• |
С одной стороны хорошо, что подавляющее большинство всех автомобилистов уже имеют полисы, которые смогут защитить их в случае ДТП. Кроме того, все больше людей склонны считать «автогражданку» благим делом. Согласно опросам «РОМИР Мониторинг», большинство россиян считают обязательное страхование ответственности необходимым.
Но при этом 37,5% опрошенных дают положительный ответ лишь с учетом того, что закон в будущем будет доработан. При этом мнение о том, что «автогражданка» плоха в принципе, имеют 27,1% россиян.
Действительно, разговоров о том, что ОСАГО необходимо дорабатывать очень много. Мало того, в свое время во время общения с народом в прямом эфире сам Владимир Путин заявил, что тарифы необходимо снижать. После таких речей, естественно, все замерли в ожидании скорого снижения стоимости полисов, но… Но сейчас представители правительства уже говорят о том, что стоимость полиса пока менять смысла нет. Так, полномочный представитель правительства в ГосДуме Андрей Логинов заявил депутатам, что изменять тарифы пока преждевременно, так как нет статистики о действии этого закона
Статистики, действительно пока нет. Но многие противники действующего закона утверждают, что страховые компании сейчас получают гигантские сверхприбыли. По некоторым данным, на выплаты идет лишь 10-15% от всех собранных средств. Куда же деваются остальные 90% не совсем понятно.
А начиная со второго года действия закона многие автомобилисты будут платить еще больше. Дело в том, что в действие вступает коэффициент за аварийную езду. А он не такой и маленький. И те водители, которые вызывали ГИБДД даже при самых мелких ДТП, сейчас могут дорого поплатиться за это. Идея этого тарифа вполне понятна – чем чаще человек попадает в аварию, тем больше он затем платит за страховку. Однако реальный смысл сложной таблицы понять довольно сложно.
Класс на начало срока страхования | Коэффициент (КБМ) | Класс по окончании срока страхования с учетом наличия страховых случаев | ||||
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | ||
М | 2,45 | 0 | М | М | М | М |
0 | 2,3 | 1 | М | М | М | М |
1 | 1,55 | 2 | М | М | М | М |
2 | 1,4 | 3 | 1 | М | М | М |
3 | 1 | 4 | 1 | М | М | М |
4 | 0,95 | 5 | 2 | 1 | М | М |
5 | 0,9 | 6 | 3 | 1 | М | М |
6 | 0,85 | 7 | 4 | 2 | М | М |
7 | 0,8 | 8 | 4 | 2 | М | М |
8 | 0,75 | 9 | 5 | 2 | М | М |
9 | 0,7 | 10 | 5 | 2 | 1 | М |
10 | 0,65 | 11 | 6 | 3 | 1 | М |
11 | 0,6 | 12 | 6 | 3 | 1 | М |
12 | 0,55 | 13 | 6 | 3 | 1 | М |
13 | 0,5 | 13 | 7 | 3 | 1 | М |
При заключении договора страхования в первый раз всем водителям присваивается третий класс. Соответственно, коэффициент стоимости страховки равняется «1». Если водитель в течение года не совершил ни одного ДТП, то ему дают пятый класс и коэффициент понижается до 0,95… Если страхователь в течение 10 лет будет ездить аккуратно, то в конце концов ему дадут 13 класс и коэффициент упадет до 0,5. То есть за страховку человек будет платить в два раза меньше!
Однако стоит только стать виновником ДТП, как ситуация перестает быть такой радужной. Если в первый год страхования будет хотя бы одна выплата, как у водителя уже становится первый класс. То есть в следующий год коэффициент страховки составит 1,55. То есть владелец «ВАЗ-2110» проживающий в Москве (возраст больше 22 лет и стаж вождения больше 2-х лет) будет платить не 3960 рублей, а в 1,55 раза больше. А это уже 6138 руб (то есть больше на 2178 руб).
Но и это еще не все. Даже если во второй год страхования ДТП не было, то в этом случае водителю присваивается класс «2». Его коэффициент составит 1,4. И он будет платить уже 5544 руб за страховку (или на 1584 руб. больше). Итого за два года водитель «десятки», однажды став виновником ДТП (пусть даже и мелкого) заплатит лишних 3762 рубля!
И это только при одном ДТП. Если же в первый год страхования их было два, то расклад будет следующим. Чтобы вернуться в третий класс нужно будет не совершать ДТП четыре года (!). А выплаты по годам за страховку будут следующими:
первый год (класс «М») – 9702 руб
второй год (класс «0») – 9108 руб
третий год (класс «1») – 6138 руб
четвертый год (класс «2») – 5544 руб.
Переплаты же за страховку составят: 5742 + 5148 + 2178 + 1584 = 14652 руб или около $490! И это учитывая, что после «неудачного» года с двумя ДТП аварий больше не будет на протяжении четырех лет подряд. Если же ДТП произойдут, то тогда можно на очень долго застрять в классе «М» и платить ежегодно по $320 за страховку.
Однако пока можно избежать платы по коэффициенту за аварийную езды. Способ действенный, правда, не совсем законный. Оказывается, сейчас между страховыми компаниями нет единой базы данных. И если были ДТП, то можно спокойно обратиться в другую страховую компанию и купить полис уже там, заявив, что «автогражданка» покупается впервые! А можно пойти законным путем и перерегистрировать автомобиль на другого члена семьи. В этом случае страховая история машины начнется заново.
В общем, пока можно сказать лишь одно – в ближайшее время споры по поводу завышенных тарифов на ОСАГО развернуться с новой силой. Чем это все закончится, будет видно. Однако шансов на серьезное снижение тарифов, признаться, не слишком много. Выборы-то еще не скоро…