. Сказал, между прочим, немало интересного, и далеко не всегда его сравнения были в пользу новой машины. Однако мы заболтались - ведь пора...
...в горы
День первый - разминка и для людей, и для техники. Дорога, которая ведет нас вверх, конечно, местами разбита, а местами разъезжена лесовозами. С точки зрения водителя УАЗа - ничего особенного. Для большинства импортных полноприводников этот маршрут уже представляет трудности. "Паркетные" сюда просто не суются, серьезные же машины обычно прекращают восхождение после первого удара блестящим порогом о валун. Зато фотографу здесь раздолье: солнечно, воздух по-осеннему прозрачен, виды открываются восхитительные - снимать можно стоя, лежа, с колена и с двух рук, по-македонски.
Дорога петляет между громадными буками, стволы которых напоминают гигантские бетонные колонны: ровные, серые, шероховатые. Неожиданно лес обрывается. Перед нами яркая, еще не тронутая осенью травка, желтые крокусы, озерца-болотца, домик пастуха. Это альпийский луг. А вот это - стройка! Чего строите, мужики? Гостиницу? Интересно, хватит денег пожить здесь недельку в тишине и покое?..
Довольно лирики - как там УАЗы? Нормально, дороги не из тех, что могут напугать серьезный вездеход. Правда, на подъемах, покрытых мокрой глиной, дала о себе знать разница в шинах. Синяя машина, обутая в дорожные К-153, по глине шла куда менее уверенно, чем белый УАЗ на "зубастых" К-151.
День второй: большие планы и большой облом! Должны были влезть чуть не на самую высокую местную гору, но проливной дождь спутал все карты. Все-таки поехали, хотя, скажем сразу, цели не достигли: речки вспухли, склоны раскисли... Зато вдоволь поездили на обеих машинах.
Третий день - своего рода контрольная работа. Трасса не длинная, но требовательная - затяжные подъемы (крутизной 24-26°), валуны, тяжелый, вязкий грунт... Очень полезный день: многое подтвердилось, многое проявилось. А сейчас начнем излагать...
...собственные впечатления
Конечно, у владельца импортного джипа убранство салона может вызвать лишь ухмылку. Если же подходить с мерками "469-го", то сразу прощаешь все - и несколько старомодный уже интерьер, и грубый пластик обивок, и элементы, изготовленные по обходной технологии. Ведь это же настоящий автомобиль: с нормальными приборами, удобными сиденьями, магнитолой. Даже руль по высоте регулируется. Салон просторный, багажник вместительный, на ходу - тишина. Что еще надо? По нашему мнению, для полного счастья покончить бы с "временными" деталями из АБС-пластика. Ни красоты, ни тишины они не добавляют. Еще - немного сдвинуть назад переднее сиденье. А то автомобиль огромный, а ноги девать некуда. Не помешали бы крупные зеркала заднего вида. В "москвичовские" не особо чего разглядишь, да и смотрятся они на большом УАЗе несуразно.
Теперь о езде. Первое, на что обращаешь внимание, карабкаясь по булыжникам - гидроусилитель. На любой скорости, на любом покрытии руль не требует теперь ломовой силы и не норовит отбить пальцы водителю при попадании колеса в яму (этим любил баловаться предок). А вот на шоссе усилитель кажется излишне мощным - рулить легко, но чувствовать машину в поворотах, особенно на скорости, сложно. А скорость, между прочим, у такого УАЗа под полторы сотни...
Подвеска, по уазовским меркам, мягкая. Конечно, машину на бездорожье и трясет, и "козлит", но все познается в сравнении. Проехать бы по тому же поселку да на обычном УАЗике, да с "военными" мостами! На асфальте "двадцать второй" вообще просто класс, но... до первого резкого движения рулем. Ну и кренится же он! Недаром на белой машине изменена задняя подвеска и введен стабилизатор. Машину уже сделали довольно скоростной - теперь, похоже, пытаются сделать более послушной.
