Этим летом один мой приятель поменял машину на скутер. До работы добирается теперь минут на 20 - 30 быстрее, чем раньше. Ни в одной пробке не застревает. Недавно в час пик от «Тверской» до «Белорусской» доехал за пять минут. Если нет места в потоке, перебирается на тротуар. Радуется как ребенок, проезжая без документов мимо ГАИ. Единственный раз его остановил постовой - чтобы спросить, почем и где купил.
Мотороллер, конечно, не мотоцикл. Особенного мастерства, чтобы водить, не нужно. Правда, и ездить на нем не так уж безопасно. Скутер легче и маневреннее мотоцикла, но при этом довольно неустойчив. В одном мотосалоне мне рассказали такую историю. Зашел к ним человек. Видно, что при деньгах. Увидел красивую игрушку. Дай, говорит продавцу, покататься. По-жалуйста, отвечает тот, только оставьте 6 тыс. в залог. Мужчина оставил, выехал, газанул... Скутер из-под него выскользнул и влетел прямо в столб. После чего был куплен еще один скутер. Вместе с запчастями.
Выбор
Разновидностей скутеров немало. Различаются они ди-зайном, весом, объемом двигателя и компоновкой. Самый распространенный класс - стандартные скуте-ры. Простой дизайн, вес 70-80 кг. Солидным господам больше подойдут скутеры бизнес-класса, или круизеры, с большой базой и двойным сиденьем. Весят они 100 - 130 кг. На грузовых мотороллерах с багажниками и кофрами удобно ездить за покупками. А тем, кто це-нит стильные вещи, подойдет мотороллер ретро, имею-щий дизайн 60-х годов. В Италии, где все поголовно ез-дят на скутерах, предпочитают ретро. У нас же любите-лей ретро пока единицы, и продается таких машин ма-ло. Зато долларов за 600 можно найти подлинный мото-роллер 60-х - культовый советский мопед «Вятка-120», или, как ее любовно называют знатоки, «беременную Вятку». Этот мопед можно назвать первым в России внедорожным скутером - на нем в высокогор-ных районах ездили чабаны.
Современные внедорожники имеют утолщенные колеса. На них можно ездить и по горному серпантину, и по песку. В 1999 году два скутериста в составе мото-каравана проехали 400 км по прикаспийской пустыне. Но по городу на внедорожниках ездить не очень удобно. Здесь больше подойдут «агрессивные», спортивно-го вида скутеры, легкие и маневренные. Такие скутеры больше других приспособлены для гонок. Кстати, в скутерных гонках, в отличие от автомобильных и мотоциклетных, может принять участие человек «с улицы». Недавно один такой по дороге из овощного магазина заехал на Ходынское поле, где последние два года ус-траивают гонки. Увидел 10 скутеристов на старте и ре-шил тоже поучаствовать. Пришел к финишу третьим - прямо с картошкой и помидорами.
В гонках позволено участвовать лишь мотороллерам с объемом двигателя 50 и 70 куб. см. Поэтому крейсер-ские мотороллеры, или макси-скутеры, развивающие самую большую скорость, могут гонять только по горо-ду. Недавно на смотровой площадке возле МГУ, где ос-тавляют мотоциклы байкеры, стоял странный агрегат:высотой с хороший мотоцикл, но все остальное как у скутера - площадка для ног, отсутствие переключе-ния скоростей. К выезду на этом агрегате готовились молодой человек с девицей. Затянутые в кожу байкеры иронически поглядывали на «игрушку», пока не обра-тили внимание на максимальную отметку на спидомет-ре - 160 км/ч.
Крейсерские мотороллеры оснащаются двигате-лями объемом 100, 150, 180, 200, 250 куб. см. В 1998 го-ду фирма Suzuki разработала мотороллер Burgman с двигателем объемом 400 куб. см. В этом году Yamaha представила мотороллер с двигателем 500 «кубов». Такие мотороллеры за четыре-пять секунд разгоня-ются до 100 км/ч и стоят как дорогой мотоцикл - от $6 тыс. до $15 тыс.0408-yamaha-1.jpg
По закону транспортные средства, имеющие двигатель объемом больше 50 куб. см, необходимо регистри-ровать в ГИБДД, а управлять ими можно, имея води-тельские права категории А. Но некоторые макси-cкутеры, развивающие высокую скорость, по внешнему виду невозможно отличить от «полтинников» - только специалист может определить, какой мотор стоит на такой машине. Иностранные производители закон соблюдают просто - ставят ограничители скорости. Правда, указывают в инструкциях, как снять «заглуш-ки» сразу после покупки.
