С 15 марта на территории России официально действуют новые «Правила регистрации транспортных средств и прицепов к ним». Соответствующий приказ министра внутренних дел Бориса Грызлова № 59 появился на свет еще в конце января, но зарегистрирован Минюстом был лишь накануне Международного женского дня. Новые «Правила…», на первый взгляд, очень похожи на старые. Однако, при ближайшем рассмотрении, выясняется, что они значительно облегчают жизнь многим автолюбителям, при этом сохраняя содержимое их кошелька. А чтобы не заставлять читателя корпеть над добрым десятком страниц набитого суконной терминологией текста, «Автомобильные Известия» взяли этот тяжкий труд на себя.
Так к чему же придется привыкать частным автовладельцам (а именно их касается большая часть изменений)? В первую очередь — к изменению в перечне предоставляемых на регистрацию документов.
В бланке заявления отныне появилась новая графа, где необходимо указать код и номер полиса обязательного страхования автогражданской ответственности, а также кем он был выдан. Конечно, закон вступит в силу лишь с 1 июля этого года, однако ГИБДД любезно напоминает, что это время не за горами.
Еще одно изменение — в перечне документов, удостоверяющих личность заявителя. Теперь, кроме общегражданского паспорта возможно предъявление и паспорта заграничного. Так что отныне инспектор не имеет права отправить вас домой за «нужным» документом — согласно букве закона.
И квитанции об уплате налогов в окошко приема документов предъявлять не нужно: этим вопросом теперь занимаются налоговые органы. Инспектору МРЭО достаточно отдать квиточки об уплате сборов за выдачу или замену регистрационных документов и номерных знаков, а также за бланки ПТС и свидетельства о регистрации транспортного средства.
Если автомобиль был приобретен в салоне, необходимо предъявить справку-счет. А вот что касается перепродаваемых машин, то их владельцы теперь могут не оплачивать услуги комиссионных магазинов. Действовавшие ранее «Правила…», по сути, узаконивали деятельность десятков «контор», работавших иногда в самом помещении МРЭО. В зависимости от декларируемой цены автомобиля стоимость комиссионного оформления составляла 500-2000 рублей. В случае же, если покупатель и продавец решали сэкономить и настоять на рукописном договоре, инспектор имел полное право затянуть регистрацию хоть до бесконечности — под предлогом проверки указанных в договоре реквизитов.
Теперь же вместо справки-счета должен приниматься рукописный договор — в трех экземплярах, «согласно образцу». Более того, по новым «Правилам...», машина должна быть зарегистрирована в день обращения. Есть сомнения в подлинности рукописной бумажки? У инспектора есть право отменить регистрацию. Но — только после проверки, на которую дается максимум трое суток: день — на телефонное обращение в отделение по месту проживания продавца, два — на ответ оттуда.
Ну и, наконец, об основной «головной боли» автовладельцев, пытающихся поставить на учет неновый автомобиль. О регистрационных данных самого автомобиля, которые очень часто вызывают подозрения у бдительных инспекторов смотровых площадок при регистрационных отделах ГИБДД (ГАИ).
Некоторые фирмы-производители, не знакомые с российским бездорожьем и сезонными особенностями борьбы с осадками, располагают номера важнейших агрегатов там, где они наиболее подвержены коррозии. В частности, этим страдают двигатели Daewoo Nexia. Через несколько лет, не то, что номер, номерную площадку найти — проблема. Но старые «Правила…» запрещали эксплуатацию транспортных средств, имеющих скрытые, поддельные или измененные номера узлов и агрегатов или же несоответствие маркировок данным, указанным в регистрационных документах. «Подозрительный» автомобиль отправлялся на экспертизу, после благополучного прохождения которой в ПТС и регистрационном свидетельстве появлялись соответствующие отметки об отсутствии в истории машины «криминала». Ждать вердикта можно было неделю, две, месяц...
Новые «Правила...» уточняют: автомобиль на время проведения проверки может быть зарегистрирован. А после окончания ревизии экспертно-криминалистический отдел должен изготовить две фотографии места с «измененными или нечитаемыми данными» размером 50х15 мм: они должны быть вклеены в ПТС и регистрационное свидетельство, содержать объяснение («номер уничтожен коррозией» или «номер агрегата изменен») и заверены печатями. Ну и, наконец, последнее изменение касается отмены транскрипционного написания в регистрационных документах наименования автомобиля. Толкования вроде «Pego», «Reno», «Dau» и т.п. запрещаются: марка и модель должны быть указаны так, как это принято фирмой-изготовителем, а также в русском переводе.
Теперь о том, насколько применимы все новшества, указанные в новых правилах. В Главном Управлении ГИБДД (ГАИ) «Правила…» вообще не торопятся комментировать: там лишь 18 марта закончился период «междуцарствия»: после отставки Владимира Федорова и трехмесячного правления и.о. Владимира Тимошина в ГУ — новый начальник, генерал-майор Виктор Кирьянов. Так что внутренние комментарии отложены, пока не улягутся последствия организационной перетряски.
Однако в управлении технического контроля предположили, что региональные реалии могут усложнить выполнение «Правил…». Например, как осуществить проверку данных за трое суток в районе, где стабильная телефонная связь отсутствует как таковая? И кто будет платить за междугородние переговоры, если, скажем, нужно проверить московского владельца машины, купленной жителем Вологды или Уфы?
В настоящее время не все криминалистические лаборатории имеют оборудование, необходимое для восполнения «пробелов» в ПТС: для регистрации измененных или корродировавших данных нужны цифровая камера, компьютер и принтер. Кое-где на периферии об этих новшествах пока еще только мечтают. Московские МРЭО живут под чутким контролем начальника столичного Управления ГИБДД-ГАИ Сергея Казанцева, уже успевшего отметиться «закручиванием гаек»: легализацией эвакуаторов, возвращением штрафных стоянок и пр. Вряд ли ему понравятся слишком «либеральные» «Правила...», а «телефонное право» в московском ГУВД очень сильно.
Так что, хотя новые «Правила регистрации транспортных средств и прицепов к ним» в МВД сейчас и рассматривают как часть реорганизации ГИБДД-ГАИ, нововведение ждет трудный путь к признанию. Огромные просторы, плохие дороги и самоуправство чиновников уже похоронили не одну российскую реформу.