В 2001 году на свет появилось принципиально новое поколении BMW 7-серии. А это значит, что на вторичном рынке стало гораздо больше «семерок» с кузовом Е38, которые еще пару лет назад считались одними из самых престижных автомобилей.
Предыдущее поколение BMW 7-серии появилось в 1994 году.
И тогда же на некоторое время BMW наконец-то удалось опередить по продажам традиционного лидера в этом секторе рынка – Mercedes S-класса. В конце 1998 года произошел небольшой рейсталинг «семерки». У обновленных машин немного изменилась передняя оптика, каждую фару подвели небольшим полукругом, как на «трешке». Иными стали легкосплавные колесные диски и кое-что еще по мелочи. Кроме того, богаче стало оснащение автомобиля.
BMW 7-серии в кузове Е38 пользуются заслуженной популярностью на вторичном рынке. И есть за что. Как правило, владельцы тщательно следят за своими машинами, ведь стоят они, мягко говоря, немалые деньги, – за новую в свое время приходилось платить больше $100 тыс. Забегая вперед скажем, что слова о «тщательном слежении за состоянием автомобиля» относятся по большей части к тем машинам, которые пришли из Германии. Если машина долгое время проездила в России, то шансы, что ее эксплуатировали в жестких режимах, резко возрастают.
Два бачка и телевизор
Основное идеологическое отличие BMW от Mercedes является то, что BMW всегда считались автомобилями для водителя. Если в Mercedes, а особенно в S-классе, главным козырем является комфорт на заднем сиденье, то BMW старается на деле оправдывать свой слоган – «С удовольствием за рулем».
В середине 90-х годов в концерне BMW еще не работал столь смелый дизайнер, как Крис Бенгл и поэтому внешность «семерки» в кузове Е38 по своей стилистике очень напоминает предыдущие модели (впервые BMW 7-серии появилась в модельном ряду в 1977 году). Однако по сравнению с предыдущими поколениями «семерка» в кузове Е38 стала выглядеть более внушительно, причем не только благодаря увеличившимся размерам, но и из-за «округлившихся боков». Автомобиль стал выглядеть более представительно, но при этом во внешности «семерки» осталась та самая спортивность, за которую ее и любят почитатели марки BMW.
Можно сразу сказать о проблемах с кузовом. Разговор на эту тему к большой радости владельцев BMW 7-серии и потенциальных покупателей будет довольно короткий – проблем нет. Конечно, если автомобиль не был плохо отремонтирован после аварии. Даже подержанные «семерки» не страдают от коррозии, и мастера, которые по старой привычке советуют на все машины поставить локера и сделать дополнительную антикоррозионную обработку, не понимают, зачем некоторые водители делают это все на своих «семерках». Для профилактики здоровья железа и краски рекомендуется периодически ее натирать тефлоном (только перед этим машину нужно тщательно вымыть). Тогда лакокрасочное покрытие автомобиля совершенно спокойно будет выдерживать российскую зиму.
Внешность автомобиля может подпортить не только въевшаяся в краску грязь (из-за того, что машину плохо помыли, а потом натерли), но и исцарапанное лобовое стекло. Такое иногда бывает, когда за рулем долгое время сидел человек, которому было лень прочитать инструкцию по эксплуатации автомобиля. Дело в том, что в BMW 7-серии в кузове Е38 есть два бачка омывателя. В результате когда один из них остается «сухим», то жидкость может поступать на лобовое стекло с небольшой задержкой из-за чего дворники успевают сделать 1-2 «холостых» движения по стеклу.
Несмотря на весь свой имидж «автомобиля для водителя», класс BMW 7-серии обязывал конструкторов спроектировать машину так, чтобы удовольствие получал не только человек за рулем, но и сидящий на заднем сиденье пассажир. И для этого сделано практически все, начиная от богатого оснащения и заканчивая комфортабельной подвеской. Сначала об оснащении. Перечислять все навороты, которые можно установить на BMW 7-серии, не имеет смысла. Так, наиболее богатые версии «семерки» имели систему навигации, жидкокристаллический монитор, который мог показывать программы телевиденья, музыкальную систему, состоящую из высококлассной магнитолы, 10 динамиков и CD-чейнджера на шесть дисков и так далее.
При покупке столь «навороченной» машины необходимо проверить работоспособность каждой системы. Так, значительная часть BMW 7-серии имеет зеркала не только с подогревом и электроприводом, но и с механизмом автоматического складывания. Бывает, что этот механизм перестает работать, причем чаще всего в этом виноват сам водитель, который просто... слишком редко складывал зеркала. От бездействия приводы закисают, и зеркала перестают складываться. На безопасность и комфорт управления автомобиля это никак не влияет (механизм регулировки зеркал при этом работает), однако при покупке автомобиля можно скинуть в цене $100-200. Также проверьте работоспособность климатической системы, особенно это касается автомобилей, которым уже исполнилось пять-семь лет и они несколько лет ездят по российским дорогам. Оказывается, со временем может выйти из строя блок управления климатической системой и если покупатель не заметит этого недостатка, то ремонт ему может стоить до $1500.
