Заработок российских автомобильных дизайнеров основан на том, что во всем мире есть несколько тысяч богатых фанатов авто, которым совершенно не хочется ездить на стандартных и безликих Toyota, Honda или Volkswagen , и даже самый навороченный тюнинг им не нравится.
Для таких людей существуют производители мелкосерийных дорогих и престижных автомобилей: Lamborghini, Ferrari, Bristol, Aston Martin и так далее. Такие машины стоят сотни тысяч долларов. Такая цена объясняется не только себестоимостью (при изготовлении мелкосерийных автомобилей используется много ручного труда), но и престижем марки.
Но иногда тираж и в сотни штук оказывается слишком велик. Факт осознания того, что еще у кого-то есть такой автомобиль, может понравиться не всем (тут еще необходимо учитывать, что богачей в мире не так уж много, поэтому проблема уникальности средства передвижения встает у этой прослойки населения еще острее). И тут на первый план выходит идея создания автомобиля в единственном экземпляре. Надо сказать, что на Западе изготовлением автомобиля на продажу «с нуля» и в единичном экземпляре никто не занимается. Другое дело Россия…
Многие наверное уже слышали про автомобиль Volga V12 Coupe, которая была выставлена на августовском автосалоне в Москве. Эта машина отличается тем, что ее кузов полностью сделан вручную и больше таких авто нет и не будет. Сотрудники фирмы A:Level отказываются сообщить стоимость Volga V12 Coupe, а названные в прессе цифры колеблются от 300 000 долларов до 1 млн.
Между тем потребительская ценность Volga V12 Coupe недалеко ушла от BMW 850 CSI, на платформе которого она собрана. Тот же 12-цилиндровый двигатель мощностью 380 л.с., шестиступенчатая КПП, задний привод, максимальная скорость в 250 км/час и прочее. Так что если кому-то хочется просто испытать удовольствие от вождения автомобиля, то проще и дешевле купить подержанный BMW 850 (сейчас уже не выпускается).
Основная же ценность Volga V12 Coupe заключается в уникальном кузове, сделанном в единственном экземпляре (кстати, по техпаспорту машина именуется «BMW 850 в измененном кузове, внешне напоминающем «ГАЗ-21»). Создатели утверждают, что повторять свою работу они не будут ни при каких обстоятельствах: произведение искусства нетиражируемо. В связи с этим и цена у нее соответствующая.
И высокая стоимость объясняется не только уникальностью кузова. Так если себестоимость картины (не включая работу художника) составляет траты на холст, кисти, краску и натурщиков (да и то, если они необходимы), то сделать вручную автомобиль дорого по определению. Вот что рассказал журналу «Деньги» Аркадий Гасиловский, менеджер A:Level:
«Даже если не учитывать собственно работу дизайнеров, на постройке автомобиля 17 месяцев работали пять мастеров. Я подсчитал, что чистые затраты высококвалифицированного ручного труда составили 14 280 человекочасов».
Volga V12 Coupe делали вручную по тем же технологиям, которые применяются при восстановлении машин после аварии: вручную выколачивали кузовные панели, варили, красили, лакировали. Такая работа в мало-мальски приличном автосервисе стоит никак не меньше 25 долларов за час. Простое умножение человекочасов на этот усредненный тариф дает 357 000 долларов. Такую сумму должен заплатить заказчик только за чисто механические операции по ее изготовлению, без учета стоимости комплектующих и оплаты дизайнерской музы. Рентабельность качественного автосервиса не опускается ниже 20% - следовательно, с одной машины ателье может получить не менее 70 000 долларов. Вроде бы не так уж и много за 1,5-годовалую работу 5 человек. На самом же деле гонорар изготовителя единичного автомобиля может оказаться значительно более высоким, ведь простым подсчетом определяется только нижняя граница цены автомобиля. Например, в Европе цена такого коллекционного образца может зашкаливать за 1 000 000 долларов.
А вот что рассказал «Деньгам» Анатолий Михайлов, директор A:Level:
«Человека, интересующегося возможностью заказать у нас автомобиль, с самого начала ставят перед фактом: МАШИНА ОБОЙДЕТСЯ НЕ МЕНЬШЕ ЧЕМ В 200 000 ДОЛЛАРОВ И ГОТОВА БУДЕТ НЕ РАНЬШЕ ЧЕМ ЧЕРЕЗ ПОЛТОРА ГОДА».
Естественно, на таких условиях заказывают автомобили лишь единицы: большинство теряет интерес, бросив на прощание что-нибудь вроде «за эти деньги я лучше два Bentley куплю». Однако массовый клиент и не нужен.
«Есть конкретные люди, которые хотят осуществить такой заказ, - продолжает Анатолий Михайлов. – Те, кто может оценить и красоту сделанной нами машины, и ее качество. Мы договорились о сотрудничестве с главой германской компании Hamann (занимается изготовлением аксессуаров для BMW и тюнингом BMW – прим. Autoban.ru) Ричардом Хаманном – он не только бизнесмен, но и коллекционер автомобилей. Не исключено, что мы будем делать кабриолет для его коллекции. К нашей работе проявил интерес глава BMW Russland Вольфганг Шлиммер».
Известен и еще один заказчик уникального автомобиля, который сейчас находится в стадии разработки – это президент ассоциации российских каскадеров Александр Иншаков, который уже владеет купе Mercedes 126 с измененным силуэтом.