«Ты бы еще ей пива налил!.. Эй, парень, ты что не просох после вчерашнего?!» – Норберт Хэббен привык к насмешкам и удивленным возгласам, когда он заливает топливо в бак своего Mercedes 190.
Чтобы заправиться ему не нужно ехать на заправку. Чистое растительное масло он может залить на любой стоянке. «Неужели поедет?!» – часто спрашивают изумленные прохожие. – «А как же поедет как миленькая!». Поехать то автомобиль поедет, то Норберт не всегда признается, что двигатель на его машине необычный.
Норберт Хэббен установил на свой Mercedes двигатель разработки инженера Эльсбетта. Это трехцилиндровый мотор мощностью 85 л.с., который потребляет в качестве топлива рафинированное масло. Да-да на обычном масле, которое используется для салатов. Хэббен покупает масло не в литровых бутылках, а в больших канистрах, которые продаются в крупных супермаркетах – так получается дешевле. Чтобы завести мотор, нужна буквально чайная ложка топлива, а потом он потребляет только натуральное растительное масло – от 4 до 5 литров на сто километров.
Экологи должны быть в восторге. Как же им не радоваться, если рафинированное масло из рапса, подсолнечника или льняного семени абсолютно не токсично, не содержит серы, а также свинца и других тяжелых металлов. При сгорании постное масло выделяет ровно столько углекислого газа, ответственного за возникновения глобального парникового эффекта, сколько его потребовало бы растение в процессе своего роста. С экологической точки зрения приходится признать, что растительное масло – идеальное топливо для двигателей внутреннего сгорания. Но все же защитники окружающей среды и автомобилестроители с редким единодушием пренебрегают двигателем системы Эльсбетта.
Масляные двигатели продвигает на рынок небольшая группа энтузиастов, и им удалось добиться некоторых успехов – теперь моторы Эльсбетта продаются. Покупают их очень мало, так что автомобили на масле, по-видимому, еще длительное время будут в диковинку. Изобретатель Людвиг Эльсбетт запатентовал свое изделие десять лет назад, и даже получил за свое изобретение очень престижную премию «Филипп-Моррис». Эльсбетта с его мотором показали по телевиденью, но ни премия, ни кратковременная популярность не помогли заинтересовать своим оригинальным мотором автомобильные концерны. Применение в начале 90-хх нового вида биодизельного топлива – химически измененного рапсового масла – тоже не привлекло особого внимания. Производители и покупатели упорно не хотели замечать масляный двигатель Эльсбетта.
В такой ситуации использовали свой шанс небольшие мастерские. Пять самостоятельных немецких фирм занялись переделкой серийных двигателей в масляные. Но заняв свою «нишу» на автомобильном рынке, эти фирмы не успокоились и начали друг с другом ожесточенную «войну цен». Клиенты оказались в выигрыше, и установка масляного мотора вдвое подешевела. Спрос резко вырос.
Даже министерство экономики Баварии закупило на пробу 90 штук. Предварительная оценка положительная: «Надежные и нетребовательные в обслуживании двигатели; позволяют резко уменьшить концентрацию в воздухе таких компонентов, как сажа, сера и канцерогенные вещества; не увеличивают количество углекислого газа, следовательно, не участвуют в создании парникового эффекта».
Относительно большим спросом пользуются масляные двигатели в сельскохозяйственных районах. Для фермеров было бы очень удобно выращивать самим рапс и получать из него топливо для своих автомобилей, сельскохозяйственных машин, пил и т.п.
Новый специальный мотор Эльсбетта стоит вместе с установкой около 15 000 долларов, и установить его можно не на любую машину, а только на некоторые модели Mercedes и Volkswagen . Но можно пойти и более дешевым путем – переделать за 3 000 долларов стандартный дизельный двигатель. Правда, и тут есть проблемы. По приблизительным подсчетам для переделки годятся только около 8% дизельных двигателей.