В тесте участвуют автомобили: Toyota Corolla
Готовя утренний кофе, я целую зиму наблюдал в окно, как супруга моего соседа, едва успев сдать экзамены на "права", осваивает приобретенную для нее "Тойоту-Короллу". Неожиданно скоро и следа не осталось от присущей водителям-новичкам неуверенности. Этак по-хозяйски распахнет дверцу, прогреет двигатель, и, несмотря на зимние холода, день за днем в любую погоду - лихой старт со стоянки. Подумал: секрет кроется не в одних только способностях ученицы, но и в "характере" самого автомобиля, если с такой быстротой им удалось поладить.
Случай порулить на "Королле" представился погожим весенним деньком.
Я уже знал, что "Тойота" 1988 года приобретена по знакомству за 4500 "зеленых". Знакомый купил эту "Тойоту" в Германии с пробегом около 80 тыс. км и, прежде чем пригнать ее в Москву для продажи, еще 15 тыс. накатал близ Калининграда. Тем не менее при осмотре кузова автомобиля, пробежавшего по спидометру 104 500 км и пережившего "соленую" московскую зиму, не обнаружилось следов ржавчины. Покрытая на заводе лаком, краска - серый металлик - при надлежащем уходе послужит еще не один год. На эстакаде осмотрели автомобиль снизу - полный порядок. Правда, судя по нескольким вмятинам на днище кузова, предыдущий владелец лихо "прохватывал" не только по асфальту. Однако заводской "антикор" остался в целости: не содран и не облуплен. Пластиковые накладки надежно укрывают пороги. Состояние рычагов и деталей подвески, а также выпускной системы - вполне приемлемое.
Радует взор не только свежесть заводского покрытия, но и элегантная внешность "Короллы", хотя серийный выпуск этой модели, продолжавшийся четыре года, завершился в июне 1991-го. К слову, с конвейера сходило несколько ее модификаций: седан, трех- и пятидверные варианты хэтчбека, так называемый лифтбек, универсал. Они оснащались карбюраторным двигателем - рядной "четверкой" объемом 1300 см3 и одним верхним распредвалом с приводом от зубчатого ремня, а также более мощными - "1500" и "1600" с двумя верхними распредвалами и шестнадцатью клапанами. Последние оборудовали как карбюратором, так и впрыском топлива. Применялся и дизельный мотор (1800 см3) на четырехдверных седанах.
С той поры родословную "Короллы" образца 1987 года успели продолжить еще две модели. Причем "внучка" завоевала Гран-при журнала "За рулем" на Московском автосалоне-97. Впрочем, глядя на элегантную "веселенькую" малолитражку, язык не поворачивается окрестить ее "бабушкой" - пусть лучше будет "старшей сестрой".
Симпатичная "японочка", доставшаяся моей знакомой, - пятидверный хэтчбек, оснащенный 75-сильным мотором 1300 см3 и карбюраторной системой питания. То есть относительно простым базовым вариантом из семейства моторов, получивших индекс "2Е". Своеобразная изюминка конструкции двигателя - три клапана на цилиндр. В годы серийного выпуска цена такого автомобиля в простейшей комплектации (без электростеклоподъемников, кондиционера и т. д.), - разумеется, нового - составляла в странах Европы около 11 тысяч долларов. На рынке Швейцарии, например, эта модель именовалась " Тойота Королла 1,3 XL Компакт".
Попросив владелицу открыть капот, услышал легкомысленно-беззаботный ответ: мол, где-то слева внизу должна быть какая-то штучка. "Штучкой" оказался удобный квадратный рычажок-пластина, выполненный в приборной панели: надо потянуть, просунув под него палец. Легкость, с которой он поддался, поначалу огорчила - неужели порвался тросик? Однако, хотя капот и не содрогнулся, привод сработал исправно.
