В тесте участвуют автомобили: ВАЗ 2115
Модели-бестселлеры порой живут на конвейере десятки лет. Но это исключения. Обычно же они сменяются через пять-десять лет, пережив одну, иногда две "пластические операции". В автомобилестроении это называется рестайлингом или фейслифтом (как "подтяжка" у косметологов). Модернизация чаще всего затрагивает внешние кузовные панели, фары и фонари, интерьер.
Это позволяет с минимальными затратами осовременить автомобиль, оживить покупательский интерес.
Продолжительность жизни позволяет чуть не любую отечественную модель причислить к бестселлерам: "восьмерка", появившись пятнадцать лет назад, неплохо продается "со товарищи" и по сей день, хотя ее внешность уже не назовешь современной. А что же "десятка", спросите вы? Она не конкурент "восьмому" семейству: заводские специалисты по маркетингу позиционируют ее чуть выше. Для освежения внешности "девяносто девятой" - самой представительной в старом семействе - ей сделали "подтяжку лица".
В сравнении с предшественницей VAZ 2115 удлинилась на 225 мм и достаточно заметно изменилась снаружи: у нее другие крылья, капот, крышка багажника, бамперы, передние и задние светоблоки. Неизменными остались силовой каркас кузова, крыша, двери и... качество сборки. Зазоры между кузовными панелями 5-11 мм, а несовпадение их плоскостей - до 8 мм! Ровно настолько, например, капот местами возвышается над крыльями. Впрочем, у больших зазоров есть свое преимущество - травмобезопасность. Пальцы не прищемишь даже нарочно.
По периметру кузова и на порогах появились пластиковые накладки. С ними машина смотрится элегантнее, вот только крепятся они на живую нитку, а сквозь слой краски видны огрехи изготовления. На крышке багажника установлено антикрыло с дополнительным стоп-сигналом. На динамометрической дороге это крыло едва не улетело, поскольку крепится ввернутыми в пенопласт саморезами.
Однако пусть у вас не сложится впечатление, что "пятнадцатая" собрана хуже других вазовских машин. Нет, уровень примерно тот же, даже с учетом сборки в ОПП. Просто сетовать на качество отечественных автомобилей в последнее время стало моветоном - дескать, что же вы хотите за такие-то деньги? А вот, представьте, хочу. Хочу, потому что покупаю Машину, а не конструктор. Ну да не будем отвлекаться на эмоции, вернемся к фактам.
Кроме внешности, у новой машины еще два существенных отличия. Прежде всего, руль и регулируемая рулевая колонка от VAZ 2110. Она короче "восьмерочной" на 30 мм и изменяет угол наклона в диапазоне 20-28°, позволяя удобнее устроиться за рулем. В остальном интерьер пока без изменений: "высокая" панель, жесткий пластик, неразрезное заднее сиденье. Скоро должен появиться давно разработанный "пятнадцатый" салон.
Второе отличие - более емкий и удобный багажник. Его крышка стала чуть повыше, что позволило увеличить объем с 365 до 427 л. В заднем борту между фонарей появился широкий низкий вырез, что, конечно, упростило погрузку-выгрузку багажа - кто не видел узенькую щель багажника в "девяносто девятой"? Изнутри, между корпусами фонарей есть небольшой отсек для домкрата и другой мелочи.
Скажем прямо, полноценного теста машины провести не удалось. Замеры показали явный недобор характеристик против заявленных: мотор на заводе отрегулировали неважно, да и вообще отечественные машины обычно "раскатываются" тысячам к двадцати пробега. Интересно, что большинство иномарок готовы "выдать" положенные цифры сразу после схода с конвейера - это опять к вопросу о качестве изготовления.
Владельцу "пятнадцатой" пожелаем быть особенно осторожным на дороге - кузовных деталей пока ни на рынке, ни тем более в магазинах не сыскать, так что даже маленькая авария может вырасти в большую проблему. Своеобразна ситуация с ценами на VAZ 2115 - в столице они начинаются примерно с $5500, в то время как простую "девяносто девятую" можно купить за $4000, а добавив еще тысячу, взять даже "десятку". Это объясняется относительной новизной машины. С переходом к ее полноценному конвейерному производству цена должна снизиться.
"Наследственные" признаки
+ Острое точное рулевое управление, неплохая (если все отрегулировать, как положено) динамика, наличие тахометра, широкая сервисная сеть, в основном хорошая обеспеченность запчастями, умеренные цены на запчасти.
- Неточная подгонка кузовных панелей, склонность тормозов к перегреву и потере эффективности, большие ходы рычага коробки передач, отсутствие блокировки включения заднего хода, неэффективные отопление и вентиляция (с "высокой" панелью), жесткий шумный пластик в салоне, тесное неразрезное заднее сиденье, задние стекла опускаются лишь наполовину, необходимость устранения мелких огрехов сборки.
ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Общие данные: число мест - 5; снаряженная масса - 970 кг; полная масса - 1395 кг; максимальная скорость - 155 км/ч; время разгона с места до 100 км/ч - 13 с; радиус поворота - 5,5 м; расход топлива при 90, 120 км/ч и в ГЦ - 5,7; 7,8; 8,9 л/100 км; запас топлива- 43 л; топливо - АИ-92. Двигатель: бензиновый, рядный четырехцилиндровый, расположен спереди поперечно; рабочий объем - 1499 смз; диаметр цилиндра х ход поршня - 82х71 мм; степень сжатия - 9,9; мощность - 51 кВт/70 л.с. при 5600 об/мин; максимальный крутящий момент - 106 Н.м при 3400 об/мин. Трансмиссия: привод - на передние колеса; коробка передач - механическая пятиступенчатая: I - 3,64; II - 1,95; III - 1,36; IV - 0,94; V - 0,78; з.х. - 3,50; главная передача - 4,13. Подвеска: передняя - независимая типа "Мак-Ферсон" со стабилизатором поперечной устойчивости, задняя - полузависимая на продольных рычагах, связанных упругой поперечной балкой. Тормоза - гидравлические с вакуумным усилителем, передние - дисковые, задние - барабанные. Рулевое управление - реечное. Размер шин - 175/70R13.
"Благоприобретенные" признаки
+ Оригинальный внешний вид, более функциональный багажник, удобный регулируемый руль.
- Непрочное крепление пластиковых декоративных элементов, ограниченный антикрылом обзор назад, дефицит оригинальных кузовных деталей.
РЕЗЮМЕ. Сохраняя все достоинства (как, впрочем, и недостатки) автомобилей "восьмого" семейства, VAZ 2115 выглядит достаточно оригинально и позволит владельцу выделиться в общем потоке. Если вы готовы за это переплатить - дерзайте.