И действительно: депутаты, оберегая наши с вами неприкосновенные гражданские права, в этот раз слегка перестарались. Не слишком ли легко нынешние законы обходятся со злостными нарушителями ПДД? Ежедневно мы узнаем о все новых дорожно-транспортных происшествиях (одно страшнее другого), причиной которых явилось просто-таки разнузданное поведение водителей. Ни для кого не секрет, что немалая часть ДТП происходит по вине пьяных, а поставить на место весьма внушительную часть выпивающей шоферской братии ГИБДД сегодня физически не в состоянии.
Чтобы бороться со злом, необходимо четко представлять себе его масштабы. Благодаря регулярным “пьяным” рейдам, проводимым на улицах столицы, сотрудники ДПС, возможно, и располагают достаточно объективной, но, понятное дело, неофициальной информацией о реальном количестве пьяных водителей на дороге. Однако всех их выловить нынче не представляется возможным — не хватает ресурсов. Из тех же, кого удается задержать, по признаниям самих же гаишников в частных беседах, к ответственности привлекается подавляющее меньшинство. Практически две трети задержанных “амнистируются” за взятки, а иные являются, извините, обладателями милицейских и прочих блатных “корочек”. Сколько по Москве разъезжает нетрезвых ментов, и подумать страшно, об этом знают лишь дэпээсники, стоящие на дороге. Понятно, что две указанные выше категории граждан нигде не учитываются и не регистрируются.
Так как же с максимальной точностью определить, много ли пьяных разъезжают по столичным или иным трассам и эффективно ли с ними борется ГИБДД? Можно использовать утопический метод повальной остановки всего потока для медицинского освидетельствования. По такому незамысловатому пути пошли (один, правда, раз в порядке эксперимента) сотрудники американской дорожной полиции. На одной из важнейших магистралей страны они тормознули весь поток и, проводя тотальную проверку нескольких тысяч машин, получили искомый результат. В другой раз дистанционно измерили все параметры движения на местных дорогах в темное время суток при ограниченной видимости. Компьютер оценивал динамику движения машин, опираясь на информацию, полученную со специального радара. Если движущийся автомобиль превышал средние безопасные параметры движения на взятом участке, то компьютер подавал сигнал тревоги. Машину останавливали и водителя подвергали проверке на алкоголь. Так вот: из 1 663 водителей, остановленных по команде компьютера, 58% были уличены в употреблении алкоголя.
Советское — значит отличное
Между тем оказалось, что существует менее хлопотный и не менее эффективный метод определения количества пьяных водителей в потоке. Причем разработан и успешно опробован он был еще в славные “дошоковые” времена, когда мы все были гражданами СССР, а гаишный полосатый жезл являлся не только орудием “левого” заработка для инспектора, но и справедливым гарантом дисциплины и порядка на дороге. Разработали методику тогдашний сотрудник аналитического отдела ГАИ ГУВД Москвы, а ныне кандидат технических наук, полковник милиции в отставке Евгений Кошкин и кандидат физико-математических наук Анатолий Корнеев. Метод расчета показателей, характеризующих состояние данной проблемы и вскрывающих результаты деятельности ГАИ по предупреждению происшествий, совершаемых нетрезвыми водителями, базируется на несложной математической формуле, где “бетта” — искомое общее количество нетрезвых водителей, находящихся в транспортном потоке; “альфа” — коэффицент риска, характеризующий степень вовлечения в ДТП на данном участке (город, улица, перекресток) пьяных водителей; “гамма” — процент ДТП по вине пьяных от общего числа ДТП, случившихся по вине водителей на данном участке. Все необходимые для расчетов данные авторы методики взяли из многочисленной статистической документации, которой изобилуют архивы ГАИ.
«Чайники» потеряли страх
Иными словами, обладая полными данными об аварийности на исследуемом участке (улица, район, город) и зная эту магическую формулу, любой гаишник (и не только) сможет сосчитать пьяных водителей, по большей части безнаказанно колесящих в потоке. В советские времена методика была успешно опробована в разных регионах и показала отличные результаты. В частности, тогдашние руководители ГАИ получили информацию об эффективности работы своих подразделений по выявлению пьяных шоферов. Они просто сравнили статистику задержаний и потенциально возможное количество нарушителей на дороге (“бетта”). Однако, несмотря на это, служба ГАИ до сих пор не взяла формулу на вооружение. Что в принципе и понятно: служивым ни к чему столь простой и точный способ проверки эффективности своей профилактической и иной деятельности. А что происходит сегодня? К примеру, увеличение количества задержаний водителей в нетрезвом состоянии за год может расцениваться как улучшение работы инспекторов ДПС. Мол, молодцы, не прозевали, предотвратили и все такое... Другой руководитель, более строгий к своим подчиненным, наоборот возмутится — “чайники” совсем страх потеряли, закладывают за воротник сплошь и рядом. Где, спрашивается, профилактика и неусыпный контроль? Распустили шоферюг, понимаешь...
Авторы методики для примера рассчитали “бетта” для Москвы. Оказалось, что в случае если на улицу выезжает хотя бы половина всего зарегистрированного в городе транспорта (не включая Подмосковье и транспорт из других регионов), то в день набегает по меньшей мере 14 тысяч поездок подшофе, или 5 млн. поездок в год. В то время как нынешние цифры административной практики ГИБДД говорят, что нетрезвых водителей ежедневно выявляют в среднем 100 человек в сутки — всего 0,6% от полученной суммы. Вот вам и эффективность работы ГИБДД, и сказки про неотвратимость наказания.