К новой коробке передач, точнее к механизму переключения, есть претензии. У нее не совсем обычная схема переключения, но это не беда. Хуже, что найти нужную передачу без специального навыка невозможно. Вторая - совсем рядом с задней и никакой блокировки, даже пружины нет или она слишком слаба. Четвертая, в свою очередь, отнесена очень далеко в сторону пассажира... Хотя есть у коробки и полезная для "проходимца" черта: первая расположена напротив задней - удобно "раскачивать" застрявший автомобиль.
Верхневальный ульяновский мотор еще явно сыроват. Никаких механических поломок с ним, к счастью, не случилось, но "мозги" ему еще надо вправлять: "снизу" тянет так себе, трогается на подъем неохотно, заставляет держать высокие обороты, а когда срабатывает защита от "перекрутки", в самый неподходящий момент сбрасывает обороты до холостых. А остановка посреди подъема - штука, знаете ли, неприятная. Недаром заводчане возят с собой "башмак" и натренированы отточенным движением моментально подсовывать его под колесо.
Многоклапанный ЗМЗ-409 показал себя в горах получше, не в последнюю очередь благодаря более "короткой" главной паре. Так и получалось: белый встал на подъеме, потому что мотор скис, а синий и проехал бы дальше, да шины глиной забились... Кстати, о главной передаче. "Длинная" пара позволяет экономить топливо на шоссе, поддерживать более высокую скорость. Но для "проходимца", особенно в горах, куда важнее запас тяги.
А вообще машинам больше всего не хватало "правильного" мотора - достаточно мощного, с "ломовым" моментом на низких оборотах. Заволжский многоклапанник обладает недюжинными возможностями, но на высоких оборотах. Новый мотор еще предстоит доводить.
Больше УАЗов, хороших и разных!
Завод, который издавна производит суровые армейско-сельскохозяйственные автомобили, явно решил покончить с утилитарностью своей продукции и достиг на этом пути прогресса.
Новая машина, безусловно, более комфортабельна, куда легче в управлении - причем и на проселке, и на шоссе. Видно, что рассчитывали уже не на солдата за рулем, которому устав велит "...стойко переносить все тяготы и невзгоды...", а на потребителя, он за эти самые тяготы платить свои деньги не будет. За что же ему предлагается выложить круглую сумму?
Любой современный вседорожник, коим УАЗ пытается стать, должен сочетать в себе качества вездехода и дорожного автомобиля. Зарубежные производители таких машин в последнее время сделали заметный крен в сторону дорожных качеств, порой в ущерб проходимости. УАЗ не таков - его коньком по-прежнему остаются внедорожные качества. За новым кузовом, мягким салоном и прочими атрибутами цивилизации скрывается свирепый покоритель бездорожья. Здесь новичок вряд ли сильно уступит предшественнику. На шоссе новый автомобиль, куда более комфортабельный и скоростной, неплохо бы обучить хорошим манерам. Большие крены кузова, усилитель руля, практически лишающий водителя обратной связи, "ватные" тормоза - все это не позволяет пока на асфальте считать поведение УАЗа примерным.
На самом деле никому еще не удалось совместить в одной машине качества "Порше" и "Хаммера". Ведь любой компромисс подразумевает улучшение одного параметра за счет ухудшения другого. УАЗ же сегодня имеет реальную возможность застрелить двух зайцев - в производстве и автомобили нового семейства, и старые утилитарные "козлики". Первые при условии тщательной доводки дорожных качеств (даже ценой некоторого снижения проходимости) могут стать полноценным "асфальтовым" джипом. Ну а "старичок" по-прежнему вне конкуренции в разряде предельно дешевых "чистокровных" вездеходов. К тому же новая модель может поддерживать ветерана более современными узлами и агрегатами. Вот тогда у покупателя будет реальный выбор. Один мечтает о большом красивом вседорожнике, но не имеет больших денег - вот вам отечественный аналог, пусть и менее совершенный, но по карману. Другому нужна машина рабочая - получите старый УАЗ: престижу ноль, зато и по горам лазить, и навоз возить, и пушечку тянуть, если нужно. Каждому - свое!