Не остались в стороне и иностранцы — VW, Ford , Citroen. Правда, опыт показывает, что единственный способ сделать коммерческую иномарку доступной для потребителя — это наладить ее сборку в России.
Какой «каблук» выбрать?
Компактный пикап или фургончик грузоподъемностью до 0,5 т нужен буквально всем: от владельцев коммерческих палаток до торговых агентов крупных компаний. Сегодня выбор этих транспортных средств достаточно широк. Например, тольяттинский «ВАЗинтерСервис» (дочерняя фирма АО «АвтоВАЗ») выпускает коммерческие версии моделей материнской компании. Под маркой «ВИС» продаются пикапы на базе «пятерок» и «нив». По словам начальника отдела маркетинга «ВАЗинтерСервис» Виктора Пушкарева, наибольшей популярностью пользуется модель ВИС-2345 (двухместный фургон на базе «пятерки» полезным объемом 2,9 куб. м). В 1999 году было выпущено около 2 тыс. этих машин. В настоящее время завод осваивает производство изотермического фургона на основе «девятки». Отпускные цены на автомобили «ВИС» (здесь и далее приводится стоимость базовой комплектации) колеблются в пределах 76 тыс. — 139 тыс. руб. У московских дилеров ВИС-2345 можно приобрести за $2,9 тыс. — $3,2 тыс.
Автомобильное подразделение оборонного холдинга «Ижмаш» поставляет на рынок наследника легендарного «каблучка» — пикап Иж-2717, созданный на базе хэтчбэка Иж-2126 «Орбита». Съемная стальная крыша легко превращает двухместный пикап в фургон полезным объемом 3,1 куб. м. В минувшем году на заводе было выпущено свыше 10 тыс. Иж-2717. Не поражает воображения и цена: в Москве за машину просят порядка $2,6 тыс. Тем не менее на столичных улицах Иж-2717 практически не видно. По слухам, торговцы просто не хотят связываться с автомобилем, комплектность и качество сборки которого, как говорится, оставляют желать лучшего. В отсутствие сколько-нибудь внятных комментариев руководства завода остается предположить, что «Ижи» находят своих покупателей в небогатой и непритязательной провинции. Видимо, там же затерялись и производящиеся в Омске пикапы «Москвич-2335».
Куда более широкий выбор легких развозных фургонов предлагают зарубежные автомобилестроители. Тут и «кадиллак» от Volkswagen — малютка Caddy, и фордовский Escort Van, и целое семейство фран- цузов: Renault Kangoo, Citroen Berlingo и его близнец Peugeot Partner.
Небольшой VW Caddy непринужденно справляется с полутонной груза общим объемом до 2,41 куб. м. В столичных автосалонах Caddy можно найти за $11,5 тыс. В минувшем году дилерам немецкого концерна удалось продать 24 фургона. По сравнению со статистикой продаж отечественных пикапов цифра выглядит не слишком внечатляюще. Но, принимая во внимание более чем скромный объем рынка коммерческих иномарок, — результат вполне приличный.
Российским партнерам Ford , похоже, пришлось основательно потрудиться, чтобы реализовать 22 фургона Escort Van, оказавшегося самым дорогим автомобилем в этом сегменте рынка ($17,2 тыс.). Машины рузоподъемностью 675 кг везут к нам из Англии. Объем грузового отсека фордовского фургончика из-за низкой крыши относительно невелик - всего 2,2 куб. м. По техническим характеристикам автомобиль из ряда конкурентов вроде бы ничем не выделяется. Так что успех дилеров Ford , скорее всего, объясняется крупным заказом российского подразделения какой-нибудь меж дународнои компании из числа постоянных клиентов.
Единственный коммерческий автомобиль Renault, представленный на россий- ском рынке, — развозной фургон Kangoo Express. Дилеры компании предлагают его за $9900. При кажущемся не слишком большим грузовом отсеке «француз» довольно вместителен — 2,6 куб. м. В первой половине 2000 года россиянам предложат новый Kangoo. Модель выгодно отличается от предшественников наличием сдвижных дверей по обе стороны кузова (ранее она была лишь справа), что значительно упрощает погрузку-выгрузку на ограниченном пространстве.
