Поэтому даже профессионалу высокого класса требуется место и время, чтобы понять характер конкретной модели и выработать совершенно определенные навыки управления. Тогда один путь — в корпоративную школу вождения. Ходят упорные слухи, что курсы Audi quattro Driving Experience не так давно прошел Михаэль Шумахер.
Раннее утро с лиловым диском Солнца на ледяном небе. Заснеженная твердь озера Идр рядом с одноименным центром зимних видов спорта, Север Швеции. Минус 32 градуса по Цельсию, ветер. В глазах десяти российских автомобильных журналистов, застывших на льду в тонких туфлях, кроссовках или ботинках (теплая и объемная обувь для активного вождения не подходит) и в хрустящих при малейшем движении куртках, читается жгучее желание побыстрей забраться в машины. Сюзан Котулински, наш шеф-инструктор, прекрасно это понимает, и потому сокращает объяснение задачи до минимума, призывая вспомнить все, что нам уже известно.
Как я очень скоро понял, следовало вспомнить разве что утренний 15-минутный инструктаж в теплой гостинице за завтраком, а почти все остальные навыки, полученные за рулем других автомобилей, лучше было, напротив, немедленно забыть. Потому что полноприводная Audi (в данном случае A4 с 1,8-литровым бензиновым турбодвигателем и механической коробкой передач) ведет себя совершенно по-особенному. Сами по себе цифры, говорящие о распределении мощности и крутящего момента между осями, не значат ровным счетом ничего. Так, сопровождавший нас представитель Audi уверял меня, что в идеальных условиях распределение осуществляется в равной пропорции, 50 на 50, но при пробуксовке энергия силового агрегата чуть ли не полностью передается колесам, имеющим лучшее сцепление с покрытием. И эта «теоретическая база», верная или нет, могу заверить — в жизни не имеет никакого значения. Но в том-то и гениальность школы, что ставка делается на многочасовую практику, на «вкатывание» в автомобиль.
Для начала, в первой половине этого дня, мы, разбившись на две группы, выполняли относительно простые упражнения. Нужно было, например, разогнавшись до 70 км/ч, резко затормозить и, не снимая ноги с педали, совершить переставку. Затем проделать то же самое, но без торможения. Разумеется, вписываться следовало в узкий коридор, обозначенный красно-белыми конусами. Поэтому очень скоро красные отметины украсили передние бампера многих машин. Да, система электронной стабилизации ESP была отключена. Иначе невозможно почувствовать истинные возможности полного привода Audi . И невозможно научиться по-настоящему хорошо управлять этой машиной.
Другое упражнение — прохождение круга и связки поворотов с предварительным заносом. Теперь уже пришлось отключить и другую электронную систему — ASR, исключающую пробуксовки колес. По существу, в нашем распоряжении осталась только АБС. Сюзана комментировала и корректировала действия каждого, подзывая водителей к своему автомобилю. Что именно она говорила, и, вообще, какие приемы следует использовать в той или иной ситуации, я рассказывать не стану в твердой уверенности, что этому по газете научиться нельзя. Свою задачу я вижу в том, чтобы еще раз обратить внимание уважаемых читателей: школы вождения, в том числе экстремального, — дело в высшей степени полезное, возможно — жизненно необходимое.
Самое главное и самое интересное началось во второй половине этого дня, и продолжалось весь следующий, почти от рассвета до заката. Это была ледовая трасса длиной 3200 метров, изобилующая поворотами разной степени сложности, и ограниченная с обеих сторон на всем своем протяжении снежными валами. Причем в какой-то момент поступила команда остановиться, а когда трассу покинула последняя машина — начать движение в обратную сторону. И первый заезд после разворота был на время. Пройти путь меньше чем за четыре с половиной минуты удалось далеко не всем. Но дело, конечно же, вовсе не во времени, а в том, что каждый получил блестящий шанс прочувствовать возможности автомобиля; и проверить собственные способности, и многому научиться. Если что-то не получалось, требовалась консультация, можно было пригласить инструктора на пассажирское сиденье и попросить откорректировать свои действия по ходу дела.
Тут требуется внести одно существенное уточнение. Такая программа рассчитана на уже достаточно подготовленных водителей, имеющих за плечами «начальные классы» школы Audi quattro. На озеро Идр (или в другие аналогичные места) новичок попасть не может. Но, по моему мнению, именно такая программа наиболее эффективна.
Во время коротких смен за рулем мороз уже не чувствовался (а на второй день потеплело до минус 20). Мы без устали нарезали круг за кругом, и с каждым из них все очевидней становились тонкости поведения машины и, безусловно, сами преимущества полного привода Audi . Если коротко определить их, я бы сказал, что при известных навыках управление этим автомобилем требует меньших физических затрат, чем большинством других. Хотя бы потому, что приходится менее активно вращать руль. Для меня это было, пожалуй, главным открытием.
Надо сказать, что без повреждения автомобилей дело, конечно, не обошлось. Рядом постоянно дежурила машина техпомощи, и без дела она не стояла. То один, то другой стажер оказывался в снежном плену на обочине, и его приходилось вытягивать. Но вот когда сразу четыре Audi ждали помощи, терпеливая Сюзана вынуждена была прервать наши упражнения и призвать к осторожности, объяснив попутно, что лед во второй половине дня уже совсем не такой, как в первой. Более скользкий. Что было сущей правдой: трассу раскатали в некоторых местах до зеркального блеска, причем кое-где на льду образовалась водяная пленка. А вылетаешь на эти участки, подсознательно рассчитывая на иные сцепные свойства отличной шипованной резины. В результате приходилось «загорать», ожидая помощи.
В заключение не могу не отдать должное отличной организации школы, приготовившей нам напоследок очень приятное развлечение. Вечером второго дня у маленького отеля нас ждали снегоходы. Поздняя прогулка на них, кажется, до территории близкой Норвегии, сауна и горячий деревянный бассейн под открытым небом — такое помнишь долго.
Олег Осипов
Идр — Москва
Фото автора
Эту статью и еще массу других интересных материалов вы можете прочитать в газете «АВТОМОБИЛЬНЫЕ ИЗВЕСТИЯ» (www.autoizvestia.ru)