Последний фактор сейчас выходит на первое место. Только за 2002 год на дорогах страны погибло 33 243 человека! То есть Россия потеряла население одного городка средней величины! И при этом подавляющее большинство среди погибших являются лицами в возрасте 25-34 года. Таким образом, огромные потери несет еще и экономика страны. По мнению замминистра, это связано с тем, что граждане России «оказались не готовы к массовой автомобилизации страны».
Но если подумать, то к автомобилизации оказались не готовы не только простые граждане, но и официальные власти. О чем идет речь? Хотя бы о том, что штрафы за нарушения того или иного пункта правил в России до сих пор остаются довольно низкими. Конечно, дело не только в штрафах. Огромное значение имеет культура поведения на дороге, но ведь ее тоже надо воспитывать. Заявления же властей о том, что стало много хамов, и поэтому растет аварийность (за прошлый год сразу на 12%), у многих вызывает лишь улыбку. Действительно, грубости стало больше, но ведь ее зачастую провоцируют те же властные стриктуры, которые считают, что автомобиль с «мигалкой» может на дороге все. Поэтому нет ничего удивительного, что водители, особенно в Москве, уже не с таким уважением относятся к включенным проблесковым маячкам.
В результате дорожных пробок скорые опаздывают на места ДТП. Согласно исследованиям, если бы медицинская помощь всегда приезжала вовремя, то смертность на дорогах удалось бы снизить на 30%. То есть погибло бы примерно на 10 тыс. человек меньше!
Большое значение в снижении смертности за рулем имеет и качество самих автомобилей. Смешно рассчитывать на серьезное снижение смертности и тяжелых травм, если подавляющее большинство водителей в России ездят на машинах, которые не соответствуют современным нормам по безопасности. Конечно, в необходимые нормативы наши «Волги» и «ВАЗы» пока еще укладываются, однако сейчас все европейские машины давным-давно оснащаются всевозможными системами активной и пассивной безопасности (АБС, подушки безопасности и пр). Мало того, автомобили изначально проектируются так, чтобы при аварии сохранить жизнь человека! А пока российское правительство лишь желает ввести новые пошлины на автомобили старше трех лет...
Вам кажется, что все это пустые слова. Возможно. Но давайте посмотрим на цифры смертности в Германии, где автомобилей примерно в два раза больше, чем в России. Так вот там в результате ДТП в 2002 году погибло 6828 человек. У нас, напомним, более 33 тыс! Кстати, рекорд по смертности в ФРГ был поставлен в 1970 году – 21300 человек. По мнению европейских экспертов, столь серьезное снижение смертности на дорогах стало возможным благодаря совершенствованию автомобилей, грамотной работе дорожных служб и полиции, а также высоким штрафам за нарушения ПДД.