В тесте участвуют автомобили: Skoda Roomster
Два мешка картошки, собака, жена, три тещиных чемодана, сама теща. Весь этот джентльменский набор надо перевезти по известному маршруту до пункта Б – домика в деревне. И по дороге подхватить родную бабулю двадцать шестого года рождения. Задачка-а-а...
Домашнее задание
Мама, отвезите меня в желтый дом!
Зачем я женился, зачем попробовал шампанское в подростковом возрасте, зачем вообще появился на свет божий? Чтобы каждые выходные родня использовала меня в качестве извозчика, а после двухдневной экзекуции пичкала самопальными пирожками, на которые у меня уже десять лет аллергия? Очередной уик-энд грозил завершиться традиционным стрессом для моего бесценного организма. Теперь вы понимаете, откуда берутся трудоголики? Правильно, я взял работу на выходные. Только, увы, работой оказался не двухместный «Ягуар», который бы сразу исключил садово-дачное использование, а похожий с виду на грузовик «Румстер». «Вот и славно!» – сказала жена...
Я сделал три круга вокруг машины, затем для верности еще столько же в обратном направлении. Что за «каблук» неясной ориентации, окрашенный в черный металлик? Да нет, никакой это не грузовик – одни диски колесные чего стоят. И огромные боковые стекла задних дверей – разве что их элегантно-дерзкое несовпадение с размером передних намекает на нечто не совсем обычное, скрывающееся внутри.
С лица на прошлые «Шкоды» он вообще не похож. Скорее любопытный гибрид агрессивного взгляда БМВ и широкой улыбки «Ауди». И уж чего-чего, а впечатления дешевизны внешность «Румстера» никак не производит. Вертикальные же задние фонари, обрамленные богатой белой каймой, мне понравились уже на пятом круге. Что ж, придется ехать. Посмотрим, как справится этот стиляга с чемоданами, собакой и прочей живностью.
И даже немножко лимузин
Теща собственноручно загрузила свою поклажу в предназначенный для этой цели отсек. Низкий порог багажника позволил обойтись без мужской помощи, и, поставив чемоданы вертикально, она обнаружила, что осталось место для домашнего животного. Куда девать мешки с картошкой? Теща выгрузила чемоданы, собаку и попыталась «что-нибудь придумать». Я посоветовал сложить одно из задних сидений, что она и сделала. И опять-таки самостоятельно! Любое из этих кресел вообще можно снять – легко и просто. Для начала полностью складываем спинку, потом, потянув за рычаг, придаем подушке вертикальное положение. Остается только снять сиденье с полозьев.
Примечательно, что задний диван состоит из трех секций, совершенно независимых друг от друга. А центральную разработчики и не думали маскировать под отдельное посадочное место. Это просто большой, широкий и удобный подлокотник, скрывающий в себе нишу для мелких вещей. За счет того, что передние и задние сиденья инженеры разнесли по высоте, получается, что спереди посадка очень низкая и в некотором роде глубокая, а сзади – как на театральном балконе. Впрочем, даже если бы я в силу своих антропометрических показателей подходил для занятий баскетболом, места для головы было бы достаточно.
Получается, что в «Румстере» задние места отнюдь не принадлежат к третьему классу. Кроме того, механизм регулировки угла наклона спинки (три фиксированных положения) и вовсе способен поднять статус пассажиров «Румстера» до уровня обитателей лимузинов. Впервые, не знаю уж, за сколько лет, мне захотелось кого-нибудь посадить за руль вместо себя. И вытянув ноги, наслаждаться дорогой до тещиной дачи в ее же собственном обществе.
Вот на что, оказывается, способны чешские инженеры-компановщики. «Бехеровки» за их здоровье! Но только по приезде – собака, удобно устроившись в багажнике, уже тихо посапывает. Пришлось садиться за руль.
За рулем секретного «Гольфа»
Педали новенького «Румстера» сверкали алюминием и скрипели, будто в них забыли заложить смазку. Зачем, спрашивается, этому «каблучку» педальный узел спортивного исполнения? Ведь самые мощные его моторы 105-сильные – 1,9-литровый дизель и 1,6-литровый бензиновый. Среди пяти доступных двигателей лишь эти два и подходят для полноценного семейного использования. А 1,2-литровый 3-цилиндровый «казус» подойдет разве что для четы пенсионеров, которые даже в юности дальше самой правой полосы не выезжали. Сами посудите: хилые 64 силы на тонну с гаком только снаряженной массы, без картошки, собаки и прочего. Даже паспортные 17 секунд до сотни кажутся для такого слишком уж оптимистичными. К счастью, у нашего «Румстера» под капотом 1,6 литра и больше сотни сил.
Погрузившись в удобное водительское сиденье, я ощутил себя пилотом истребителя: посадка настолько низкая, что взгляд уперся в панель приборов. Исправляем положение рычажком регулировки кресла по высоте. Затем подбираем оптимальное положение руля. Гм-м, если по вылету ход позволяет обеспечить удобную позицию для рук, то по высоте он оказался не очень велик.
Подлокотник я почти сразу откинул за ненадобностью. После нескольких манипуляций выяснилось, что активная работа рычагом механической коробки несовместима с рабочим положением этого аксессуара, призванного обеспечить максимальный для меня комфорт.
