На центральной площади Болоньи стоит, как утверждают, самая красивая в мире скульптура Нептуна. Его трезубец и использовали братья Мазерати в качестве эмблемы для основанной ими в 1914 году фирмы. Эмблемы сегодня сколь амбициозной, столь и обязывающей -- ведь с 20-х по 50-е годы прошлого века имя Maserati гремело на автогонках так же, как в античные времена имена гладиаторов--ретиариев, выходивших на ретиарий Колизея с трезубцем и сетью.
"Гражданскими" автомобилями фирма начала заниматься только полвека назад, и к середине 70-х сложился особенный, эксклюзивный стиль Maserati -- супермощные, роскошно отделанные и дорогие штучные автомобили Quttroporte, Biturbo и Ghibli.
После того как в 1997 году нынешний владелец марки, концерн FIAT, объединил ее с другим всемирно известным производителем суперкаров в так называемую Ferrari Group, в производственной гамме фирмы осталась только одна модель -- 3200GT, первый показ которой состоялся в 1998 году. Получилось, что в новой табели о рангах "Фиата" Ferrari -- это патриций, живущий вне суда и конкуренции, а Maserati -- гладиатор, сражающийся ради удовольствия хозяина.
ЛОЖА АМФИТЕАТРА.
Можно сколько угодно рассуждать о том, что созданный в студии знаменитого Джуджаро кузов 3200GT похож на Aston Martin, что есть в нем черты Porsche или того же Ferrari. Это неизбежно, ибо жанр Gran Tourismo диктует свои правила. Искусство итальянских кузовщиков в том и заключается, что при соблюдении этих правил, а также требований законов физики они умеют создать автомобиль исключительно индивидуальный и выразительный. Нисколько не пытаясь "поверить алгеброй гармонию", отметим такой сугубо практический показатель, как коэффициент аэродинамического сопротивления, составляющий 0,34, и совсем ничтожную величину подъемной силы, распределяющуюся почти поровну между передней и задней осями. От последнего показателя напрямую зависит не только управляемость автомобиля на высоких скоростях, но и его эстетика -- Maserati не пришлось уродовать кузов антикрылом.
Внутри та же гармония между роскошью и спортом. То, где вы сидите за рулем в подобных машинах, принято называть кокпитом. В Maserati это скорее ложа итальянской оперы, готовая в любой момент превратиться в каменную скамью ристалища, откуда протягивают вперед руку с опущенным к земле большим пальцем. Характерно, что позади передних кресел -- не полка для чемоданов, а пара глубоких, тоже по-спортивному сконфигурированных кресел.
ТРЕЗУБЕЦ ИЛИ ВИЛЫ?
Вот вам цифры. Разгон до "сотни" -- 5 секунд, спурт на 400 м с места -- 13,3, на километр -- 24,2. Начальный крутящий момент при оборотах чуть выше тысячи у Maserati 3200GT составляет около 240 Нм! Отсюда правило -- педалям газа и сцепления необходима точность в обращении. Автомобиль очень требователен к уровню водительской подготовки и принимает в свою компанию только тех, кто действительно хочет и может. Например, понять, что когда под капотом спрятаны 370 "лошадей", то при трогании педаль газа не следует грубо теребить, нажимать надо ласково, но твердо, внимательно прислушиваясь к голосу мотора. Только тогда вы не оконфузитесь, неожиданно заглохнув. Кроме того, в ответ на резко сброшенный газ, особенно на невысоких передачах, машина выдает очень мощное торможение двигателем. Тут тоже надо быть наготове и своевременно прижать педаль сцепления, чтобы несколько ослабить этот эффект и не вызвать приступа тошноты у спутницы. Иными словами, даже серебряный трезубец в неумелых руках может превратиться в вилы для разгрузки навоза.
Наша дуэль с этим гладиатором началась в разгар дневных пробок. Говорят, дерганая и медленная езда на такой машине в пробках способна взбесить. Отнюдь. Огромный запас тяги мотора позволяет двигаться на второй-третьей весьма комфортно. А подчеркнуто спортивный, предельно короткий ход рычага переключения КПП очень помогает. В городском ритме манипулировать этим рычагом приходится очень активно, а двигатель с турбиной высокого давления просто обязывает часто переходить на низшие передачи, когда средняя скорость не превышает 20 км/ч, а обороты -- полутора тысяч.
Однако иногда можно позволить себе порезвиться -- увидев "окошко", резко придавить акселератор и получить в ответ свист шлифующих асфальт задних колес и вдавливающую в сиденье перегрузку. С одним "но". Несмотря на то, что в моторе применяются малоинерционные турбины, им все же требуется время для раскрутки, которая наступает где-то при 2500 об./мин. Поэтому, чтобы сотворить такой спурт, надо выжать сцепление, затем ударить по "газу" и тут же сцепление отпустить. И еще -- крепко держать руль, будучи готовым "отлавливать" машину, ибо задние ведущие будут стремиться обогнать "передок".
