В тесте участвуют автомобили: Volvo S70, Volvo V70
Посмотреть другие фото (1) |
На вторичном рынке к "Вольво" до сих пор относятся настороженно, считая их автомобилями для толстосумов. Зря. Сейчас "Вольво" в содержании не дороже престижных немецких "одноклассников".
Появившись на свет в 91-м, "Вольво-850" стал настоящей бомбой: передний привод, мощный мотор, отменная управляемость. Парни из Гетеборга доказали, что могут делать не только самоходные баржи для пенсионеров, но и АВТОМОБИЛИ, которые умеют ездить по-настоящему.
Увы, машина вышла со множеством "детских болезней". Большинство удалось "вылечить" к середине 90-х. Но все же окончательно отработанным и беспроблемным "Вольво-850" стал к середине 1997 года, когда наряду с изменениями в дизайне седан получил имя S70, а универсал - V70. В таком виде машина продержалась на конвейере до середины 2000 года, и именно ее многие считают лучшим "Вольво" 90-х годов.
Универсал - это философия "Вольво"
В нашей стране традиционно более популярен седан. Но "семидесятка" - тот случай, когда есть смысл задуматься об универсале. Недаром в Европе на каждый проданный S70 приходится три V70.
Философия "Вольво" всегда опиралась на семейные ценности и заботу о человеке. Неудивительно, что с таким подходом шведы стали, пожалуй, лучшими в мире специалистами по универсалам. V70 получился очень удобным и функциональным. Почти вертикальная задняя стенка позволяет максимально эффективно использовать объем багажника. Сложив раздельный задний диван и спинку правого переднего кресла, вы получите погрузочную площадку длиной 2,75 м. Очень удобно для перевозки, например, виндсерфа.
Покупая сегодня "семидесятку", вы гарантированно можете рассчитывать на АБС, водительскую и две боковые подушки безопасности, электропакет (стекла и зеркала), центральный замок, обогрев сидений и зеркал. А правая подушка, кондиционер, климат- и круиз-контроль, компьютер, электрорегулировка сидений, деревянная отделка предлагались за доплату.
Моторы на бумаге…
Принято считать, что 4-цилиндровый двигатель на модели бизнес-класса - признак бюджетного автомобиля, а под капотом престижной модификации должны быть шесть цилиндров. Шведы умудрились втиснуть рядную "пятерку" поперек моторного отсека, сохранив престиж и почти "шестицилиндровую" плавность работы. Кроме того, поклонники модели особо ценят ни с чем не сравнимый гортанно-металлический звук выхлопа шведских "пятерок".
Сервисмены не рекомендуют покупать "семидесятку" с двухлитровыми бензиновыми моторами: в Россию они официально не поставлялись, отсюда возможны проблемы с диагностикой и запчастями. Турбодизель "Ауди" у нас вообще вне закона. Дилеры "Вольво" не берутся за него, поскольку не располагают соответствующей диагностической аппаратурой, а техцентры "Ауди" - потому, что для "Вольво" он имеет иные настройки.
Оптимальными для "семидесятки" считаются безнаддувные моторы объемом 2,5 л. Тот, что имеет 20 клапанов, развивает мощность 170 л. с., а 10-клапанный - 144 силы. Преимущества более "крутильного" 20-клапанника проявляются только на высоких скоростях. В городе же оба мотора ведут себя примерно одинаково.
Существует также 193-сильная версия 20-клапанного двигателя с турбиной низкого давления. Он устанавливался на полноприводные модификации AWD и "Кросс Кантри", а иногда и на переднеприводные машины. Такая турбина практически не снижает ресурс мотора, зато наделяет его отменной тяговитостью на малых оборотах.
Если не считать спортивные R, о которых разговор особый, наиболее мощной модификацией является T5. Ее 2,3-литровый 20-клапанник с турбиной высокого давления, которая открывает мотору "второе дыхание" после 3000 оборотов, выдает 240 л. с. Правда, за ураганную динамику приходится расплачиваться ресурсом. Если прежний владелец любил "наступить", двигатель Т5 может скиснуть уже после 250 000 км.
…и в эксплуатации
Помимо замены масла и фильтров, моторы "семидесятки" в наших условиях чаще всего требуют замены свечей. На "атмосферных" версиях они служат примерно 20 000 км, на турбо - вдвое меньше. Причиной перебоев в работе двигателя могут стать и форсунки впрыска: срок их службы на нашем бензине непредсказуем. Если не помогает ультразвуковая очистка, которую рекомендуется проводить каждые 40 000 км, форсунки придется менять. Можно использовать "неоригинал" фирмы "Бош" по $70 за штуку. А вот отказы датчиков положения коленвала и распредвалов, из-за которых мотор может глохнуть или вовсе не заводиться, на S70/V70 стали редкостью по сравнению с 850-й. Но все же, чтобы в случае поломки на дороге вас не "развели" на блок управления двигателем, знайте, их замена - дело копеечное.