Моторный отсек порадовал просторностью - вернее сказать, силовой агрегат, расположенный поперечно, оказался очень компактным. Доступ для его ремонта и обслуживания отличный. Компоновка позволяет, изловчившись, снять мотор, оставив на месте коробку передач, и не отсоединять приводы передних колес. Судя по слою пыли, силовой агрегат мыли в последний раз на берегах Балтики. Главное - нет на нем ни потеков масла, ни следов прочих жидкостей. Надежность двигателя выше всяких похвал, что подтвердили специалисты фирмы "Иномотор" - не новички в ремонте зарубежных автомобилей. Моторесурс в 250 тыс. км для него не предел при хорошем уходе.
Сцепление на "Королле" - с гидравлическим приводом. Его цилиндры, главный и рабочий, прямо-таки игрушечные. Привод переключения передач - не тягой, привычной для нас, а двумя тросами в оболочках. Такая конструкция малочувствительна к перемещениям силового агрегата относительно кузова.
Не зря говорят, что японцам удается сделать автомобиль изнутри больше, нежели снаружи. Водитель и пассажир средней комплекции не касаются друг друга плечами, локоть водителя не упирается в дверь. Удобно сидеть и сзади. Причем расстояние до спинок передних кресел мне показалось большим, чем, например, на "девятке".
Панель приборов с вертикальной центральной консолью выглядит весьма солидно - могла бы украсить авто и более высокого класса. Два круглых циферблата, спидометр и тахометр, легко читаемы. Остальную информацию дают контрольные лампы.
Едва ли не самая привлекательная черта "Короллы" заключается в том, что, даже впервые усевшись за руль, чувствуешь себя так, будто ездил на ней целую жизнь. Удобный руль, четко действующие подрулевые переключатели. Короткий ход и легкость переключения передач приятно удивят даже владельца "Жигулей", слывущих эталоном по этой части.
Благодаря гидроприводу педаль сцепления мягкая, с коротким ходом. Включается механизм плавно, без рывков. Раз-другой тронулся - и потом быстро улавливаешь момент включения. Тормоза (передние - дисковые, задние - барабанные) способны легко остановить автомобиль снаряженной массой 900 кг. Тормозная педаль - с отменной "обратной связью", что придает шоферу уверенность на скользкой дороге, ведь "Королла" не оборудована АБС.
Рулевое управление реечного типа отличается легкостью: руль легок не только при движении, но и на месте, а потому удобно парковать автомобиль даже на пятачке.
Подвеска "Тойоты" мягко, почти беззвучно проглатывает неровности на ухабистом московском асфальте, обладая явно лучшей комфортабельностью в сравнении, например, с "самарами". Сочетание независимой задней подвески на поперечных рычагах с традиционным "Мак-Ферсоном" впереди может показаться излишне сложным для автомобиля малого класса - пока не сядешь за руль "Короллы" и не оценишь устойчивость и управляемость автомобиля, отсутствие "валкости" при резких поворотах руля.
Двигатель по-спортивному оборотист. Максимальную мощность развивает при 6200 об/мин, наибольшему крутящему моменту (10,5 кгс.м) соответствует отметка на тахометре "4200". При этом силовой агрегат оказался весьма тяговитым и в диапазоне средних и малых оборотов. А благодаря точному подбору передаточных чисел трансмиссии, удачной характеристике крутящего момента водителю не приходится в городских условиях часто переключать передачи: на третьей можно "пилить" 30 км/ч, и мотор не забьется в конвульсиях. Впрочем, стоит ли понапрасну мучить малышку.
Разгонная динамика не поражает, хотя впечатление это обманчиво. Возможно, оно возникает из-за отменной шумоизоляции, а также и ровного "характера" двигателя без явного всплеска мощности на высоких частотах вращения. Что ж, тем приятнее будет удивлен водитель "Короллы-1300": до "сотни" она разгоняется за 11,7 секунды, оставив позади полуторалитровую "Самару" и даже (я не шучу!) нашу новинку - VAZ 2110.
В общем, "Королла" - прекрасный автомобиль для поездок по городу, маневренный, комфортабельный. Однако городским его заставляет назвать прежде всего небольшой объем багажника - маловат для дачников или в дальних путешествиях.
- А велик ли расход бензина у десятилетней машины? - поинтересовался я.
