Автомобильными антеннами, пожалуй, можно было бы открыть страничку самых жалких конструкций, придуманных когда-либо человечеством. Эти банальные на вид устройства как никакие другие способны вызывать к себе отвращение автолюбителей. Хлопотно ставятся, неудобно крепятся, то провода коротки, то штыри не выдвигаются, то вдобавок еще и прием паршивый. Таков сильно сокращенный перечень мучений.
На самом деле не все так запущено.
Надо лишь однажды разобраться в том, какая антенна необходима, и совсем немного в том, как она работает. И все проблемы с ними - как в плане выбора, так и в плане установки - легко сойдут на нет.
Начнем с выбора. В продаже можно найти самые разные - как известных производителей, так и не очень. Самые дорогие - японские Sky Hawk, автоматические самовыдвижные антенны наподобие тех, которые входят в штатное оборудование многих автомобилей ценой $20 тыс. и более. Больше всего антенн итальянских кровей : ATM, Ones, MTI, Aluperl - эти чаще всего активные, то есть имеющие встроенный усилитель, к которому необходимо подводить питание 12 Вольт. Попадаются немецкие Hama (в основном все-таки для сотовых телефонов), Bosch (активные, клеящиеся на лобовое стекло антенны Autofum), а также американские Harada, Metra и Piramid ( классические наружные пассивные штыри и их некоторые активные разновидности). Ну а кроме всего этого встречаются антенны с невнятной родословной, которых многие чураются. Но на самом деле недоверие у вас должны вызывать лишь сложные автоматические самовыдвижные антенны по смешной цене - они, скорее всего, и есть халтура. А вот примитивные безымянные штыри зачастую не хуже каких-либо сильно именитых .
Теперь забудьте на время все эти названия. Во-первых, важно знать, в каком месте будет стоять антенна - снаружи, где ей, собственно, и место, но откуда ее могут свинтить неистовые прохожие или автомойка, или в салоне, где придется смириться с ухудшением качества приема.
Во-вторых, что именно вы собираетесь поймать ? Надежный стереоприем радиостанций в диапазоне FM возможен с разными антеннами - многие наружные и все внутрисалонные активные модели как раз для того и разработаны. Если же вы желаете иметь вдобавок прием в диапазонах ДВ и СВ, то выбор придется ограничить только наружкой . А если вы надеетесь приспособить антенну для работы и с магнитолой, и с Hands Free вашей мобилы , то лучше навсегда отказаться от этой идеи, как бы заманчиво ни выглядели увещевания производителя насчет универсальности его антенн. Ставить придется все же две: длинную - для магнитолы, и короткую, специальную, подальше от длинной - для сотовой связи.
Определившись, пусть даже ориентировочно, с тем, куда и для чего вы намерены ставить антенну, вспоминайте теперь физику - ее законы применимы ко всем антеннам.
Лет двадцать назад «по понятиям» было иметь антенну, слегка не достающую до уличных фонарей.
Современным магнитолам для приема длинных и средних волн достаточно вертикальной антенны длиной всего в полметра. В диапазоне FM физика дает еще более точные данные: антенна-диполь в четверть длины принимаемой волны (то есть горизонтальные усы сантиметров 70-80). Впрочем, диполем может служить сам кузов автомобиля - в месте монтажа антенны надо хорошенько заземлить экранирующую оплетку антенного провода). А поскольку нынче некоторые FM-радиостанции вещают сигнал не с горизонтальной поляризацией электрической составляющей, а с вертикальной (не пугайтесь - читайте дальше), то FM-антенну лучше ставить не параллельно линии горизонта, а направив ее ус немного вверх. Иначе говоря, одним косым штырем длиной 50-80 сантиметров можно обеспечить себя уверенным приемом во всех трех диапазонах волн радиовещания. Причем больше скажется на чистоте приема не длина, а место монтажа антенны. На капоте - сносное, на водостоке передней стойки - хорошее, на крыше - отличное. Теоретически.
Практически все выглядит несколько иначе. Антенну соединяет с магнитолой кабель, который, увы, сильно ослабляет сигнал. И если для приема FM это еще не так критично (кабель может быть и двух- и четырехметровым), то для длинных и средних волн каждый лишний сантиметр кабеля смерти подобен. Из этого вытекает, что с идеей установить обычную пассивную антенну сзади, на багажнике, лучше расстаться - только спереди. А вот активную можно - потери в кабеле компенсирует ее усилитель. К слову, именно такие антенны теперь и входят в моду.
Однако, что бы ни писали в рекламе о преимуществах активных антенн, их возможности все же небезграничны. Внутрисалонные активки , устанавливаемые на лобовом стекле, не видят всех радиоволн, потому что частично экранированы самим кузовом автомобиля. Изящные короткие внешние активки , оборудованные мощным усилителем, с одинаковым успехом нагнетают в магнитолу и полезный сигнал, и помехи. А нормальная по длине, но подозрительно дешевая активка наверняка будет иметь слишком примитивный усилитель. Вот почему многие и в наше время предпочитают банальные пассивные антенны-штыри.
Так что если на вашей машине можно поставить в оптимальном месте такую же, под наклоном, - ставьте. Эта жалкая конструкция при грамотной установке поймает радиоволну не хуже всяких ультрамодных новинок в красивых коробках.
Источник - журнал «АВТОПИЛОТ». Индекс издания - 73109.