Вы думаете отечественные «Жигули» являются самыми дешевыми в мире автомобилями и поэтому их качество уже не так важно? Как бы не так! Оказывается, до недавнего времени в Европе выпускали автомобиль, который по своим габаритам был не намного меньше отечественных «ВАЗов», а его цена составляла около $5000. Качество же этой модели было даже лучше, чем у немецких автомобилей. Речь идет о Suzuki Swift.
Впервые имя Swift (в переводе с английского – «скорый», «быстрый») появилось в модельной гамме Suzuki в 1983 году, когда покупателям были предложены компактные 3- и 5-дверные хэтчбеки с двигателями объемом 1,0 и 1,3 литра. Первый Swift выпускали на протяжении шести лет, после чего было создано второе поколение этого автомобиля. Suzuki Swift образца 1989 года оказался очень живучим и сумел просуществовать вплоть до лета этого года, пережив несколько модернизаций. Автомобиль выпускали сразу в трех вариантах кузова – к хэтчбекам добавился четырехдверный седан. Привод – передний, хотя на японском рынке продавались и полноприводные версии. Но чаще всего полноприводные Swift можно было купить под названием Subaru Justy.
В Европе Suzuki Swift пользовался достаточно устойчивым спросом среди небогатых покупателей, ведь это была одна из самых дешевых моделей на рынке. Низкой цене способствовала не только простота конструкции и отсутствие серьезных «наворотов», но и выпуск автомобиля в самой Европе – с середины 90-х годов Swift начали делать в Венгрии. Кстати, благодаря этому факту Венгрия получила свой «народный» автомобиль, ведь цена Swift в этой стране составляла $5000. Да и в России Swift стоил совсем недорого – еще совсем недавно этот автомобильчик можно было найти в автосалонах по цене от $7600. Да и раньше эта машина стоила у нас лишь на чуть-чуть дороже вазовских моделей. Например, до экономического кризиса 1998 года (когда «восьмерки» продавались за $8000, а за «десятки» - больше чем за $10000) за Suzuki Swift в максимальной комплектации (!) с электропакетом и кондиционером просили $12 700. Однако в России японская машина не пользовалась большим спросом, и покупатели новых иномарок гораздо чаще смотрели в сторону французских и корейских моделей, которые выглядели (и выглядят) гораздо свежее Swift.
Со страховкой спокойнее
Но непритязательная внешность Suzuki Swift имеет и свои плюсы – эти автомобили практически никогда не угоняются. По крайней мере, еще никто не слышал, чтобы какому-то вору заказывали Swift. Что же касается местной шпаны, то от нее обычно спасает элементарная сигнализация за $100-120 и «кочерга» на руль.
Кузовное железо сделано на совесть, и даже на сильно подержанном автомобиле не должно быть следов ржавчины. Так что дополнительная антикоррозионная обработка вовсе не требуется. А вот в аварии попадать на Swift крайне не рекомендуется, ведь стоимость бамперов, кузовного железа и оптики для этой недорогой машинки очень даже приличная. Усугубляется ситуация еще и тем, что неоригинальных кузовных элементов в продаже нет, а на разборках Swift гость редкий. Так что будущим покупателям подержанных Swift неплохо бы застраховаться, ведь один только бампер на этот автомобиль стоит около $250, а передняя фара – более $200. А если под замену идет дверь, то это потребует еще порядка $300, да плюс работа за установку и покраску. К тому же часто даже на фирменных сервисах (довольно дорогих, кстати, для такой скромной марки автомобилей, как Suzuki) кузовных деталей на Swift в наличие нет. Ожидание же заказа может составить до 1,5 месяцев!
Салон автомобиля также не вызывает больших положительных эмоций. Там все очень просто и незамысловато. С первого взгляда, отделка кажется очень дешевой, однако стоит только поездить на автомобиле, как выясняется, что внутри все сделано на совесть и никаких больших зазоров между панелями нет и в помине. Претензии могут возникнуть только к автомобилям, выпущенным до 1992 года. У них иногда встречаются плохо закрывающиеся двери и потрескавшиеся приборные панели.
