В тесте участвуют автомобили: Honda Civic
Не так давно компания «Honda Motor» отчиталась о выпуске 15-миллионного экземпляра модели Civic. Чтобы достичь столь впечатляющего результата, понадобилось более 30 лет. Переднеприводная Honda Civic, относящаяся к малому классу, появилась на свет в далеком 1972 году.
Весьма популярную малолитражку за это время множество раз модернизировали в соответствии с основополагающей концепцией фирмы «принципа двух М» — минимум пространства для механизмов, максимум — для пассажиров. Каждое последующее поколение автомобиля становилось крупнее и оснащалось более мощным, но при этом компактным двигателем.
Четвертое поколение Civic (в переводе «гражданский») появилось в 1987 году. Как и раньше, в семейство входили 4-дверный седан, 3- и 5-дверный хэтчбек, 3-дверное купе CRX с кузовом «2+2», а также универсал Shuttle, который позднее оснастили полноприводной трансмиссией с вискомуфтой. Последний автомобиль можно назвать предтечей нынешних пляжных SUV, даже несмотря на то, что объем его багажника невелик (всего 648 л), а проходимость сомнительна. Правда, динамичный двигатель и высокая устойчивость на скользкой дороге с лихвой это компенсируют.
Принимая во внимание большой выбор модификаций Civic и постоянное обновление модели, следует иметь в виду, что одни и те же комплектующие для этой машины могут различаться. В связи с этим покупка запчастей на рынке секонд-хэнд — дело рискованное. Детали лучше заказывать в фирменных магазинах или у официальных дилеров «Honda», специалисты которых по заводскому VIN-номеру точно определят, что именно вам нужно.
Из всех кузовных версий данной модели Shuttle наиболее практичный. Именно универсал претендует на право называться первым однообъемником марки «Honda». Неслучайно «челночное» название перенял выпускаемый ныне минивэн. В нашей стране чаще всего можно встретить полноприводной Shuttle, в том числе и с правым расположением руля. Интересно, что некоторые детали к такой машине (в частности, крестовины карданного вала), слегка адаптировав, отечественные кулибины заимствуют у родных ВАЗов, экономя на этом не один десяток долларов.
Самой шикарной модификацией Civic стало редкое для наших широт спортивное купе CRX. По уровню комплектации и отделки оно превосходит всех своих «собратьев». Главные атрибуты CRX — «зажатая», как на гоночной машине, подвеска, форсированный мотор, соответствующим образом настроенный выхлоп и аэродинамический обвес. Не случайно модель Honda Civic CRX в Европе прозвали «Porsche для секретарш».
Если же заинтересоваться, каких хондовских «гражданок» больше всего бегает по нашим улицам, то выяснится, что превалируют 3-дверные хэтчбеки.
Свой взгляд на «МакФерсон»
Honda всегда славилась своей подвеской. Это и немудрено, ведь на так называемые гражданские версии переносится все то лучшее, что используется в конструкции спортивных болидов данной марки.
Спереди подвеска Civic выглядит как стандартная схема «МакФерсон», однако имеет свои особенности. Так, Honda одной из первых в мире решила сместить амортизаторы внутрь, то есть ближе друг к другу. Как результат — верхние чашки двигателя оказались менее нагруженными, а возвратное действие рулевого колеса при выходе автомобиля из поворота стало более быстрым. Конструкция соединения стойки, кулака и рычага получилась такой, что все дорожные удары распределяются равномерно между тремя рычагами. В результате многорычажная независимая подвеска стала более комфортной. В то же время назвать ее очень мягкой нельзя — это понятие относительное, и в ней нет той плавности, которая характерна для американских моделей.
Жизнь показывает, что втулки стабилизатора ($8 за штуку) служат, как правило, не более 60 тыс. км. Они способны «прожить» и дольше, но в этом случае при езде можно услышать слабый стук втулок, а позднее и стоек стабилизатора. Особенно это ощущается при переезде через трамвайные пути. Механики говорят, что менять стойки придется не ранее чем через 7—8 лет эксплуатации автомобиля. Масляные амортизаторы, являясь далеко не последним элементом спортивной подвески, вполне устроят владельца Civic, хотя найдется немало любителей более жестких, газовых.
Задняя подвеска также независимая, многорычажная. Все ее элементы загружены в одинаковой степени, что позволяет им дольше сохранять свою работоспособность. Есть, правда, модификация Civic с 1,6-литровым мотором, где кулак, большой рычаг и сайлент-блок представляют собой единое целое (цена узла — $250). Сайлент-блок вполне устойчив к дорожной тряске и выходит из строя лишь в случае механической деформации рычага (скажем, при ударе или ДТП). Возвратить рычаг к «жизни» возможно лишь полной его заменой. Только сразу необходимо отрегулировать развал-схождение колес.
