Безусловно, все вышесказанное крайне не понравилось представителям ГАЗа и ПАЗа, которые не замедлили обвинить неких «лоббистов западных компаний» в проталкивании на рынок своей продукции.
Следует отметить, что совершенно непонятно, почему Минтранс начал обвинять в росте аварийности отечественные автобусы именно сейчас. Причем, в данном случае это просто пустые слова, которые не привели к каким-либо действиям. Это поняли и на ГАЗе и ПАЗом, которые опубликовали официальный пресс-релиз, посвященный обвинениям в свой адрес. Там, в частности, сказано, что, несмотря на столь грозные заявления Минтранса по официальной статистике, доля ДТП, причиной которых стали технические неисправности автобусов, составляет всего 2-3 %.
По данным ГИБДД за январь-июль 2002 года, доля ДТП с участием автобусов ПАЗ составила 17,5%, а с участием б/у автобусов иностранного производства – 38,6%. При этом импортными автобусами осуществляется 19% пассажирских перевозок.
И далее…
«На ситуацию с аварийностью на автомобильном транспорте, в частности и с участием автобусов, влияет целый ряд факторов:
- «Государственная система управления безопасностью на автомобильном транспорте,…, перестала функционировать». (Попросту – перестала функционировать система ежедневного технического контроля автобусов, выезжающих на линию, а также медицинского контроля водителей).
- «Высокие темпы автомобилизации, совпавшие по времени с ликвидацией прежней системы управления».
- «Возрастающая диспропорция между приростом автопарка и развитием улично-дорожной сети».
- «…существенно возрастает доля водителей транспортных средств с малым стажем и недостаточным опытом. Исследованиями установлено, что более 50% происшествий совершаются водителями с опытом вождения до 3 лет». (Добавим к этому отсутствие, зачастую, у водителей прав с категорией D, допускающей перевозку пассажиров свыше восьми человек).
- «Критический уровень изношенности парка автотранспортных средств, неудовлетворительное их техническое содержание …»
- «…появление на рынке транспортных услуг большого числа субъектов малого предпринимательства, не имеющих надлежащей производственной базы, ремонтно-диагностического оборудования, профессиональных кадров…»
То есть техническое состояние автобусов и отказы их систем стоят на предпоследнем месте в списке причин аварийности на автомобильном транспорте, состоящем из шести пунктов. Вот еще факты, приводимые Минтрансом России.
«Две трети ДТП с участием автобусов произошли по вине иных, не связанных с их управлением и эксплуатацией, факторов».
СПРАВКА
Автобус ПАЗ-3205 серийно выпускается с декабря 1989 года. Было выпущено более 120тыс. На его базе выпускается более 50 модификаций. Основная причина широкой распространенности ПАЗа – его высокая рентабельность. Возможность окупаемости от 6 до 12 месяцев. ОТТС на автобус выдан Госстандартом РФ со сроком действия до 31.12.2002.
В силу этих обстоятельств его эксплуатация в основном происходит в следующих условиях:
- двух-, трехсменный режим работы
- постоянные перегрузки, заполнение по возможному максимуму
- использование самых дешевых эксплуатационных материалов
- минимальное техническое обслуживание или его отсутствие.
Эти факторы приводят к появлению отказов в том числе и в тормозной системе. Но на автобусе устанавливается пневмогидравлическая тормозная система, соответствующая всем требованиям и нормам, за исключением наличия антиблокировочной системы (АБС). Исследования причин отказов, проведенные заводом и независимыми организациями, показали три основные:
- применение нелегально произведенных, некачественных тормозных жидкостей
- применение запасных частей неизвестного происхождения
- перегрузка автобусов
В 2000 году заводом получен сертификат на значительно усиленную версию автобуса серий 32053 и 32054. Они оснащаются задним мостом и передней осью производства Рязанского агрегатного завода с пневматической системой тормозов с АБС. Грузоподъемность этих моделей в 1,5 раза выше серийных. Стоимость выше на 10-15%
Изготовлено более 1000 таких автобусов. Результаты эксплуатации признаны положительными. В 2003 году завод планирует полностью перейти на выпуск таких автобусов.
Автобусы семейства «ГАЗель» соответствуют всем требованиям пассивной безопасности, что подтверждено Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации и метрологии (Госстандартом). Об этом свидетельствуют официальные сообщения об утверждении:
правила ЕЭК ООН № 11-02; № 14-05; №18-02; № 25-03; № 52-01; №80-01 и протоколы испытаний ФГУП «НИЦИАМТ».
На основании этих документов Госстандартом России было оформлено Одобрение типа транспортного средства № POCC.RU.MT02.E03327 действительное до 28 июня 2003 года. Под его действие попадают автомобили: ГАЗ-3221, 32213, 322132, 322133, 32214, 32217, 322173, 322174, 2217, 22171, 22172, 221721.
В 2002-2003 годах ГАЗ планирует внедрить в производство ряд конструктивных изменений, направленных на обеспечение экологических нормативов и комфортабельности – установка двигателей EURO-2, высокой крыши и др. С 1 января 2003 года на автобусы семейства «ГАЗель» будет устанавливаться АБС.
Микроавтобусы «ГАЗель», используемые в маршрутных такси, несанкционированно оборудуются дополнительными сиденьями, что приводит к перегрузке микроавтобуса.