Впрочем, появление нового Kangoo вряд ли существенно укрепит позиции Renault на российском рынке коммерческих машин. О цене новинки пока не сообщается, но она будет явно дороже существующих автомобилей. Между тем в 1999 г. своих покупателей нашли менее 30 машин.
Куда более успешными оказались продажи фургонов Citroen Berlingo. Дилерам этой французской комйании удалось реализовать около 100 автомобилей. «Горячая сотня» начала свой путь к покупателям не из-за рубежа, а с конвейера таганрогского завода ФПГ «Донинвест». В 1999-м там была собрана пробная партия Berlingo, а уже в этом году руководство «ТагАЗа» обязалось выпустить не менее 3 тыс. этих машин. Именно такой объем производства оговорен в контракте, подписанном с французами в феврале. Berlingo российской сборки стоит сейчас от $8750, что существенно дешевле «родного» автомобиля. Конечно, говорить о серьезной конкуренции с отечественным развозным транспортом пока не приходится: слишком велика разница в цене. Но на руку Berlingo играют два обстоятельства: во-первых, сопоставимый полезный объем (почти 3 куб. м) и явное превосходство в надежности и качестве сборки, за которым французы обещают ревностно следить; во-вторых, с началом серийного производства цены, как правило, снижаются.
Интернациональная «буханка»
Тем, кому фургона на базе легкового автомобиля для успешного ведения бизнеса уже не хватает, стоит обратить внимание на транспорт покрупнее. Безусловный лидер в сегменте развозных автомобилей грузоподъемностью до полутора тонн - АО «ГАЗ» со своим легендарным семейством «Газелей» и «Соболей». Отбросив бортовые грузовики — как не вписывающиеся в рамки нашего обзора — поговорим о цельнометаллических фургонах. За «Газели» здесь играет ГАЗ-2705, а «Соболь» представлен модификацией ГАЗ-2752.
Достойным преемником ГАЗ-2705 обещает стать и однотонный фургон «Со- боль». Трехместный автомобиль выглядит вполне современно. Во всяком случае, в базовую комплектацию ГАЗ-2752 входят регулируемый но высоте руль с гидроусилителем и электрокорректор фар. Все это великолепие прелагается за каких-то $3,7 тыс. Серийный выпуск нового семейства, начавшийся в Нижнем Новгороде в прошлом году, идет полным ходом. По данным «АСМ-холдинга», в 1999 году было собрано свыше 8,6 тыс. машин.
Конкурировать с «ГАЗом» иностранным производителям, безусловно, тяжело. В представитсльствах Renault и GM корреспонденту «К"» открытым текстом заявили, что при всех достоинствах их фургонов (Renault Master и Opel Movado) спорить с «Газелью» по цене они не в состоянии. «Привезти машины не проблема, — признался российский представитель GM по связям с общественностью Дмитрий Шульга. — Но если речь заведомо идет о единичных продажах, то в этом нет никакого смысла».
Впрочем, в представительстве Volkswagen пессимизма американцев не разделяют. И хотя цифры прошлогодних продаж исчисляются десятками, здесь надеются па лучшее. По итогам года в лидеры вышел фургон Transporter четвертого поколения, по грузоподъемности и объему кузова сравнимый с «Соболем» (995 кг и 5,4 куб. м). Сходство, впрочем, на этом и заканчивается, ибо стоит «немец» примерно на $20 тыс. дороже. Видимо, благодаря этому различию дилерам концерна удалось продать всего 65 автомобилей.
Лучше всех чувствует себя в России Ford . По итогам прошлого года фургоны Transit оказались самыми продаваемыми коммерческими иномарками. Впрочем, как и в случае с Citroen Berlingo, речь идет об автомобилях «неродной» сборки. Все машины пришли с завода Ford Union в Белоруссии и относительно невысокой ценой (в московских автосалонах Transit стоит от $16,5 тыс.) обязаны лишь таможне.
Даже беглого взгляда на «коммерческий» рынок достаточно, чтобы понять: иномарки явно уступают в популярности отечественным автомобилям. Причем неравенство сил выглядит здесь даже более вопиющим, чем на рынке «легковом». И так же как в случае с легковыми автомобилями, у международных автогигантов нет иного пути активизации продаж, кроме пе- реноса производства машин поближе к потребителю.
Андрей Цыбульский. Журнал «Компания» №11