Впрочем, это мелочи. Главное, что я для себя вынес, еще даже не тронувшись в путь, – интерьер «Румстера» совершенно лишен признаков бедного родственника. Эта маленькая по сути своей машинка (да, с виду она отнюдь не смотрится малышкой, но ведь сконструирована на базе еще даже не успевшей дебютировать «Фабии» второго поколения!) оказалась полноценным автомобилем С-класса, способным на конкуренцию с традиционными седанами и хэтчбеками. У меня даже создалось впечатление, что сижу в новом секретном «Фольксвагене-Гольф». Лишь руль, обтянутый скользкой кожей, кажется дешевым инородным элементом.
Маленькие радости
Первый десяток километров по городским заторам показал, что двигатель справлялся с возложенной на него ношей практически без напряжения. Хороший запас тяги на передачах позволял даже груженой машине демонстрировать некое подобие динамики, особенно если держать мотор в узде высоких оборотов и переключаться поближе к красной зоне тахометра. Другое дело, что весь процесс сопровождался довольно сильным шумом.
«Румстер» оказался достаточно проворным и маневренным (диаметр разворота всего 10,3 метра – у нынешней «Фабии» на 20 см больше!). Рулевому управлению, правда, не хватает точности и остроты, но, в конце концов, «Шкода» пока не выпускает спорткары.
И все же я не удержался от резких перестроений из полосы в полосу. Как ни странно, ни меня, ни сидящую рядом жену при этом не болтало по салону: боковая поддержка сидений оказалась на высоте. Наоборот, теща при каждом «упражнении», сопровождавшемся боковыми кренами, постоянно упиралась лицом в мешок с картошкой. Если же я от души давил «лежачего полицейского», она подпрыгивала до потолка, а я, пользуясь случаем, объяснял, что представляет собой установленная на «Румстере» поперечная балка от «Октавии» и чем она хуже независимой подвески.
«Румстеров» по осени считают
Оставив картошку в семейном запаснике и взяв на борт бабулю, двинулись дальше. Весь путь по загородному шоссе проделали молча. Шум от двигателя я устранил, увеличив громкость радио, теща смотрела на ночное небо сквозь прозрачную крышу, жена с собакой уснули. «Румстер», конечно, не может предоставить комфорта бизнес-класса, но настроение в подобных семейных вылазках не портит. Вот только из-за жестковатой, не слишком комфортабельной задней подвески в Крым или Архангельск на такой машине, пожалуй, все же ехать не стоит. Расслабившись, я откинул подлокотник и держал «крейсерские» 120 км/ч.
Вечером, за пирогами, вся родня сошлась на том, что «хороший автомобиль, надо и нам брать». Однако посмотрев распечатку с ценами, ахнули. За черный «Спорт-1,6» с механической коробкой просят $27 400. В эти денежки можно при желании уложить два «Фокуса». Бабушка машинально достала папиросу: «Сталина нет! При нем в народном хозяйстве порядок был».
Ей можно верить. Сумма, которую хотят за «Румстер», пожалуй, единственное, что может отпугнуть покупателей от этого безусловно талантливого автомобиля. С другой стороны, пользоваться транспортом будет вся семья, поэтому и скинуться должны все. Если отказаться от панорамной крыши, адаптивных фар, заднего парктроника и прочих буржуазных излишеств, цену можно сбросить на четыре-пять тысяч. И вы получите замечательное 5-местное средство достижения семейного счастья.
Имя собственное
К какому же классу отнести новую модель «Шкоды»? Неужели даже с учетом сегодняшнего разнообразия автомобильных подвидов для «Румстера» не найдется подходящей ячейки? По номинальным признакам новинка попадает в «гольф»-класс (колесная база 2617 мм, больше чем у «Октавии-Тур»). Однако широкие возможности трансформации задних сидений, большая площадь остекления задних дверей, высота салона, комфорт, с которым здесь могут путешествовать пассажиры второго ряда, – все это признаки компактвэна. Но ведь спроектирована машина на переднеприводной платформе «Фабии», значит, называться она должна микровэном.
Однако стоит ли ориентироваться на официальное название, данное маркетологами «Шкоды» (компактный MPV, то есть многоцелевой автомобиль)? Думается, идеи, заложенные в «Румстере», вполне могут задать новый вектор развития всем хэтчбекам «гольф»-класса. Вот он какой особенный: «Румстер» – это «Румстер», ни больше ни меньше.
Оптический обман
Широкий список из 15 комплектаций не должен вводить потенциального покупателя в заблуждение. За разумные деньги вряд ли получится составить минимально необходимый набор опций. $15 490 придется выложить за совершенно «голый» экземпляр с 1,2-литровым мотором. Из базового оборудования достойны внимания лишь ABS и регулировка руля по длине и углу наклона – все остальное есть и в «жигулях». 105-сильный бензиновый мотор в самом дешевом варианте обойдется уже в $18 690, а за 1,9-литровый турбодизель такой же мощности просят ни много ни мало $23 590! Тем, кто желает получить от машины максимум удовольствия, только на опции надо готовить около $5000.