Полтора года назад я обзавелся своей первой машиной, для начала побыв персональным «грейхаундом» своей будущей жены, затем полностью вошел в роль российского автолюбителя, не избалованного вниманием западных автомобильных концернов, спортивным пристрастием и единой для нас чертой, обзываемой в народе умным термином «склонность к быстрой езде». Нужно было вспомнить навыки вождения, приданные в еще постсоветской, а значит не испорченной новым российским веянием «быстрых денег» автошколе, обменять бумажные права на пластмассовые и набраться терпения.
О темной полосе буду недолго. Первоначальное удовлетворение от покупки реэкспортной «восьмерки» с двигателем 1.1 литра ушло довольно быстро - через месяц вместе с заменой вакуумного усилителя вдали от родной столицы. Знал бы ваш покорный слуга, сколько еще будет потрачено нервов и денежных средств - не переживал бы так сильно по поводу проклятого «вакуумника». За год езды (а машине на момент покупки было 7.5 лет и 80000 км) бежевый «пылесос» выкрал из скудного тогда семейного бюджета денег на добрую треть каталога запчастей АвтоВАЗа, пару раз довольно крепко напугав владельца пропавшими на ходу тормозами и вскипевшим мотором. А когда последний начал дымить как капитан дальнего плавания и есть масло, как известный «мент» Дукалис в телевизионной рекламе, настал час страшной (на первый взгляд) расплаты за низкую тяговитую способность и порчу экологии Москвы: капитальный ремонт. Приняв во внимание советы многочисленных экспертов 1100 решено было отправить в утиль, а на замену приобрести новый, более мощный и с теоретически более длинным ресурсом силовой агрегат.
Обзвон и объезд московских магазинов автозапчастей поселил в душе автора сомнения в искренности отношения родного автопрома к автовладельцам. Если многомощные двигатели многочисленных тюнинговых контор предлагались с ежемесячным бесплатным обслуживанием (наверное того требуют), то «штатные» агрегаты ВАЗа в большинстве своей металлической массы шли без обязательств: «ты меня поставь, я сколько смогу - проеду». Этот факт, а также рассказы о покупке новых автомобилей и их первых днях жизни со стороны знакомых подвели черту - покупать, верить в свои силы, удачу и мастерство работников автосервиса.
Все выходные первых по настоящему теплых майских дней я просидел практически безвылазно в сервисе, итогом чему стало приобретение моей машиной нового «сердца» в качестве силового агрегата ВАЗ 083 (72 л. с.).
1/7 новой машины была куплена в большом магазине за 12 т. р. - минимальную цену для мотора «в комплекте». Предварительно я смирился с мыслью, что если чего с «новеньким» стрясется - все ремонтировать придется самому - годовая гарантия на мотор распространялась только в случае установки на фирменной СТО ВАЗа. Это значит, что так как я устанавливал его в «своем» сервисе, то в своими же руками мне его потом и обслуживать. О судьбоносном выборе не жалею - премного наслышан о мастерстве фирменных СТО.
Мотор шел со всем, естественно, навесным и так как по теории его на ВАЗе должны были регулировать на стенде, ни зажигание, ни карбюратор мы не регулировали, что в последствии и оказалось подходящим решением. При снятии старого мотора ревизия обнаружила необходимость замены рулевой рейки (имелась меня в наличии, поэтому шла бесплатно) со всякими там пыльниками (на 86 руб), а также значительной переделки системы выхлопа. На старом моторе стояла выхлопная система от «Опеля Кадет» (машина, если помните, реэкспортная), поэтому пришлось менять приемную трубу (92 руб 15 коп) и резонатор (220 руб) - предыдущий был очень длинный. К слову, на рынке выпускной коллектор от иномарки стоит не много ни мало 70 американских долларов, что в сравнении с аналогичными запчастями для ВАЗа выглядит настоящим буржуйством.
Заводское масло, плескавшееся в моторе на уровне min, было оставлено на основании, что оно обкаточное, хотя в будущем буду лить полусинтетику. После установки агрегат благодушно воспринял несколько литров «тосола» и завелся со второго раза, да и то из-за того, что при первом «старте» мастера забыли прикачать к «карбу» бензин.
С уходящего в историю мотора 1100 снял нижнюю часть карба (верхняя - в утиль по причинам ветхости) и тот час же реализовал запчасть коллеге-бедолаге за пару пива, генератор (прошел 16 тыс., значит еще пригодится), питерский бензонасос, 4 свечки, крышку маслозаливной горловины (приобретенную неделю наза за 15 руб), винтики всякие до кучи.
В субботу по проезду первых 30 км автор стал похож на Шумахера в формуле-1: отказались включаться 1-я и задняя передачи... Добавлю, что на машине стояла 4-х ступенчатая КПП, которая, звякая, все же исправно выбирала требуемые водителем режимы движения. Пришлось трогаться со второй до стоянки, а там назавтра отрегулировать сцепление. Все передачи вернулись.
Без старого мотора заскучал и отказался жить спидометр: с удивительным рвением он прошел указанные 30 км и... остановился на отметке 115188 км. Долговременное снятие всякой пластмассы ради вживления нового тросика - занятие обременительное, но необходимое: заодно поменял некогда перегоревшую лампочку, сигнализировавшую о включении габаритных огней. 30 минут крутил в обратную сторону спидометр - обнулял. Редкий случай, когда это делается ненамеренно и честно - мотор-то новый!
Первые 100 км тихого хода выявили некоторые погрешности: мотор очень быстро прогревается (за 5-10 минут), потом начинает усиленно пахать вентилятор охлаждения он же «карлсон» (как он кстати пишется - с двумя с или с одним?). Усилиями крылатого выше 90 град температура не ползет (тьфу х 3). Оно, ИМХО, понятно - зажигание не выставлено правильно, обкатка на заводском масле... Моргнула лампа зарядки аккумулятора, на что вначале не обратил внимания. Через минут пять стрелка напряжения обосновалась в правом углу шкалы - «таблетку» (регулятор напряжения) генератора под замену. При включении зажигания в сервисе горела лампа давления масла. Сегодня погасла. Начинаем взрослеть...
Автожизнеописание наше продолжим, благо путь - сначала «памперсы», потом подтяжки и первый класс в школе езды - для нас известен. А еще нас ждет ГИБДД. 500 км будет работать заводской «компот» в моторе, потом туда пойдет новое отечественное, а на 2000 км (когда можно будет стать немного взрослым) - дорогое импортное. Еще увидимся. Надеюсь вновь по счастливому поводу.