В основном это очень дорогие и очень красивые машины, но несертифицированные и официально в нашу страну не поставляющиеся. Естественно, тут ни о каком секонд-хэнде речь не идет.
Другими словами — автомобильное пиратство процветает, и его услугами пользуются граждане, не считающие денег в своих карманах, и те, кто хочет выделиться из толпы.
Весь спектр ультрамодного эксклюзива сегодня принадлежит исключительно “серым” продавцам. Бестселлеры рынка начала года — это Infiniti FX 45 и Nissan Murano. Осенью—зимой 2003 года эту нишу заполнят Chevrolet Starcraft, обновленный Lincoln Navigator с системой ночного видения, Chrysler Pacifica, Honda Element, Toyota Seinna, Nissan Armada и Nissan Quest. И это далеко не полный список, но все вышеупомянутые модели — чисто американская продукция, которую просто невыгодно ввозить официально из-за достаточно высокой цены сертификации, которую надо еще впоследствии и окупить. Это именно те суперновинки, что выставлялись 2—3 месяца назад на зарубежных автосалонах. Информацию о них вы не найдете даже в самых последних автокаталогах. Продажа экзотических для большинства граждан автомобилей — конек “серых”. Все изменилось — если раньше они не брезговали секонд-хэндом, то теперь продают только “нулевые тачки”. Правда, дальнейшая судьба проданных машин подобных дилеров вообще не интересует.
Главное, о чем надо помнить, направляясь в “серый” салон, — ни одна из несертифицированных машин не адаптирована к суровой российской жизни. Продаются модели, сделанные не только для США, но и для ОАЭ, Саудовской Аравии и прочих жарких стран. Вместо отопителя — два кондиционера, подвеска — исключительно для идеальных дорог, масла, амортизаторы, сальники, прокладки рассчитаны на теплый климат.
Все проблемы начинаются в период с ноября по апрель и в основном касаются сальников и прокладок, а также элементов шумоизоляции. Затем начинает “лететь” подвеска. Отсюда и расхожее мнение, что все американские автомобили рассчитаны на год-два эксплуатации и быстро сыплются. Но, как правило, и до этого срока авто не доживает. Ведь почти все американские, не адаптированные по “северному варианту”, автомобили имеют межсервисный пробег в 4000 км, и в них, как правило, используется минеральное, а не синтетическое масло. “Серый” продавец почему-то забывает предупредить об этой “мелочи” клиента.
Но ему это и не нужно — у богатых свои причуды. Будущего владельца не останавливает и тот факт, что никакого бесплатного ТО и гарантии конкретно от производителя он не получает. Тот же Nissan Murano или Infiniti FX 45 теоретически можно починить в сервис-центрах “Nissan” или “Toyota”. Но все запчасти — только под заказ. Включая колодки или лампочки. Ожидание — недели. И не дай бог разбить крыло, фару или лобовое стекло — в этом случае доставка нужных деталей может затянуться на месяцы. У официальных дилеров их просто нет (у “американцев” даже светооптика другая), а продавец, как было сказано выше, ни за что не отвечает. “Понты дороже денег” — вот главный принцип тех, кто покупает “серые” машины. За эксклюзив наш народ готов заплатить очень большое количество американской валюты.
А что думают по поводу “серого” дилерства официальные представительства? Как нам удалось выяснить, “Ford Motor Co.” тема “серых” практически не трогает. Их ниша заполнена на все 100%. Единственное, в чем “официальных американцев” могут обогнать “пираты”, — в продаже паркетного джипа Ford Fusion, но он не столь дорог и не так престижен, чтобы на него тратить силы. Lincoln Navigator сертифицироваться не будет из-за слишком малых объемов продаж, а американский Focus — это просто ловушка для лохов. Всеволожский по всем статьям лучше, а “американец” отличается светотехникой, бамперами и полностью не адаптированной к России подвеской. Пусть покупают, потом замучаются.
Представительство “Nissan” вообще от комментариев отказалось, сославшись на то, что процесс сертификации долгий и трудоемкий, поэтому им невыгодно заниматься продуктом, продающимся в единичных экземплярах. Лучше продать сотню Almera, чем два-три Murano (имеется в виду в месяц). Ту же позицию занимают и в представительстве “Toyota”. Вся прибыль делается от продаж модели Corolla — бестселлера российского рынка — и Avensis. Неплохо идут Land Cruiser и Lexus. Какой смысл вкладывать деньги в сертификацию Infiniti, Toyota Sequoia или минивэнов Sienna и Previa, а уж тем более гоночной Celeca? Это машины для избранного круга потребителей, и их сертификация обернется для компании лишь убытками. Обе японские компании подтвердили, что есть проблемы с ремонтом Nissan и Infiniti, то есть все работы на сервисах производятся только за счет клиентов.