Сразу надо отметить, что руль не регулируется по высоте, однако водитель средних размеров устроится там вполне нормально, благодаря большой регулировке сиденья по длине. А вот сзади троим определенно делать нечего – слишком тесно. Багажник маленький и грузить в него вещи неудобно из-за высокого борта. Первоначально Suzuki Swift продавали в бедной комплектации, что вполне естественно для конца 80-х годов, однако постепенно росло как базовое, так и дополнительное оснащение автомобиля. Так, большинство автомобилей конца 90-х годов имеют не только центральный замок, но и гидроусилитель, электрорегулировку зеркал и стекол (пользоваться этими клавишами не слишком удобно), две подушки безопасности, иммобилайзер и аудиоподготовку. Между прочим, совсем неплохо для автомобиля такого размера. Мало того, значительная часть относительно свежих машин оснащены еще и кондиционерами! А вот АБС встречается не часто, ведь за эту чрезвычайно полезную систему покупателям новых машин приходилось доплачивать порядка $700.
Однако далеко не всегда имеет смысл искать автомобиль в максимальной комплектации. В некоторых случаях водитель Swift может прекрасно обойтись и без дополнительного оснащения. Например, многие считают, что Swift без гидроусилителя управлять не намного труднее, чем с «гидриком» - руль очень легкий, особенно при езде на трехдверной машинке (снаряженная масса автомобиля 730-850 кг). Да к тому же и проблем меньше. Но если на автомобиле стоит широкая 14-дюймовая резина, то тогда усилитель не помешает.
Холод убивает лошадей
Как показывает практика, «навороты» автомобиля работают без особых проблем даже в российских условиях. Если что-то и сломается (обычно речь идет о выходе из строя электростеклоподъемников), то ремонт будет стоить не дорого во многом благодаря простоте конструкции. Но не все так идеально. Часто владельцы Suzuki Swift с кондиционером жалуются на этот самый кондиционер. Конечно, приятно, когда в жаркий день в салоне прохладно, но многие водители отмечают, что даже если включить «кондей» в экономный режим работы, когда лишь поддерживается прохлада в салоне, то автомобиль становится очень «вялым». Если же кондиционер работает на полную мощность, то в этом случае водителю придется смириться с тем, что его все обгоняют.
Более-менее хорошо с включенным кондиционером себя ведут только автомобили с самыми мощными двигателями. Речь в данном случае идет о 1,3-литровом 16-клапанном форсированном моторе мощностью 101 л.с. (во многих японских каталогах из-за разных систем подсчета мощности указывали, что этот двигатель выдает 115 л.с.). Такой силовой агрегат устанавливали на 3-дверные хетчбеки. Также спокойно переносит работу кондиционера и автомобиль с 1,6-литровым мотором мощностью 92 л.с. (его ставили лишь на седаны).
Но следует отметить, что эти два силовых агрегата встречаются на Swift нечасто. К тому же многие не рекомендуют покупать автомобили с этими двигателями. Конечно, динамика таких машин очень даже неплохая, особенно с 1,3-литровым моторчиком, с которым Swift разгоняется до 182 км/час (не зря ведь такие версии обозначаются буквами GTi), однако нужно быть готовым, что мощные «болиды» потребуют более частого ремонта. И более дорого – многие запчасти нужно будет заказывать, да к тому же и стоят они больше, чем на стандартные Swift.
1,3-литровый форсированный двигатель не отличается большой надежностью, да к тому же нет никакого сомнения, что водители Swift GTi при езде старались полностью реализовать все возможности этого скоростного автомобиля. То есть двигатель, наверняка, долгое время работал при максимальных нагрузках. Кроме того, иногда на версии GTi раньше положенного срока обрывается ремень ГРМ, что приводит к поистине фатальным последствиям. Иногда настолько фатальным, что дешевле купить другой автомобиль, чем ремонтировать двигатель.
Что касается 1,6-литрового мотора, то он работает надежно, и к нему претензий нет. Но вся загвоздка в том, что этот двигатель оказался тяжеловатым для малютки Swift, ведь изначально его проектировали для внедорожника Vitara. В результате седаны Swift с 1,6-литровым мотором чаще требуют замены опоры двигателя. Да и передняя подвеска на таких машинах долго не живет.
Таможенные прелести
Наиболее оптимальным и самым распространенным является двигатель объемом 1,3 литра. Но не «заряженный», а самый обычный 8-клапанный агрегат. Его мощность составляет 68 л.с., что позволяет Swift разгоняться до 165 км/час. Ускорение 0-100 км/час потребует 13 сек. Конечно, не бог весть какие данные, но для нормальной езды по городу вполне хватает. Хотя если в автомобиле сидит несколько человек и кондиционер работает на максимальном режиме, то тогда волей–неволей приходится раскручивать двигатель на «полную». Еще острее ситуация с нехваткой мощности при большой загрузке автомобиля ощущается при наличии самого скромного 3-цилиндрового 1,0-литрового моторчика. Он развивает 53 л.с. (максимальная скорость пятидверного Swift с таким агрегатом составляет 140 км/час).
