Противотуманные фары служат благородной цели - повышают активную безопасность и комфорт при управлении автомобилем в сложных условиях видимости.
В ненастье от фар головного света будет немного пользы, ведь они проектируются большей частью в расчете на хорошую погоду, а во время тумана или сильного дождя их эффективность заметно слабеет.
Это происходит из-за того, что световой луч ближнего или дальнего света фары отражается от капель воды и создается впечатление, что едешь в «белую пелену». Именно в такой ситуации яркий свет «противотуманок» придет на помощь, равномерно осветив проезжую часть и обочину перед автомобилем. Широкий световой поток противотуманных фар может послужить при маневрировании ночью на извилистых дорогах и во дворах, позволяя водителю видеть за пределами бордюра или обочины.
Для обеспечения нужной характеристики освещения к противотуманным фарам предъявляются следующие требования: верхняя светотеневая граница должна быть возможно более резкой. Угол рассеивания в вертикальной плоскости наименьшим (около 5°), а в горизонтальной - наибольшим (около 60°), максимум силы света - приближен к верхней светотеневой границе.
Эффективность работы противотуманных фар во многом зависит от качественной регулировки. Небольшое отступление от нормы может привести к тому, что фара станет опасной, ослепляя встречных водителей и существенно снижая границу видимости. Регулировка осуществляется, как и для фар ближнего света, на специальном стенде и производится в основном аналогично. Противотуманные фары должны устанавливаться на уровне или ниже основных фар.
Конструкция
Противотуманные фары представляют собой отдельные световые приборы в собственном корпусе. Они устанавливаются на бампере или подвешиваются ниже его. Стилистические и аэродинамические требования привели к более широкому использованию интегрированных противотуманных фар, которые выполнены в единой стилистике с автомобилем и устанавливаются в специальные отверстия в бампере.
Большая часть противотуманных фар разработана с таким расчетом, чтобы проецировать белый пучок лучей; пока не имеется существенных доказательств того, что лампы желтого света обеспечивают какое-либо преимущество с точки зрения физиологии восприятия. Эффективность противотуманной фары зависит от размера зоны освещения и фокусного расстояния отражателя. При тех же зонах освещения и фокусном расстоянии разницы в показателях круглых и прямоугольных фар нет, и в последнее время на рынке все чаще появляются «противотуманки» сложной формы.
Оптические схемы
При проектировании противотуманных фар конструкторам приходится совмещать противоречивые требования: требуется обеспечить максимальное освещение при небольшой затрачиваемой мощности. Эти требования стараются удовлетворить применением различных оптических схем.
Параболоид
Наиболее распространена схема с параболическим отражателем. Ее отличительной особенностью является расположение лампочки в фокальной точке, благодаря чему отражатель направляет свет вдоль оси (как и у фар дальнего света). Рассеиватель расширяет этот пучок света, формируя горизонтальную полосу, в то время как специальный экран отсекает световой поток по направлению вверх. Полезный выход света у таких фар около 27%.
Технология FF
Значительным шагом вперед является придание отражателю поверхности свободной формы. Используя такую технологию, можно получить полезный выход до 45%. В этих противотуманных фарах особое внимание уделяется конструкции отражателя, обеспечивающей использование большого объема света в сочетании с максимальной шириной его распределения. При этой схеме рассеиватели со специальным профилем становятся ненужными, все распределение света происходит за счет специальной формы отражателя. FF-технология пока еще не получила большого распространения из-за своей дороговизны.
В последнее время вошли в моду противотуманные фары с использованием технологии DE, такие фары в народе называют точечными или линзовыми. Конструкция точечных фар содержит линзу, с помощью которой при использовании малой поверхности отражателя можно получить схему распределения света, аналогичную обычным фарам. Наличие экрана обеспечивает максимальный контраст светотеневой границы.
Выбор
В магазинах города представлен весьма широкий ассортимент противотуманных фар, разнообразных по видам, производителям и ценам.
У отечественных фар, выпущенных на предприятиях «Автосвет», «Освар» и «Бош-Рязань», неплохие характеристики, цена комплекта - от 200 до 500 рублей.
Азиатские фары (Saca, Al Khateeb) имеют более эффектный внешний вид и соответствующую цену - до 1000 рублей. Они получают хорошие рекомендации продавцов в основном из-за большой мощности, но следует учитывать, что большая мощность лампы может привести к перегреву и короблению ее пластмассовых частей.
Из элитной противотуманной оптики хочется отметить продукцию германской фирмы Hella, которая привлечет внимание людей, ценящих качество и не стесненных в финансах. Комплект противотуманных фар Hella стоит от 1500 рублей. Однако, заплатив такую сумму, можно быть уверенным, что фары прослужат долго.
О покупке: на прилавках должны находиться только сертифицированные образцы, соответствующие европейским стандартам - Правилам ЕЭК ООН №19, маркированные буквой Е с цифрами в кружке. Цифра указывает на страну, сертифицировавшую данный продукт (1 - Германия, 2 - Франция, 3 - Италия, 22 - Россия).
Отличить дополнительные фары дальнего света от противотуманных фар можно, осмотрев рассеиватель. Противотуманные фары маркируются буквой «В», а фары дальнего света - буквами «HR».
Проводя внешний осмотр, следует обратить внимание на герметичность соединения рассеивателя с отражателем или корпусом. Негерметичность этого соединения может привести к снижению срока службы. Крепеж фары должен предусматривать удобство монтажа и регулировки.
Приобретая «противотуманки», как и другие устройства, повышающие безопасность движения, следует проявить осмотрительность. Ведь купив только хорошие противотуманные фары, вы будете уверенно чувствовать себя в любую погоду.