Рынок
За последние два года мировое производство моторол-леров выросло в четыре раза. Только ведущих фирм-производителей насчитывается десятки. Правда, по конструкции машины разных фирм почти не отлича-ются друг от друга, потому что двигатели для них в Европе делают всего две фирмы - Franko Morini и Minarelli. Именно эти моторы стоят на большинстве мотороллеров, собранных в Европе.
Большинство мотороллеров, причем лучших из представленных на мировом рынке, производится в Италии и Японии. Правда, у итальянского мотороллера могут на ходу отлетать детали. Но на реноме фирмы, изготовившей мотороллер, это не отразится. Потому что итальянские производители считают: главное в мотороллере - мощный двигатель и эффектный вид. Японские мотороллеры отличает высокое качество сборки, они надежны и долговечны. Поэтому те, кто покупает подержанный мотороллер, предпочитают японскую продукцию. Но в последнее время на япон-ские мотороллеры, предназначенные для продажи в Европе, ставят итальянские моторы.
.Покупка
Первые иностранные мото-роллеры появились в Москве в 1995-1996 годы - новые итальянские и подержанные японские «табуретки» на ма-леньких колесиках. «Японцев» привозили из Владивостока, скупая по дешевке у знакомых моряков. Говорят, что в Россию привозили скутеры с японских помоек, купленные по цене ме-таллолома. Чтобы не было непpиятностей с таможней, у берега моряки выкидывали скутеры за борт, снабдив их буйками, потом выуживали из воды и со знакомыми проводниками дос-тавляли в Москву. Здесь их собирали - из двух-трех полу-чался один - и выставляли на продажу.
Сегодня можно без труда купить последнюю модель скуте-ра в мотосалоне. Правда, из десятков ведущих мировых про-изводителей на российском рынке представлены едини-цы - Yamaha, Malaguti, Haljet.
Мотороллеры Yamaha во всем мире считаются луч-шими по критерию «качество + скорость». Они про-даются в московских салонах «Панавто» и «Альпин». В «Альпине» выбор больше. Совсем недавно здесь поя-вилась новинка сезона Yamaha Slider - в компании этот скутер называют моторизованным скейтом. Он легок (72 кг) и очень маневрен - на нем можно прыгать через бордюры и вертеться на 180 в пробках. Сто-ит «скейт» $2350. «Агрессивный» скутер Аегох пред-назначен для любителей скоростной езды. Даже внеш-не он похож на спортбайк: наклонная (а не горизон-тальная, как у большинства мотороллеров) площадка для ног, обтекаемые формы. Мотороллеры с двигателя-ми 50 и 100 куб. см стоят $2646 и $2999 соответственно. Мощность мотора объемом 100 см - 12 л. с.,числообо-ротов - 8700 в минуту. Максимальная скорость (после снятия ограничителей) - 90- 100 км/ч. Самые доро-гие скутеры крейсерского класса - Majesty с мотором 125 куб. см и 250 куб. см, весом 128 кг и 158 кг и мощ-ностью 12-21 л. с. - стоят $4582 и $7143.
У фирмы Malaguti несколько магазинов в Москве. Самый старый, «Астек» на «Полежаевской», открывшийся в 1996 году, был известен под названием «Беше-ная табуретка». У Malaguti самый широкий модель-ный ряд. Внедорожник Grosser с горизонтальным амортизатором и большими колесами - такой скутер хорошо себя ведет и на дорогах, и на бездорожье - стоит $2632. Есть здесь и скутер в стиле ретро - модель Yesterday, симпатичная машинка с мягкими линиями и фарой во всю «голову» (так называется руль). Весит она 79кг, стоит $1675. Скутеры бизнес-класса Madison Т 150 и Madison S250 весом 142 и 156 кг, с вет-ровым стеклом и электронным запуском стоят $6 тыс. и $5 тыс. Есть еще мотороллеры для детей Grizzly RCX/10 50 и RCX/12 50 ($852 и $ 1040) - с виду похожи на кроссовые мотоциклы. Компактные и легкие, они весят всего 30 - 40 кг.
Этим летом в Москве появились мотороллеры фирмы Italjet, дизайном которых восхищаются спе-циализированные журналы всего мира. Купить Dragster 180 (от $2600) или Formul’y ($4700), развива-ющие скорость 130 км/ч, можно в салонах «Бай-кленд» и «Ультра СИ».