На момент покупки подержанной Honda Civic следует проверить состояние пыльников ШРУСов. Шарниры — штука дорогая, и в зависимости от конструкции (разборной или неразборной) в оригинальном варианте они могут стоить от $400 до $1 200. Замена ШРУСов в фирменном сервисе обойдется в $68, на рядовой СТО в 2—2,5 раза дешевле.
«Золотая» рейка
В качестве основных (базовых) покрышек используются шины 13-го типоразмера (155 R13, 165 R13). На любителя подойдет и R14 (175/65 R14). Приверженцам агрессивного стиля езды можно посоветовать установить низкопрофильные 15-дюймовые покрышки, однако, выбирая таковые, стоит учесть, что при поворотах они могут цепляться за колесные арки. Тормозные колодки для Civic можно использовать как оригинальные, так и неоригинальные: автомобиль приемлет и те и другие. Бывает, что они «ходят» до 60 тыс. км, однако завод-изготовитель рекомендует менять их, проехав очередные 20—25 тыс. км.
Рулевое управление Civic — классический вариант реечного типа, а значит, обладает теми же преимуществами и недостатками, что и на других иномарках. При покупке машины желательно проехать на ней какую-то дистанцию, дабы удостовериться в отсутствии люфта. В противном случае, советуем призадуматься. Дело в том, что люфт легко устранить только на автомобилях, проехавших не свыше 60 тыс. км. На более старых машинах регулировка люфта не спасет положения, потому что уже изнашивается рулевой вал и обычная замена его втулки желаемых результатов не даст. Требуется демонтаж рулевой рейки (около $400 вместе с работой). То же самое вкупе с редуктором обойдется уже в $1 500. Есть информация, что некоторые отечественные технари-самоучки в целях экономии сами протачивают валы, ставят другие втулки и т.д. Механики фирменного сервиса не советуют пользоваться их услугами, так как кустарные работы проводятся на тех машинах, которые нужно побыстрее продать.
На пределе оборотов
Civic четвертого поколения оснащался несколькими типами силовых агрегатов (одновальными и двухвальными) объемом 1,2 л, 1,3 л, 1,4 л, 1,5 л и 1,6 л с восемью клапанами на цилиндр. Вершина моторной гаммы — 1,6-литровый двигатель с так называемой системой VTEC (управление фазами газораспределения и открытием клапанов). В конце своей «карьеры» под капотом европейских и японских автомобилей были исключительно 16-клапанные двигатели, хотя для американского рынка японцы выпускали 8-клапанную версию объемом 1,5 л мощностью 62 л.с.
Как показывает практика, при нормальной эксплуатации моторы Civic без особых проблем «ходят» 300—350 тыс. км. Однако примерно после 200 тыс. км пробега приходят в негодность маслосъемные колпачки ($300). Силовые агрегаты Honda очень чувствительны к качеству масла, ибо постоянно работают на предельных оборотах. Если использовать «синтетику», менять масло следует через каждые 10 тыс. км пробега. Высокооборотистые моторы Civic потребляют много воздуха. Если воздушный фильтр забивается, то вместе с маслом начинается подсос картерных газов, что негативно влияет на динамические характеристики двигателя. Меняют воздушный фильтр, как правило, через каждые 20 тыс. км пробега и преимущественно при переходе с летнего режима на зимний. Несмотря на то что эксплуатируемые в наших условиях Civic очень неплохо приспособились к 92-му бензину, они все же требовательны к качеству топлива, иначе разрушаются перемычки поршневых колец ($70—200).
Привод двигателей — ременной. Если автомобиль новый, то ремень ГРМ (при условии, что нет течи масла) сможет прослужить до 100 тыс. км — это именно тот интервал, который автопроизводитель рекомендует до обновления ($110). Проводя подобную операцию, нелишним будет проверить состояние сальников и при малейшем сомнении в их работоспособности также заменить. Большая «раскрученность» моторов Honda Civic имеет, если можно так выразиться, побочный эффект. Обороты, при которых достигается максимальный крутящий момент, очень высоки, а это требует от водителя умелой работы рычагом коробки передач, чтобы не перекрутить двигатель.
С сервисом просто
Что касается запасных частей к Civic, то особой проблемы их выбора сегодня не наблюдается. Правда, по многим позициям специалисты рекомендуют использовать исключительно оригинальные узлы и детали. Если запчасти приобретать у дилера, можно рассчитывать на гарантию. Она хоть и небольшая (всего полгода), но способна обеспечить спокойную жизнь в течение этого срока.
При покупке подержанной Civic необходимо тщательно проверить состояние кузова на предмет его коррозионной стойкости, особенно это касается порогов и колесных арок. В наших климатических условиях машины в возрасте 12—15 лет уже могут иметь очаги коррозии. Неплохо также поинтересоваться у продавца, когда производилась последняя замена ремня ГРМ. Его обрыв приводит к загибу клапанов, а значит, дорогостоящему ремонту головки блока