Ремень ГРМ предписано обновлять через три года или 120 000 км - что наступит раньше. Причем первый раз придется потратить только $120 на замену самого ремня, поскольку его ролики удивительно долговечны. Обычно их меняют лишь при повторной замене ремня и то в профилактических целях.
Зато по состоянию роликов ремня привода вспомогательных агрегатов (генератора, усилителя руля, кондиционера) можно составить представление о пробеге машины. Если они свистят, значит, этот "Вольво" намотал не менее 150 000 км, что бы ни говорил продавец. Стук гидрокомпенсаторов клапанов, не пропадающий после прогрева, свидетельствует о пробеге, скорее всего, за 200 000 км. К диагностике такого мотора следует отнестись серьезно. Замена самих компенсаторов обойдется в $310-510 в зависимости от количества клапанов. Но если они стучат уже давно, то, возможно, разбились их седла в головке блока. Замена головки потянет уже на $1400.
Выбираем коробку передач
"Вольво-S70/V70" позволяет выбрать как ручную, так и автоматическую коробку передач с любым из двигателей, включая самый мощный 2,3-турбо. К "механике" претензий нет. Сцепление обычно служит 120 000-150 000 км и только на Т5 почти вдвое меньше, если на светофорах использовать потенциал турбомотора "со знанием дела". Замена сцепления стоит $360.
Японская 4-ступенчатая коробка передач с электронным управлением также очень надежна при условии правильного пользования и замены масла через 40 000 км. Но есть у "автомата" скрытый враг - антифриз двигателя. Дело в том, что масляный радиатор коробки передач имплантирован в радиатор системы охлаждения мотора. В случае легкой аварии может произойти внутренняя разгерметизация. Тогда к маслу коробки начинает подмешиваться антифриз, который со временем неминуемо ее прикончит. Поэтому перед покупкой обязательно осмотрите щуп коробки. Если он покрыт эмульсией, следовательно вскоре предстоит ремонт коробки. От такой машины лучше отказаться. Дело даже не в стоимости ремонта - $1500. Как показывает опыт, отремонтированный "автомат" почти всегда работает хуже.
На все двигатели, начиная со 170-сильного, серийно устанавливалась противобуксовочная система TRACS. На скорости до 40 км/ч она притормаживает буксующие колеса, помогая автомобилю трогаться на скользкой дороге. За доплату переднеприводные машины оснащали более продвинутой системой динамической стабилизации STC. Помимо подавления пробуксовки, она еще и борется с заносами. Но все же самое лучшее средство против скользкой дороги - это…
Берегите диски
Срок службы передних тормозных дисков приведен в таблице с учетом благоприятных условий. Но диски на "семидесятке" очень боятся перепада температур. Стоит после нескольких интенсивных торможений въехать в ледяную лужу, как диски "идут винтом". Проточка по-могает на короткое время - дешевле сразу же поменять. Вниманию рьяных экономов: тормозные суппорты стойко переносят нашу дорожную соль только при условии, что колодки меняются уже после 50-процентного износа. Стоит доездить до металла, как цилиндры подклинит, и тогда в лучшем случае ремонт ($120 - два суппорта), в худшем - замена - $340.
…полный привод
Им оснащали V70 AWD (седанов S70 AWD было выпущено очень мало) и его более популярный вариант "V70-Кросс Кантри" с увеличенным до 165 мм дорожным просветом и характерными бамперами с накладками из некрашеного пластика. Поэтому "Кросс Кантри" не боится легкого бездорожья. На полноприводные "семидесятки" устанавливали 193-сильный турбомотор объемом 2,5 л с ручной или автоматической коробкой передач.
Такие машины не боятся ситуаций, когда, например, правые колеса находятся на льду, а левые - на асфальте. За счет задней и "виртуальной" передней блокировки автомобиль все равно тронется с места. Этого вполне достаточно, чтобы уверенно чувствовать себя в снежной каше или на мокрой, но ровной грунтовке. Однако на более серьезное бездорожье лучше не соваться даже на "Кросс Кантри".
Система полного привода на "семидесятке" беспроблемна. Необходимо лишь контролировать состояние пыльников не только передних, но и задних ШРУСов и через 90 000 км менять масло в заднем редукторе (только масло с индексом LSD для дифференциалов повышенного трения).
Шасси: живучесть - средняя
Шасси "семидесятки" на наших дорогах демонстрирует вполне удовлетворительную выносливость. Возможно, немногие детали отличаются рекордной долговечностью, но и откровенно слабых мало.
Если не считать копеечных стоек стабилизатора, то чаще всего внимания будут требовать верхние опорные чашки передних амортизаторов и тормозные диски. Чашки начинают стучать примерно на 60 000 км. Менять их выгоднее вместе с амортизаторами, но если они уже застучали, а амортизаторы еще "живые", замену чашек лучше не откладывать. Иначе амортизаторные стойки могут встретиться с крышкой капота… С 2000 модельного года пошли усиленные чашки, взаимозаменяемые со старыми.