- Что вы! Заправляю бак раз в три недели, - трогательная наивность собеседницы в вопросах топливной экономичности заставила повернуть разговор в русло понятий менее специфических. Дескать, каковы впечатления Наташи, успевшей откатать курс автошколы на VAZ 2106 и "прохватить" на БМВ собственного супруга. Ведь первая оценка нередко самая верная.
Слегка поморщившись, Наташа заметила, что в "Жигулях" посадка казалась ей неудобной, руль слишком наклонен вперед и великоват, как, кстати, и ход педали сцепления, а главное - постоянно ощущаешь себя внутри какого-то механического устройства. Мощный БМВ, по ее словам, не может не вызывать уважения, но требует от водителя слишком большой сосредоточенности - это автомобиль для мужчин, любителей укротить "породистого скакуна".
- Ну, а "Королла"? - спросил я, оценив образность сравнений.
- Мы сразу нашли общий язык: у нее добрый характер, - не задумываясь, ответила собеседница. - Она, словно верная подружка, не подведет.
Приобрести такую "подружку" лет восьми-десяти от роду на московских авторынках можно тысяч за пять "у.е." В таблице указаны цены на некоторые запчасти (без стоимости работ по замене) на "фирменной" станции техобслуживания "Тойоты". Поколесив по магазинам и складам, найдете такие же изделия на порядок дешевле. Например, масляный фильтр фирмы ФРАМ (производства ЮАР) обойдется около 7 долларов, передние колодки ДАФМИ (Украина - Австралия) - примерно 25 "зеленых", переднее крыло - не более сотни.
Учитывая надежность и простоту устройства "Короллы" модели 1987 года (к слову, машина, о которой идет речь, за полугодовой период эксплуатации в столице не отказала ни разу), можно надеяться, что ее содержание обойдется недорого. Если, конечно, вам не подсунут "Тойоту" с напрочь "убитыми" мотором, подвеской или кузовом, восстановленным после серьезной аварии. Однако взвешивая варианты, что же купить - подержанную "японочку" или "Самару" лет четырех от роду, первым делом все же изучите рынок запчастей и возможности сервиса в вашем регионе.
Спору нет, состоятельному искателю острых ощущений, любимый шекспировский сюжет которого - "Укрощение строптивой", лучше задуматься о ...ну, в общем, не о "Королле". Зато какой превосходный подарок можно преподнести вашей избраннице!
Техническая характеристика автомобиля "Тойота Королла 1,3" (хэтчбек)
Общие данные: число мест - 5; снаряженная масса - 900 кг; максимальная скорость - 160 км/ч; время разгона с места до 100 км/ч - 11,7 с; расход топлива (бензин АИ-92) при 90, 120 км/ч и в ГЦ - 5,5; 7,6; 8,0 л/100 км; запас топлива - 50 л. Размеры, мм: длина - 3210; ширина - 1655; высота - 1360; база - 2430; колея спереди/сзади - 1430/1410; дорожный просвет - 155; объем багажника - 281 л; радиус поворота - 5,1 м. Двигатель: модель 2Е; бензиновый карбюраторный, четырехцилиндровый рядный, с одним верхним распределительным валом, 12-клапанный с жидкостным охлаждением; рабочий объем - 1296 смз; диаметр цилиндра и ход поршня - 73х77,4 мм; степень сжатия - 9,5; мощность - 55 кВт/75 л. с. при 6200 об/мин; максимальный крутящий момент - 103 Н.м при 4200 об/мин. Трансмиссия: привод на передние колеса; коробка передач - механическая пятиступенчатая; передаточные числа: I - 3,545; II - 1,904; III - 1,310; IV - 0,969; V - 0,815; з.х. - 3,25. Подвеска: передняя - независимая типа "Мак-Ферсон"; задняя - независимая с параллельными поперечными рычагами и продольными штангами. Тормоза: с вакуумным усилителем, передние - дисковые, задние - барабанные. Рулевое управление: реечное. Размер шин: 155 SR13 или 175/70 SR13.