А вот автомобили с 2000 года оснащались 1,3-литровым двигателем с 16 клапанами. Он имеет такой же блок цилиндров, как и 8-клапанный 1,3-литровый двигатель, но благодаря 16 клапанам, новому впускному коллектору и прочим изменениям его мощность увеличилась с 68 до 86 л.с. Вырос и крутящий момент (был 99 Нм, а стал 106 Нм). Так что если есть деньги на трехлетний автомобиль, то 1,3-литровый 16-клапанный мотор будет очень хорошим вариантом. Если же финансовые ресурсы ограничены, то тогда лучше остановить свой выбор на более простом 8-клапанном агрегате.
Большое преимущество 1,0-литрового двигателя заключается в том, что официально его объем составляет 993 см/куб, то есть при ввозе такого автомобиля из-за границы (если его возраст не превышает 7 лет) за «растаможку» нужно будет заплатить примерно 850 евро. Платежи за 1,3-литровый двигатель будут больше на 450 евро.
Несмотря на свой скромный литраж, моторы отличаются исключительной надежностью (как уже упоминалось, исключение составляет 1,3-литровый мотор от версии GTi) и могут работать долгое время без проблем. Оценки ресурса этих силовых агрегатов разные, но как минимум называются цифры в 250 тыс. км пробега. Что касается обслуживания двигателей, то и в этом плане они не слишком прихотливы. Главное, это каждые 10 тыс. км заливать новое масло и ставить фильтры, а раз в 90 тыс. км менять ремень ГРМ (обязательно вместе с роликом). Запчасти для этой операции будут стоить около $80. Столько же возьмут за работу. Получается весьма прилично для такой маленькой машинки и, к сожалению, с дороговизной запчастей и сервиса владельцы Swift столкнуться еще не раз. Например, многие владельцы автомобилей 1998 года выпуска после покупки тормозных колодок выходят из магазина с круглыми от удивления глазами. Дело в том, что в этом году на автомобили венгерской сборки устанавливали колодки «с усиками», которые стоят $100-130. А хватает колодок примерно на год. Хорошо, что хоть на автомобили других годов выпуска можно найти колодки примерно за $30-50.
Две стороны медали
Большинство Suuzuki Swift имеют механическую коробку передач. Как показывает опыт, «механика» работает безотказно даже на сильно подержанных автомобилях. Устанавливали на Swift и автоматическую коробку передач, но нужно сразу сказать, что «автомат» по своей конструкции очень примитивный и имеет всего три ступени. Да и финансовых вложений АКПП требует несколько больших, чем «механика».
Передачи в механической КПП очень сильно растянуты, что позволяет по городу спокойно ездить на второй и третьей ступени. Кроме того, КПП способствует еще и тому, что Swift является очень экономичным автомобилем, потребляя в городе 6-7 литров бензина, а на трассе расход и вовсе падает до 4 литров (!) на 100 км. Благодаря этому два года назад Swift вошел в пятерку самых экологически чистых автомобилей в США (там машина продается под названием Geo Metro).
Кстати, бензин в бак Swift лучше заливать качественный и вовремя менять топливный фильтр (он стоит $20-25). В противном случае может выйти из строя бензонасос (он ломается и просто от старости). Цена новой детали заставляет содрогнуться – $379. Вредит плохой бензин и системе впрыска топлива, но в данном случае достаточно обойтись прочисткой ($55) раз в 20-30 тыс. км.
Подвеска по праву может считаться сильной стороной Suzuki Swift. Его нельзя назвать комфортным (скорее даже жестким), но с большинством мелких и средних неровностей автомобиль справляется неплохо. А вот большие ямы уже представляют опасность. Например, если «летать» по плохим дорогам, то раньше времени придут в негодность шаровые опоры. Обычно их хватает на 100 тыс. км. Цена вопроса $178, так как опора идет вместе с рычагом и сайлент-блоком (плюс еще $33 за работу по замене). Да и амортизаторы тоже нужно будет менять чаще (в среднем они «живут» по 70-100 тыс. км).
Цена запчастей немаленькая, но радует, что хоть на подвеску есть неоригинальные детали. Например, если пришел в негодность ШРУС, то на фирменном сервисе смогут предложить поставить только всю полуось целиком, которая стоит почти $550. Еще несколько лет назад владельцы Swift с проблемными ШРУС были вынуждены идти на такие расходы. Но сейчас появилось много магазинов, где можно купить неоригинальный ШРУС очень хорошего качества за $90. Как говориться, почувствуйте разницу. Или, например, амортизаторы. Деталь производства японской фирмы Kayaba стоит $70, а вот за оригинальный амортизатор на фирменном СТО могут попросить и $190.
