В Российской армии эксплуатируются сотни бронетранспортеров, они стали неотъемлемым средством механизации войск, заменяя автомобили в тех местах, где даже бронированным Уралам лучше не появляться. Правда, оборотной стороной стали большие потери среди этих машин – большой корпус, необходимый для перевозки десанта, и слабое бронирование сделали их беззащитными перед атаками с близкой дистанции. Особенно страдают БТРы от недостатка вооружения – один пулеметчик в башенке не может противостоять засевшему в засаде противнику с гранатометом.
Необходимость модифицировать нынешние БТРы была осознана еще в первой половине 1990-х годов, однако в силу известных причин постройка и испытания новинки постоянно откладывались. Тем не менее, в конце 2004 года БТР 90 прошел государственные испытания, и сейчас на Арзамасском машиностроительном заводе ведется сборка серийных образцов.
Новый бронетранспортер ГАЗ-5923 «Росток», или, по армейской классификации, БТР-90, стал логическим продолжением линии развития отечественных бронемашин. Уже по результатам операций в Афганистане на БТР стали устанавливать пушки, а БТР 80А предвосхитил многие решения «Ростка».
Однако отечественные эксперты отмечают, что БТР 90 стал, по сути, новой разработкой, первым поколением тяжелого бронетранспортера. Теперь БТР, благодаря в разы повысившемуся уровню вооруженности, стал полноценной и универсальной боевой единицей. Особенную сложность представляла для конструкторов задача сбалансировать вооружение: во-первых, бронетранспортер должен уметь бороться с себе подобными механизмами, а, во-вторых, успешно противостоять действиям окопавшихся в засаде пехотинцев.
Основу боевой мощи БТР-90 составляет 30-мм автоматическая скорострельная пушка 2А72, спроектированная в Туле под руководством А.Шипунова – ее аналоги стоят и на бронетехнике, например БМП-2 и БМД-3, и на вертолетах поля боя Ми-28 и Ка-50. Углы возвышения до 70° позволяют бороться с низколетящими целями, а очередь из восьми выстрелов пробивает 120-мм танковую броню. Эти же боевые качества делают БТР-90 эффективным в горах: большие углы возвышения и эффективная дальность стрельбы до 4.000 метров позволяют подавлять даже укрепленные и «неудобные» огневые точки противника. В случае, если стрельбу придется вести ночью, на помощь экипажу приходит танковый ночной прицел ТПН-3-42 «Кристалл». Вести стрельбу теперь можно и на ходу до 30 км/ч – в машине установлен стабилизатор пушки и башенного пулемета.
Однако пушкой вооружение новинки не ограничивается – доселе сравнительно беззащитная машина обзавелась четырьмя противотанковыми управляемыми ракетами «Конкурс», которые можно запускать как из установки на крыше башни, так и с помощью переносной пусковой установки.
Для борьбы с живой силой противника применяется автоматический гранатомет АГ-17 «Пламя» с боезапасом в 400 «прыгающих» выстрелов.
Ну, и конечно, без внимания не остались пулеметы – на БТР-90 стоят их стоит три: спаренный с пушкой 7,62-мм ПКТ и два ПКМ, установленных в десантном отделении.
Однако вооружение может не успеть сказать своего веского слова, если броню можно будет легко пробить. «Росток» и здесь обладает значительным преимуществом, в том числе и над зарубежными новинками – если броня аналогов успешно противостоит только крупнокалиберным пулеметам, то отечественное изделие выдерживает огонь 30-мм пушки с дистанции до 500 метров. Соответственно, выше и защита от разного рода взрывов, и даже, в случае установки «активной» брони, от противотанковых средств, включая ПТУРы.
Машина может перевозить до 10 десантников с экипировкой, или, в случае переоборудования, 120-мм артиллерийское орудие «Вена», 125-мм противотанковую пушку «Спрут-К», зенитный ракетно-пушечный комплекс «Роман» или противотанковый комплекс «Корнет».
Особая гордость конструкторов – ходовые качества БТР-90. Мощный 501-сильный многотопливный турбодизель разгоняет новинку до 100 км/ч, а одной заправки хватает на 800 км. Все колеса имеют независимую подвеску, а автоматическая реверсивная коробка передач позволяет БТРу развернуться «на пятачке», по-танковому: пока один борт тянет вперед, колеса другого вращаются назад.
На воде БТР-90 плывет со скоростью до 10 км/ч и волнении до 3 баллов включительно.
Большее, чем раньше, внимание, уделено экипажу: модульная система от БМП-2 уберегает часть людей в корпусе от поражения, если броня будет все-таки пробита. Система обогрева сохраняют тепло в машине даже при морозе за -50°С, а в «тропических» модификациях предусмотрен кондиционер.
Так что в начале XXI века российская армия получает бронетранспортер, который не только превосходит все мировые и отечественные разработки, но и обеспечит эффективную поддержку пехоте, а значит, спасет десятки жизней солдат.