В тесте участвуют автомобили: Toyota Rav 4
На российском рынке появилось уже третье по счету поколение Toyota RAV4
И если многие другие модели этой японской компании (часто в новом исполнении) заметно отличались от своих предшественников, то «рафик» сохранил фамильные черты классического «паркетника».
Похоже, конструкторы нового Toyota RAV4 решили не искушать судьбу, оставив облик новинки узнаваемой. Что неудивительно, ведь предыдущее поколение тойотовского кроссовера и так имело огромный успех, причем и в нашей стране: за прошлый год удалось продать почти 6500 машин этой модели. Новый RAV4 очень похож на предшественника и формами, и пропорциями, правда, теперь он несколько крупнее «прародителя», а потому выглядит заметно солиднее. Возможно, многим потенциальным покупателям, а особенно покупательницам, подобное увеличение вряд ли понравится.
Как раз компактность «рафика» до сих пор считалась его козырем. Однако грузным новый RAV4 не назовешь, да и, сравнивая его габаритные размеры с конкурентами, можно легко убедиться, что он по-прежнему самый компактный в классе (хотя и вышел за рамки), не считая, конечно, укороченных трехдверных версий многих моделей.
Более кардинальные изменения коснулись салона третьего поколения Toyota RAV4. Хотя и здесь не покидает мысль, что общие очертания центральной консоли сохранены, — только кажется, будто она стала слегка пошире. Зато уступы на ней выглядят исключительно стильно, а главное, создают ощущение основательности конструкции торпедо. Причем и пользоваться всем представленным на ней оборудованием стало гораздо удобнее. Вот только настройку боковых зеркал пришлось делать с небольшой заминкой: кнопки для их регулировки спрятались под центральным подлокотником, рядом с «ручником». Постоянным пользователям уже «старого» RAV4 скорее бросится в глаза кнопка «Lock» — блокировка муфты, передающей крутящий момент на задние колеса. Новый «рафик», таким образом, стал более проходимым. При детальном же изучении конструкции полного привода новинки последнее утверждение уже нельзя было назвать аксиомой, скорее теоремой, которую еще нужно доказать. Ведь наличие многодисковой муфты с электронным управлением, завязанной с фирменной неотключаемой системой стабилизации VSC, не панацея от настоящего бездорожья. Электроника порой ошибается в «прогнозах», тем самым значительно ограничивая внедорожные качества автомобиля (об этих нюансах хорошо знают, например, владельцы Land Rover Discovery). Судите сами: RAV4 в обычной жизни использует передний мост, а муфта автоматически, по мере пробуксовки «передка», передает крутящий момент на задние колеса, параллельно «заслушивая» систему стабилизации, оказывающую непосредственное влияние на управляемость автомобиля. Столь сложный алгоритм работы вполне может дать ошибочную «команду» тому или иному колесу, способному вытащить «рафик» из какой-нибудь канавы.
С другой стороны, на ровной дороге подобные электронные системы довольно эффективны. Машина оказывается «умнее» водителя — система подводит к колесам ту часть крутящего момента, которая необходима для прохождения поворота с максимально возможной скоростью.
Добавьте сюда электрический усилитель руля и шасси новой разработки, и станет понятно, откуда у «рафика» столь отменная управляемость: крутые повороты он проходит уверенно и без пугающих кренов.
Не вызывают сложностей и виражи на мокрых и даже подернутых ледяной корочкой покрытиях дороги. RAV4 легко «заправляется» в поворот и, что еще более важно, выходит из него. При этом «баранка» оказывается и не слишком тугой, и не чересчур легкой. Можно управлять машиной без видимых усилий, но на высокой скорости руль не допускает «виляния».
И если опытному водителю подобное поведение покажется излишне безопасным, для необремененных стажем вождения «рулил» это отличное подспорье. Но особенно приятно, что система вмешивается в процесс управления очень корректно, не одергивая водителя, а по-настоящему помогая ему. Эти качества автомобиля как нельзя лучше подходят представительницам прекрасного пола, позволяя им не напрягаться понапрасну...
Подвеска «рафика» — некий компромисс между комфортом и спортивностью. С мелкими неровностями она справляется прекрасно, даже не наблюдается раскачка на волнах дороги, но на серьезных препятствиях ее откровенно «пробивает». Кстати, первыми на испытаниях это заметили пассажиры заднего сиденья, поскольку точки крепления подвески расположены прямо под ними. Но это уже результат стремления разработчиков сделать машину практичнее, иначе говоря, более вместительной. Для решения поставленной задачи пришлось «завалить» задние амортизаторы, чтобы они не слишком «выходили» в салон и не уменьшали таким образом полезный объем багажника. Отсюда и ограниченность их хода — такая схема не позволяет амортизатору работать «на все сто».
2-литровый двигатель с регулируемыми фазами газораспределения VVTi (в России RAV4 предлагается только с ним), в принципе, обеспечивает неплохой разгон, но не впечатляющий. Видимо, потяжелевшему в прямом и переносном смысле «рафику» его уже маловато. Хотя справедливости ради стоит отметить, что в среднем диапазоне оборотов коленчатого вала он выглядит гораздо интереснее, позволяя реже переключать передачи. При этом сам процесс работы 5-скоростной «механики» не вызывает никаких нареканий — ход рычага коробки короткий, а передачи включаются четко и без ошибок. Правда, при покупке RAV4, учитывая «уравновешенный характер» автомобиля, лучше отдать предпочтение комплектации с «автоматом». Усыпляющие свойства «рафика» порой заставляли забывать, что надо выжимать сцепление и передвигать ручку КП в нужный режим.
Теперь можно подытожить, что Toyota RAV4 — практичный, удобный и безопасный автомобиль. Японцы не изменяют традициям...