Следует сразу предупредить, что обращаться за ремонтом электрооборудования в «левые» сервисы на стоит – слишком сложная и запутанная в «семерке» начинка. Например, если перестала светить ксеноновая фара, то есть вероятность, что в этом виновата не лампочка (около $300, между прочим), а блок управления. Так что, покупая ксеноновую лампочку, постарайтесь заранее обговорить с продавцом возможность ее возвращения назад. Мало того, не все профессиональные установщики сигнализаций возьмутся за монтаж дополнительной противоугонной системы (многие вообще не видят в этом смысла, так как штатная «сигналка» очень «крутая»).
Нелишним будет списать VIN-номер и узнать у дилера, какую комплектацию имела данная конкретная машина. Бывали случаи, когда владельцы BMW 7-серии (по определению люди далеко не бедные) при продаже своих автомобилей от жадности снимали с них штатные колонки, чейнджеры и пр. Кроме того, это поможет в значительной степени проверить криминальность автомобиля, ведь не секрет, что баварские машины пользуются традиционным спросом среди угонщиков.
У дилера может быть дешевле
Подвеска BMW 7-серии в кузове Е38 многими признается как более жесткая по сравнению с основными конкурентами. Удивляться тут нечего, ведь «семерка» должна не только перевозить пассажиров с максимальным комфортом, но и доставлять удовольствие водителю.
Почитатели марки BMW уверены, что баварским инженерам удалось достичь идеального компромисса между управляемостью и комфортом, однако покупатели других автомобилей имеют иную точку зрения. Так что «семерка» лишний раз подтверждает мнение, что BMW – машина специфичная.
И передняя и задняя подвески сделаны полностью независимыми, что обеспечивает плавность хода, но делает обслуживание автомобиля несколько дороже, чем «семерок» предыдущих серий. Если ездить по дорогам спокойно и притормаживать перед колдобинами, то подвески хватит надолго, но владельцы BMW редко когда относятся в категории тихоходов. И даже при такой езде подвеска способна не требовать к себе внимания очень долгое время. Чаще всего (точнее раз в 60-90 тыс. км) владельцы BMW 7-серии в кузове Е38 вынуждены менять передние шаровые опоры ($140), рычаги передней подвески ($130-160), сайлент-блоки ($60-80). А вот Н-образные рычаги (порядка $280) меняются крайне редко и мастера всегда удивляются, как их можно «убить». Стоят фирменные детали на BMW, конечно, весьма прилично, но зато они и надежные.
Если в автомобиле начал хрустеть один из ШРУСов, то это значит, что либо за автомобилем плохо следили, и он некоторое время ездил с разорванным пыльником, либо «семерка» прошла уже несколько сот тысяч километров, так как ШРУСы очень надежны и от всевозможных механических повреждений их защищает один из рычагов. Если же ШРУС надо менять, то затраты на ремонт будут весьма приличными.
Покупая автомобиль обратите внимание, какие на машине стоят амортизаторы, ведь их бывает сразу несколько видов: стандартные, усиленные для «восточного пакета», с подкачкой, регулировкой и пр. Соответственно, и цена может колебаться от $200 до $700.
Кстати, с запчастями происходит довольно интересная ситуация. Все привыкли, что цены у дилеров на оригинальные детали почти всегда несколько дороже, чем в обычных магазинах. Однако с запчастями на BMW ситуация довольно интересная – дилеры имеют значительные скидки при покупке деталей и благодаря этому могут делать цены на некоторые позиции комплектующих даже дешевле, чем в магазинах! Однако в данном случае все достаточно индивидуально и если есть желание сэкономить, то лучше всего позвонить не только с фирменный сервис, но и в сторонние компании.
Как и на многие прочие европейские автомобили качественные запчасти для BMW 7-серии совсем не обязательно могут носит логотип BMW. В данном случае речь в основном идет о тех фирмах, которые являются официальными поставщиками комплектующих на заводы BMW. На рынке можно встретить различные детали таких марок как LMI, Boge, Hella, Knecht и пр. Подобные запчасти по качеству абсолютно не уступают оригинальным деталям, но при этом разница в цене составляет 30-70%. Но повторим еще раз – в некоторых случаях купить оригинальную запчасть у дилера обойдется дешевле всего.
Немцам есть чем гордиться
Традиционно помимо отменной управляемости и ходовых качеств автомобили BMW славятся своими двигателями. На 7-серию в кузове Е38 устанавливали широкую гамму моторов мощностью от 143 до 326 л.с.