Кстати, для наших дорог лучше подходят автомобили венгерской сборки. Дело в том, что у японских машин дорожный просвет составляет всего 13 см, а европейские варианты Swift имели клиренс уже 16 см., благодаря которым водитель может уже не так бояться наших дорог. Но все же для большей уверенности лучше поставить защиту двигателя за $60-80.
На российском рынке подержанных автомобилей интерес к Suzuki Swift не слишком большой. И виновата в этом непритязательная внешность. Так что чаще всего Swift берут не от любви к японскому дизайну 80-х годов, а из-за низкой стоимости, которая сочетается с очень даже приемлемым качеством. Но огорчает то, что запасные части и работы на сервисе для этого маленького автомобильчика стоят очень прилично.
Правда, нужно помнить, что ремонтировать Swift придется нечасто. Об этом свидетельствует и статистика поломок автомобилей в Германии – Suzuki Swift входит в лидеры рейтинга по надежности в своем классе. А было время, когда Swift и вовсе становился самым надежным автомобилем в Германии.
Кстати, из-за невысокой стоимости автомобилей и их надежности (при нормальной эксплуатации) многие владельцы не слишком горят желанием продавать своих «ласточек». В связи с этим и цены на Swift одного и того же года могут серьезно колебаться. Например, машина начала 90-х годов может стоить как $1000, так и $3500. Понять людей, хотящих получить за Swift побольше денег, можно - автомобиль не приносит больших хлопот, а расставаться с ним за «крохи» жалко.
Экскурс
Компания Suzuki появилась еще в 1909 году, но транспортом фирма стала заниматься лишь в 1952 году. Первое время компания специализировалась на мотоциклах (Suzuki до сих пор находится среди мировых лидеров мотоциклетного рынка), а первый четырехколесный Suzuki появился в 1955 году. Им был автомобильчик Suzulight-360 с 2-цилиндровым двигателем мощностью 15 л.с.
Модель Cultus, которая на европейском рынке называется Swift, появилась в 1983 году. Автомобиль оснащался 3-цилиндровым мотором объемом 1,0 литра и 4-цилиндровым 1,3-литровым агрегатом. С небольшими изменениями эти моторы устанавливали и на второе поколение Swift/Cultus, которое было показано с 1989 году (на европейский рынок этот автомобиль вышел в 1991 году). Именно такой Swift и начали выпускать в Венгрии.
Внешность автомобиля и салон стал совершенно другим, а вот двигатели и ходовую изменили незначительно. То есть в основе Swift второго поколения, выпускавшегося вплоть до 2003 года, лежит автомобиль образца 1983 года!
В 1996 и 2000 годах Suzuki Swift претерпел небольшие модернизации. Последняя принесла автомобилю 1,3-литровый 16-клапанный двигатель мощностью 86 л.с.
В этом году производство Suzuki Swift было прекращено.
Примерка
Suzuki Swift 1998 года выпуска был куплен в России у официального дилера (к нам поставлялись только автомобили венгерской сборки). За пять лет эксплуатации Swift проявил себя с самой лучшей стороны. 1,3-литровый двигатель, правда, не делает Swift скоростной машиной, но для езды по городу его мощности вполне хватает. За все время ни к мотору, ни к коробке передач претензий не было вообще никаких (выполнялись только плановые работы). Вот разве что свечи нужно менять не каждые 30 тыс. км, как положено по инструкции, а раз в 15-20 тыс. км. И еще два раза поставили новые высоковольтные провода.
Самое большое раздражение вызывают тормозные колодки, которые приходится менять каждый год. Причем, их стоимость, мягко говоря, немаленькая. Правда, с каждым городом цена колодок становится все более гуманной. А недавно пришлось заменить тормозные диски, но они сейчас стоят не так и дорого – около $110, хотя в 1998 году за них просили $250.
Удивительно, но подвеска вообще не требовала к себе внимания! Однако радость от обладания Swift уже совсем скоро омрачится большим ремонтом. Скорее всего, придется менять передние амортизаторы, подшипник ступицы (меняется вместе с двумя сальниками) и обе шаровые опоры. Кроме того, автомобиль стал «как-то не так» заводиться по утрам. Возможно, начал «умирать» бензонасос. В итоге ремонт автомобиля может потребовать более $1000. Однако это не так и много, ведь пять лет Swift работал вообще без проблем.