Для отслеживания и исправления подобных ситуаций на 3200GT стоит штатная ASR. Она реагирует очень быстро и эффективно, но полагаться только на нее явно не стоит. Эту систему можно отключить, только вот после нескольких заездов в околокритическом режиме осталось впечатление, что не отключается ASR полностью, а лишь существенно отдаляет момент срабатывания. Оно и понятно, ведь наш экземпляр при всех его суперданных -- все же не автомобиль для кольцевых гонок.
НА АРЕНЕ.
И все же, пробки, подобно изобретению полковника Кольта, уравнивают шансы. Для них -- что ведро с болтами, что шедевр автомобилестроения. Первое, что дает о себе знать, когда 3200GT вырывается на простор, это пресловутая для машин данного класса жесткость подвески. Вы получаете самое исчерпывающее представление о нюансах рельефа дороги. Однако настройки таковы, что толчки и потряхивания на неровностях воспринимаются как необходимый элемент общего стиля. Дабы убедиться, что может быть "еще хуже", достаточно нажать кнопочку Sport на передней консоли. Электроника даст команду соответствующим блокам, смонтированным на амортизаторах, и вы сразу почувствуете, что такое "автомобиль без подвески".
Правда, инструкция категорически не рекомендует включать этот режим при отключенной ASR. И вполне резонно, потому что в таком состоянии Maserati становится действительно буйным гладиатором. У машины такой потенциал, что даже при обгоне на обычном шоссе, на четвертой, к примеру, передаче, со скоростью около 90 км/ч и включенной ASR при резком нажатии на газ отчетливо прослеживается попытка пробуксовки задних колес с намеком на уход задней части.
Но если никто не мешает, почему бы не "побуйствовать"? В момент разгона перегрузка настолько сильна, что приходится основательно напрягать мышцы, дабы не запрокидывалась голова. При поворотах крен, даже если он и есть, совершенно неощутим, настолько крепко охватывает тело сиденье. Даже в самом глубоком заносе машина с отключенной ASR оставалась под контролем, позволив проходить заданную траекторию лишь "газом" и меняя вектор движения рулем.
Руль своей остротой напоминает управление карта. По мере приближения стрелки спидометра к трехзначным числам гидроусилитель как будто отключается вообще. Связь с дорогой просто изумительная.
В ТЕРМАХ.
И все-таки в пробках только поначалу чувствуешь себя комфортно. Маневрируя в городской тесноте недолго зацепить огромным "бедром" над задним колесом кого-нибудь из соседей. А чтобы более или менее точно двигаться задним ходом, приходится, подобно водителю грузовика, открывать дверь и, свесившись из салона, контролировать зазор между бампером и препятствием. Правое зеркало оставляет слишком большую мертвую зону...
Но это пустяки по сравнению с теми ощущениями, что дарит эта машина. Всего на дорогах мира сражаются четыре с половиной тысячи гладиаторов Maserati 3200GT.
Maserati -- один из немногих производителей эксклюзивных автомобилей, который предлагает своим потенциальным клиентам предварительный test-drive своей продукции. Естественно, на заводской трассе и под контролем специальной телеметрической системы и инструкторов -- гонщиков и испытателей фирмы. Гостю предложат комплекс упражнений, включая управляемые заносы, гонки по мокрой дороге, прохождение трассы на время, гонку за лидером и т. п. Однодневное удовольствие обойдется примерно в $1,5 тыс., что включает в себя оплату гостиницы, страховку, трансфер на трассу, обед, ужин, коктейль на трассе и, конечно же, подарок от фирмы. Добираться до Модены надо за свой счет. Можно взять с собой и болельщика (болельщицу), за которого надо доплатить еще около $300. Курсы проводятся один раз в месяц, с апреля по сентябрь. Место можно забронировать через любого официального дилера.
Программа двухдневных курсов богаче: в ней больше теории, а в практику включены "полицейские" развороты, торможение двигателем и т. д. За двухдневное насилие над машинами и инструкторами надо заплатить около $2,5 тыс. за участника и по $500 за каждого болельщика.
Выбор версий и комплектаций Maserati 3200GT очень ограничен. Выбирать приходится трансмиссию -- 6-ступенчатая "механика" или 4-ступенчатый "автомат" нового поколения BTR с "нормальным" и "спортивным" режимом работы, а также цвет кузова. Последних -- пять, под каждый предлагается соответствующая гамма отделки салона. Для тех, кто желает получить абсолютно эксклюзивный автомобиль, разработана программа Officine Alfieri Maserati. Цвет кузова -- какой пожелает заказчик, то же касается и цветовой гаммы интерьера. Для его отделки предлагаются 12 цветов кожи для основных поверхностей и 15 -- для отделки швов и различных вставок. Кожей обтягивается потолок (в обычных моделях это замша), а также все то, что пожелает клиент. В комплект входят кожаные сумки под цвет кузова, скроенные особым образом и не оставляющие пустот в багажнике. Сиденья снабжаются памятью положения и подогревом. Такой автомобиль получает оригинальные 15-спицевые диски Maserati и украшается логотипом на накладках порогов. Такие машины имеют собственный VIN-код. Сборка версии Officine Alfieri Maserati занимает около полугода и увеличивает цену машины более чем на треть