Еще в Москве много мотороллеров производства Кореи - Hyosung, Sym, Daeliny. Они продаются в ма-газинах «Мотомир» и «Байкленд». У скутеров Hyosung мотор и дизайн Suzuki, у которой корейцы купили ли-цензию на производство. Если верить специализиро-ванным журналам, во время тестирования корейский Takt обставил мотороллеры японского предприятия. А стоят «корейцы» в два-три раза дешевле -от $1300 за «полтинники» до $2200 за стокубовые скутеры.
За мотороллером не обязательно отправляться в до-рогой салон. Есть места, где его можно купить поде-шевле. Самый большой выбор - на рынке подержан-ных скутеров. В Москве есть пара салонов-магазинов, где продаются Suzuky Seppia, Yamaha Jock, Honda Dio - классические японские «табуретки» на малень-ких колесиках выпуска 1980- 1990 годов. Они бегают со скоростью 60-80 км/ч и стоят от $200 до $1 тыс. Часто такие мотороллеры собраны из трех-четырех «убитых». Их начищают блеском для обуви и выставля-ют на продажу. Покупать такую «табуретку» риско-ванно: она может остановиться навсегда, пройдя всего километров 30.
Мотороллеры можно купить и у частников, имею-щих гаражи и хороших знакомых во Владивостоке. Це-ны у них ниже, и скутеры могут быть очень даже неплохими. Кроме того, интересные предложения встре-чаются в газете «Из рук в руки» и в разделе «Куп-лю-продам» на сайте виртуального скутер-клуба (www.scooterclub.ru). Мой знакомый купил в начале лета Yamaha Аегох без пробега всего за$1 тыс.-в ма-газине такой стоит $2600. Через Интернет можно за-казать скутер в Японии (набираете адрес www.nttl-net.ne.jp/topsk/, затем пишете название нужной фир-мы, и появляется электронный каталог). Но цены здесь довольно высокие, и доставят заказ только через ме-сяц. Выгоднее всего покупать мотороллеры зимой, ког-да цены падают.
Есть еще ряд фирм, через которые можно достать мотороллеры 1998 года без пробега, изготовленные ве-дущими итальянскими фирмами Gilera и Piaggio. За них обычно просят $1800, но можно сторговаться и за $1400. Беда только, что запчасти для таких скутеров найти трудно. В любом случае подержанные моторол-леры стоит покупать, только если у вас есть опытный механик. А если среди ваших знакомых механика нет, загляните на сайт скутер-клуба.
Тюнинг
Скутерная мода не стоит на месте - форсируются моторы, меняется дизайн. Можно, конечно, покупать мо-тороллер каждый год. Но можно поступать иначе - каждый год что-то менять в мотороллере, то есть делать тюнинг.
Допустим, вы хотите, чтобы ваш скутер ездил быстрее. Ставите себе новую поршневую - и скорость увеличивается примерно на 20 км/ч. Но с такой ско-ростью нужны новые тормоза. Вместе с тормозами ме-няется вариатор. В общем, тюнинг - процесс необратимый. Можно полностью заменить «начинку» скутера и не остановиться на этом. Некоторые и в $5 тыс. не укладываются. Только учтите, что чем больше тюнинга, тем меньше проработает скутер. До предела затю-нингованные скутеры выдерживают не больше сезона.
Два года назад тюнинговых запчастей в Москве не было совсем, пока один Иван не купил себе мотороллер и не начал «гоняться». Он хотел выигрывать ралли и поэтому привез из Италии тюнинговые запчасти. Се-годня Ивана в скутерных кругах зовут Полинниковым, потому что для тюнинга он привозил комплектующие фирмы Polini. А совсем недавно появился человек в Люберцах. У него можно заказать по каталогу любую деталь для тюнинга мотороллера от нескольких веду-щих фирм. Выбор здесь больше, но и цены выше.
Впрочем, обратить на себя внимание на дороге можно и без расточки двигателя, например разрисовав мотороллер. В дорогих салонах «татуировка» скутера бу-дет стоить от $800 до $2 тыс., у частных умельцев - $400-500.
Кстати, о запчастях для скутера лучше всего узнавать на Воробьевых горах. По четвергам и субботам на смотровую площадку приезжают люди из московского скутер-клуба. Здесь можно заказать детали для тюнин-га, расспросить о скидках, узнать, где лучше купить подержанный скутер, а также поговорить о наболевшем. Например, о том, что давно пора организовать скутерную курьерскую службу.
Источник - журнал «Коммерсантъ-Деньги