В то время самыми слабыми двигателями обычно были дизели. «Семерка» здесь не исключение. Скажем сразу, что найти автомобиль с 2,5-литровым турбодизелем, который выдавал 143 «лошади» довольно сложно – из-за своей небольшой мощности машина с таким силовым агрегатом не пользовалась спросом. Да и покупать «семерки» с таким мотором не рекомендуется, причем по многим причинам. Дело в том, что дизельные «семерки» обычно использовались фирмами в качестве «разъездных», а водители обычно раскручивали слабенький мотор на всю катушку, чтобы машина хоть как-то ехала (справедливости ради стоит сказать, что до 200 км/час дизельная «семерка» разогнаться могла). В результате автомобили продаются с уже довольно изношенными двигателями. Кроме того, на автомобилях с 143-сильным дизелем обычно серьезно изношена и коробка передач. В общем, покупая BMW 725d с пробегом под 300 тыс. км нужно иметь про запас тысяч пять долларов на ремонт. Кроме того, обслуживание таких моторов обходится дороже.
Намного лучше смотрится 2,9-литровый турбодизель с непосредственным впрыском топлива мощностью 193 л.с. (модель называлась 730d) и тем более 3,9-литровый V8 от версии 740d (245 л.с.). Во-первых, такие машины еще относительно свежие (2,9-литровый мотор появился в 1998 году, а 3,9-литровый – в 1999 году). А во-вторых, водитель за рулем таких машин уже не будет чувствовать себя ущербным. Правда, следует помнить, что система непосредственного впрыска Common Rail требует качественного топлива и постоянной замены фильтров. Что касается проблем с зимним запуском, которые иногда бывают даже у BMW (виновата часто летняя солярка), то с этим можно бороться установив подогреватель топлива (есть отечественного или белорусского производства ценой примерно $100).
Эксплуатация бензиновых моторов кажется менее затратной. При правильной эксплуатации и более-менее нормальном топливе ремонт потребуется примерно через 400-500 тыс. км, хотя есть машины, которые прошли и более 700 тыс. км.
Самым «крутым» силовым агрегатом для BMW 7-серии в кузове Е38 является 5,4-литровый двигатель V12 (326 л.с.). Мотор действительно очень неплохой, однако нужно помнить, что автомобили с такими агрегатами (обозначаются как 750i) обычно дороже своих менее мощных «братьев», а обслуживание 12-цилиндрового двигателя обходится дороже. Кроме того, отмечено, что на BMW 750i обычно быстрее изнашиваются элементы подвески и тормозные колодки (замена передних обойдется в $106, а задних в $119). Также на двигателе V12 чаще требует замены прокладка головки блока цилиндров, что в общей сложности обойдется в $500-800.
«Семерки» с двигатели V8 объемом 3,5 литра (238 л.с.) и 4,4 литра (286 л.с.) по своей динамике ненамного проигрывают BMW 750i, однако такие машины стоят на вторичном рынке дешевле, причем разница в цене может быть довольно значительной. Кроме того, обслуживание этих двигателей требует меньше затрат (например, 4,4-литьровый мотор имеет «вечную» цепь ГРМ, а не ремень). Говорить о каких-то хронических проблемах баварских моторов довольно сложно. Самое главное, что нужно помнить – это не заливать плохой бензин, менять масло и не доводить двигатель до перегрева. Чтобы последнего не случилось (перегрев может привести к фатальным последствиям) нужно хотя бы раз в год прочищать радиатор, вовремя менять охлаждающую жидкость и следить за работой помпы (ее замена в случае поломки будет стоить около $300). Последний совет касается в первую очередь автомобилей с 6-цилиндровым мотором объемом 2,8 литра мощностью 193 л.с.
Дело в том, что одно время некоторые помпы имели в своей конструкции пластиковые детали, которые могли не выдержать работы под высокими температурами и большим давлением. Инженеры BMW поняли это, и с 1998 года конструкция помпы была изменена.
Также нужно следить за верхним патрубком, соединяющим двигатель с радиатором. На «уезженных» экземплярах он может прохудиться или ослабнут хомуты крепления патрубка, что приведет к течи охлаждающей жидкости. Сразу нужно сказать, что водитель должен периодически следить за всеми трубками и хомутами. Например, на некоторых машинах отмечалось хронический уход жидкости в гидроусилителе – виновником явился ослабившийся хомут крепления патрубка.
От плохого бензина в первую очередь страдает катализатор. Но владельцы BMW могут радоваться, ведь его можно удалить примерно на $70, причем совершенно безболезненно для мотора. Делать это нужно только на фирменных СТО, так как они имеют на это разрешение от самой компании BMW. Но перепрограммировать компьютер можно не на всех автомобилях. Можно удалить катализатор или нет, скажут только на СТО, так как даже VIN-номер здесь не поможет.