Представительство “Daimler Chrysler ” оказалось более жестко в комментариях. Задача “пирата”, по их мнению, — не думать о клиенте, только о прибыли. В отличие от официалов навар “серых” доходит до $ 5000-7000 с машины. Chrysler Crossfire уже в ноябре появится в салонах, и незачем было спешить, рискуя отсутствием гарантии, брать его у “серых”. А вот модель Pacifica точно сертифицироваться не будет, потому что ни при каких условиях не будет поставляться на европейский рынок. И вы ее не увидите ни в Германии, ни во Франции или в Испании. Там даже градуировка спидометра предусмотрена только в милях, а уж подвеска начнет барахлить через 2—3 месяца. Все детали для тех, кто купит эту машину, фирмачи готовы предоставлять под заказ, но за о-очень большие деньги.
В подтверждение этих слов я увидел первый джип Pacifica в одном из официальных салонов с разбитым крылом. За ремонт клиенту объявили около $3000. Он остался доволен предложением. Там же мне рассказали, как сильно отличается адаптированный Chrysler 300M от своего американского собрата. И опять же все упирается в проблему с подвеской.
“Серый” салон “Класс-авто”, первым начавший торговать “пацификами”, на мое предложение приобрести машину ответил: “Нет проблем”. Первый взнос — $4000, затем, через 2—4 месяца, остальные $65 000. Гарантий нет, но теоретически они в течение года могут оплачивать ремонт машины на сервисах “Chrysler ”, с которыми у них якобы есть договор. На самом деле ни у “Chrysler ”, ни у “Nissan”, ни у “Toyota” с “серыми” дилерами никаких договоров по обслуживанию их машин нет!
В представительстве BMW тоже особой проблемы не видят. “Серые” завозят сегодня лишь обновленный X5 Sport и X5 4,4 — но опять же это типичные “американцы”. В Европу поставляется самый мощный X5 только в версии 4,6. Покупать у “серых” все остальные модели, как, впрочем, и эти, просто не имеет смысла, потому что, платя меньше, клиент проигрывает на гарантии.
Есть ли плюсы в “сером” дилерстве? Безусловно. Во-первых, они подталкивают официальных к сертификации некоторых моделей. Так, учитывая спрос, были адаптированы для России Lexus LX470 (джип) и LS430 (седан), а ведь их продажи начались именно неофициально. Теперь, возможно, к нашим условиям будут адаптированы Lexus GX470 (люксовая версия внедорожника Toyota Prado) и Lexus RX330 (переработанная версия Lexus RX300). Во-вторых, именно “нелегалы” вносят хоть какое-то разнообразие и пестроту в поток, наполняя его роскошью форм и изяществом исполнения. К плюсам можно отнести и более низкую стоимость машины, обусловленную не столько минимумом затрат на так называемый гарантийный ремонт, сколько минимумом затрат на содержание салона.
Отличить “серого” от “официала” проще простого. У последнего все машины стоят под крышей, у “серых” же — круглый год на улице. Наглядный пример — салон “Автоконцепт” на Ленинградском шоссе. Сотни машин “загорают” на свежем воздухе, а ведь стоимость многих из них превышает сотню тысяч долларов, а то и евро. Впрочем, подобную ситуацию каждый из нас наблюдает не раз, видя на улицах города некие открытые салоны, где гниют не только иномарки, но и продукция отечественного автопрома. Исключение — “серый” салон “Экзотик-Авто”, где все американские красавцы расположились под крышей и атмосфера респектабельности радует глаз... Но как бы красиво ни был оформлен подобный салон, ни о каких клиентских тест-драйвах вы можете и не мечтать. Да и инструкцию по эксплуатации на русском языке вам тоже не предложат.
И вряд ли в ближайшем будущем “неофициалы” предложат вам такой спектр услуг, как трейд-ин, кредит, страхование, установку дополнительного оборудования. Но, опять же, богатые считают все это необязательным. Главное — быть первым в толпе.
И, как уже говорилось, самая большая головная боль для тех, кто решился купить машину “на улице”, — гарантия. Не стоит доверять рекламным слоганам, что “мы, как и официальные дилеры, тоже что-то можем”. При покупке авто вам пообещают и пяти-, и десятилетнюю гарантию, но в течение этого срока искать саму фирму? И как можно обеспечивать гарантийные обязательства (даже на короткий срок) фирм-производителей, не имея с ними никаких договоров? За свой счет? Это, как говорил красноармеец Сухов, вряд ли