Обратите внимание на состояние рулевой рейки. При пробеге около 150 000 км она может потечь. Если "сопливится" верхний сальник, уплотняющий вал рулевой колонки, смените его ($120), и проблема решена. Если же рейка течет с боков, - в ней появился люфт и пытаться что-либо сделать бесполезно. Замена рейки обойдется в $680.
В задней подвеске универсалов могут использоваться амортизаторы, автоматически выравнивающие кузов в зависимости от загрузки. Служат они примерно столько же, сколько обычные, но стоят существенно дороже - $480 за пару.
Кстати, задняя подвеска доказывает, что обслуживаться следует пусть не на фирменном, но специализирующемся на "Вольво" сервисе. Если на подъемнике покачать задние колеса "семидесятки" взад-вперед, они проявляют неестественную податливость. Мастер на все руки сразу же "приговорит" сайлент-блоки задней подвески. На самом же деле колеса "гуляют" в эластичных втулках. Они обеспечивают эффект подруливания в поворотах и практически вечные. Короткие рычаги (или опорные сайлент-блоки) задней балки выхаживают 180 000-200 000 км. Их износ сложно выявить на ощупь - стучит сзади что-то и стучит. Незнакомый с "Вольво" механик "перетряхнет" за ваш счет всю подвеску.
Нужна ли вам турбина?
Новая турбина стоит порядка $1100, и примерно к 200 000 км эту сумму скорее всего придется выложить. Поэтому перед покупкой следует обязательно проверить состояние турбины, а в дальнейшем взять за правило не глушить двигатель сразу после остановки, давая ему поработать секунд 30 на холостых оборотах. Плюс к тому турбомоторы крайне требовательны к качеству и своевременной замене масла, исправности системы охлаждения и чистоте воздушного фильтра. В наших условиях его следует менять через 10 000 км против предписанных 30 000 км. И все же если есть возможность выбора, то при покупке подержанного автомобиля стоит хорошо подумать, нужна ли вам турбина.
Первое свидание
Итак, вы определились с модификацией "семидесятки" и уже присмотрели конкретный экземпляр. Оценить техническое состояние современной иномарки самостоятельно вы не сможете - поэтому не пожалейте $100-150 и доверьте диагностику спецам из техцентра. Пока же ограничьтесь внимательным осмотром на предмет общей опрятности машины и выявления следов халтурного кузовного ремонта.
Даже на трехгодовалом "Вольво" можно найти отслоения краски по кромкам колесных арок - результат перехода на экологически чистые водорастворимые красители. Пока технология не была отработана, они плохо сопротивлялись ударам камней. Правда, под облетевшей краской обнаруживается не ржавый металл, а защитное покрытие серо-серебристого цвета. Вообще, с коррозионной стойкостью кузова у "семидесятки" все в порядке.
Откройте центральный замок - должны разблокироваться все двери и крышка багажника. Если же одна из дверей не срабатывает, скорее всего "полетел" активатор дверного замка. Увы, замок придется менять в сборе: на одну дверь $180 или $50 деталь б/у. С блоком кнопок стеклоподъемников история та же: если не срабатывает одна кнопка (случается довольно часто), надо покупать весь блок за $130. В данном случае блок б/у лучше не брать - жить ему осталось недолго.
Проверьте работу обогрева сидений - неисправная "грелка" обойдется в $40 и столько же работа. Но главное, чтобы "Вольво" не оставил вас без живительной прохлады. Если в машине установлен кондиционер или "климатика", проверьте наличие салонного фильтра под капотом справа под лобовым стеклом. Если он отсутствует, то через год-другой испаритель сгниет и вы "подгоните" механикам очень выгодную работу на $280 (на стороне ее вряд ли выполнят качественно). Плюс еще столько же - новая деталь.
Что в итоге? Купив S70/V70, вы получаете престижный, добротный и наделенный отменными ездовыми качествами автомобиль. В середине 90-х марка "Вольво" была бестселлером российского рынка. Во времена шальных денег ее популярности не мешали ни высокие цены на запчасти, ни жадность авторизованных техцентров. Но стоило грянуть кризису, как дороговизна содержания "Вольво" затмила престиж марки. Когда продажи катастрофически упали, шведы спохватились - значительно снизили стоимость запчастей, а дилерам "порекомендовали" умерить аппетиты. Но, как известно, добрая слава у порожка, а дурная - по дорожке. Сегодня "Вольво" считается в России автомобилем для избранных. Это - несомненный плюс для вашего имиджа. Минус - машину вряд ли удастся обслуживать "на халяву". Для "Вольво" сложно найти дешевые неоригинальные запчасти и компетентный сервис с низкими расценками. Но если вы готовы к тому, что дорогой автомобиль не должен быть дешевым в содержании, то ваши эксплуатационные расходы будут не выше, чем у владельца БМВ или "Ауди".