Что касается замены масла, то тут, видимо, ничего объяснять не нужно. Если хронически затягивать с заменой масла, оправдывая это нехваткой времени, или лить туда всякую дрянь, то компрессионные кольца могут «закиснуть», что приведет к капитальному ремонту. Но это крайние случаи. Вообще когда подойдет время для очередного Т.О. компьютер «семерки» сам скажет об этом.
Кстати, если в двигателе начала немного подтекать прокладка клапанной крышки, то бояться этого особо не стоит. На работоспособность мотора сей факт практически не влияет, а замена прокладки обойдется в $100-150. Однако ремонт двигателей на относительно новых «семерках» - случаи довольно редкие. И, повторим еще раз, происходят поломки моторов обычно из-за нерадивости самих водителей.
Тоже можно сказать и про коробки передач. Как правило, они автоматические, а многие еще и с возможностью ручного переключения, хотя 2,8-литровый бензиновый мотор и 2,5-литровый дизель оснащались и «механикой». АКПП требует только своевременного залива масла (есть коробки с «пожизненным» запасом масла) и грамотного вождения зимой, когда при старте в сугробе нужно включать специальный режим. Ремонта «автомат» может потребовать лишь после 200-300 тыс. км, да и то скорее в целях профилактики (часто можно обойтись суммой в $500-1000). Если же что-то сломалось по серьезному, то в этом случае нужно готовить около $2000.
В «семерке» есть все: большое внутреннее пространство (даже двухметровый гигант устроится без проблем), мощный двигатель и достаточный комфорт. К счастью, автомобили BMW практически избавились от имиджа «тачки для реальных пацанов». Сейчас на BMW могут разъезжать фотомодели, бизнесмены или госслужащие. Если человек готов выложить при необходимости несколько тысяч долларов за ремонт и обслуживание, а сам стиль баварских машин ему по душе, то тогда «семерка» доставит радость своему владельцу. Но покупая автомобиль не надо выбирать между Volkswagen Golf (Ford Mondeo, Opel Vectra и так далее) и BMW 7-серии. Если все же такой выбор встал, то тогда подержанная «семерка» не для вас.
Примерка
Данная конкретная BMW 740i выпущена в 1994 году. Автомобиль находится почти в идеальном состоянии за исключением электролюка, который не работает. В остальном же проблем никаких нет. Недавно на фирменном автосервисе «семерке» полностью «перетрясли» всю подвеску (замена рычагов, шаровых, сайлент-блоков, всех амортизаторов и пр). Она хоть и неплоха, но на наших дорогах постепенно дряхлеет. Двигатель честно выдает свои 286 л.с., и, похоже, будет работать исправно еще не один год. Единственное, за что можно поругать мотор, так это большой расход высокооктанового топлива – в городе около 15-20 литров на сотню.
Испытания BMW 740i на трассе показали, что автомобиль, несмотря на свой девятилетний возраст, способен спокойно разогнаться до двухсот и более километров в час («максималка» искусственно ограничена на отметке 250 км/час). На такой скорости, которая более чем в два раза превышает разрешенные на трассе 90 км/час, BMW идет очень уверенно, лишь изредка требуя коррекции рулем. Про плавность хода и комфорт, видимо, говорить не стоит. И так все понятно.
Что касается цены, то владелец продает свой автомобиль за $13 000. ЭКСКУРС
Первая BMW 7-серии появилась в модельной гамме BMW в 1977 году (кузов Е23). Тогда автомобиль оснащался 2,8-литровым и 3,5-литровыми карбюраторными моторами мощностью 170 и 184 л.с. Позднее появились бензиновые двигатели с системой впрыска, в том числе и с турбонаддувом.
Новое поколение «семерки» было представлено в сентябре 1986 года. Автомобиль, с кузовом Е32 был значительно «круче» предыдущей модели. Дизайн стал современнее, двигатели мощнее, а сам автомобиль гораздо комфортнее. В сентябре 1987 года появилась и удлиненная на 115 мм версия 750iL с автоматической коробкой. Оснащение автомобиля включало в себя самое разнообразное оборудование, а с 1989 года на версию 750i начали устанавливать противобуксовочную систему.
Третье поколение автомобиля (кузов Е38) появилось в 1994 году. Автомобиль оснащался двигателями V6, V8 и V12. Последний из них имел объем 5,4 литра и мощность 326 л.с. с которым автомобиль разгонялся до 100 км/час за 6,8 сек.
В 1998 году был проведен рестайлинг «семерки». Внешность претерпела незначительные изменения, появились новые турбодизели, а оснащение автомобиля стало богаче.
Модернизация автомобиля помогла BMW 7-серии продержаться на конвейере еще три года, пока в 2001 году не было представлено принципиально новое поколение, которое кардинально отличается от всех предыдущих моделей BMW.
Эту статью и еще массу других интересных материалов вы можете прочитать в газете МК-Мобиль