СИДИ В СЕДАНЕ
В России любят седаны. Впрочем, к числу поклонников этого жанра принадлежат жители многих не слишком обеспеченных стран. Именно в них и для них в основном выпускаются седаны компактного класса "B". Неудивительно, что специальная версия для развивающихся рынков получила именно такой кузов.
И Renault Clio Symbol начали выпускать в Турции в конце 1999 года с прицелом на Россию, ряд стран Восточной Европы и Северной Африки. На некоторых рынках автомобиль известен как Thalia, по имени музы комедии. Это у них семейное: Клио ведь -- муза истории! Производство Clio Symbol прекращено в мае этого года -- его заменил просто Symbol, который отличается передней частью от модернизированного годом ранее хэтчбека Clio и несколько более богатой комплектацией. Одновременно автомобиль довольно заметно подорожал: базовая версия Authentique стоит уже $9 100, а Expression с восьмиклапанным двигателем теперь обойдется в $10 650. Не изменилась только цена на 16-клапанную модификацию -- $11 500. Однако до сих пор у официальных дилеров осталось некоторое количество Clio Symbol, которые иногда можно купить со скидкой в $200--300.
ПРОСТОТА -- ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ
Основной задачей при создании автомобиля было снижение цены. Поэтому резко сужена модельная гамма -- предлагаются только две модификации 1,4-литрового мотора:, 75-сильная восьмиклапанная и 98-сильная шестнадцатиклапанная, плюс два исполнения. Их сочетания дают три версии: с восьмиклапанным двигателем предлагается простенькая RN (нет даже крышки "бардачка") за $8 800 и оснащенная кондиционером RTE за $9 900. Шестнадцатиклапанный двигатель доступен только в более богатом исполнении.
Кроме наличия багажника Clio Symbol от хэтчбека Clio отличается интерьером. Панель приборов и другие детали салона изменены и изготовлены из более дешевых материалов. Впрочем, выглядит это достаточно современно и, с учетом цены, вполне качественно. К сожалению, с увеличением объема багажника концерн Renault посчитал ненужным изготавливать заднее сиденье складным, что ограничивает возможности автомобиля.
В оснащение всех вариантов входят гидроусилитель руля и подушка безопасности водителя. Дорогая версия RTE кроме кондиционера отличается от RN электрическими стеклоподъемниками в передних дверях, наличием тахометра и рядом иных полезных мелочей. В целом конструкция достаточно простая и кое в чем отличается от французских канонов. Например, задняя подвеска выполнена практически по общепринятой теперь полунезависимой схеме -- два продольных рычага соединены скручивающейся балкой. Стоит отметить, что машина отличается ничуть не худшим характером по части сочетания устойчивости и комфорта, чем прежние модели с традиционной для Renault независимой торсионной подвеской.
ЗДОРОВОЕ ДЕТСТВО
Использование в качестве основы проверенной временем конструкции и тщательная проработка узлов позволили Clio Symbol обойтись практически без детских болезней, характерных для новых моделей. Более или менее заметным источником проблем стали реле указателей поворота, которые выходили из строя примерно на трети машин. Дефект был выявлен в начале 2001 года, и на данный момент можно считать, что неисправные реле заменены на всех машинах -- эта операция выполнялась бесплатно в рамках гарантии и занимала около получаса.
Примерно в этот же период "всплыла" другая неприятная особенность Symbol, не имеющая, впрочем, прямого отношения к конструкции. Выяснилось, что цены на ряд кузовных деталей очень высоки -- раза в полтора-два выше, чем на модели других классов. Страдали от этого не владельцы, а в основном страховые компании, так как большинство владельцев Symbol, как показывает статистика, страхуют свои машины. Заметно поднять тарифы на одну модель страховщики не могли. Столь высокая стоимость деталей была связана с недоработками в логистике: из Турции они приходили в Россию через центральный склад во Франции. А страховщики оплачивали замену передней двери -- $700, переднего бампера -- более $300. Позже система была пересмотрена, и теперь они продаются по вполне приемлемым ценам: бамперы за $200--250, двери -- примерно за $200.
Естественно, отсутствие серьезных проблем связано и со сравнительно небольшим сроком эксплуатации этой модели. В 2000 году в России было продано 497 машин этой модели, но еще более "урожайным" стал 2001 г., когда по объемам продаж Symbol (3360 машин в России) лишь на сотню экземпляров отстал от лидера этого класса на нашем рынке -- Skoda Fabia. Наиболее интенсивно эксплуатируемые Symbol сейчас проехали порядка 60 тыс. км, есть и отдельные экземпляры, подбирающиеся к сотне. При этом для Renault нормальным сроком эксплуатации считается пробег порядка 250--300 тысяч км.
НЕНАВЯЗЧИВЫЙ СЕРВИС
Среди недорогих иномарок Renault Clio Symbol стоит особняком. Низкие цены делают бессмысленным перегон автомобиля из другой страны. А вероятность встретить Clio Symbol "криминального" происхождения -- бесконечно мала. Трехлетняя гарантия и сравнительно невысокие цены на первые ТО при вполне приемлемой их периодичности (15 тысяч) позволяют владельцам обслуживать автомобили исключительно на официальных сервисах, которых сейчас достаточно много: в Москве имеется 17 авторизованных станций и еще 11 расположены в различных городах России. Одним из стимулов для обращения к официальному дилеру является такая особенность кузова, как пластиковые передние крылья. Они дешевле в производстве (рекомендованная цена -- 60 евро, стоимость у дилеров -- до $80), несколько более устойчивы при легких ударах и, главное, абсолютно не подвержены коррозии. Но вот обычные технологии правки и ремонта для них, естественно, не подходят.
Российское представительство Renault старается поддерживать стоимость сервиса и запчастей на едином уровне. На официальном сайте можно ознакомиться с рекомендуемой стоимостью деталей -- правда, для этого надо знать их номера -- и расчетными расходами на ТО. Например, там нетрудно выяснить, что ТО на 60 тысячах обойдется втрое дороже, чем "обычное": его цена достигает $350 для 16-клапанного мотора и не превышает $320???. Это связано с тем, что при этом пробеге производится замена ремня привода ГРМ. Пренебрегать этой операцией, естественно, категорически не рекомендуется. Сам ремень стоит не так чтобы очень дорого ($74--85), но еще придется платить за работу ($93 и $81 соответственно для 16-клапанного и 8-клапанного). Еще одно дорогое ТО -- 180--200 долларов -- придется пройти после 90 тыс. км. Все остальные (периодичность -- 15 тыс. км) включают замену свечей и фильтров и обходятся примерно в $120--150. Как правило, замена производится "по состоянию": на сервисе могут отложить замену свечей или воздушного фильтра. А могут, наоборот, посоветовать менять их чаще. Это касается и ремня ГРМ: 60 тысяч или 4 года -- предельный срок его службы, в условиях интенсивной эксплуатации он может проработать и меньше.
Разброс цен на запчасти также довольно велик и достигает 20--30 процентов: например, переднее крыло у официальных дилеров предлагается по цене $56--80 (включая НДС). С другой стороны, в "дорогих" местах вероятность наличия деталей, естественно, выше. У неофициальных продавцов запчасти на эту модель также встречаются, правда, их цены обычно не слишком отличаются от цен дилеров при равном качестве.