В начале 90-х годов был принят европейский RDS-стандарт «Cenelec En 50067-90». И сегодня большинство радиостанций в Европе использует RDS-передатчики, а большинство автомобильных ресиверов принимает RDS-сигнал.
Для тех, кто почему-то еще не знаком с RDS, объясним: многие радиостанции параллельно с основной звуковой программой передают и дополнительную, в виде цифровых кодов.
Приемник, оснащенный RDS, принимает эти сигналы и выводит их на дисплей как текстовую информацию. Кроме того, слушателю предлагается набор сервисных функций. Естественно, в сопроводительных документах к магнитоле объясняется, как их задействовать. Однако нелишне напомнить, для чего предназначены основные из них, тем более что путанницы в «российской» документации достаточно.
ЕОN дает визуальную информацию о других RDS-станциях, работающих в данный момент.
AF показывает весь список RDS-станций, передающих аналогичные по содержанию программы. Если автомобиль покидает зону приема, тюнер в доли секунды должен переключиться на другую частоту, где передают похожую информацию или музыку.
CT - это код, по которому передаются сигналы для синхронизации имеющихся в приемнике цифровых часов. Дата и точное местное время определяются автоматически, так что автомобилист не испытывает неудобств, допустим, при переезде из одного часового пояса в другой.
PS, PT высвечивают на дисплее название радиостанции, на волну которой настроен приемник.
PTY помогает быстро найти и выбрать нужную программу - скажем, новости или определенный стиль музыки - классику, рок, джаз: на дисплее высвечиваются соответствующие надписи NEWS, JAZZ, ROCK и т. д.
TA, TP нужны для приема служебной информации. При этом текущее звучание программы, кассеты или компакт-диска автоматически прерывается и возобновляется после сообщения, например о пробках или чрезвычайных дорожных происшествиях. Если же «ваша» RDS-станция не передает на данный момент дорожных сообщений, тогда приемник сам выберет нужную станцию.
В скором будущем у RDS появятся новые возможности. Уже разработаны, к примеру, RDS-системы пейджинговой связи, а на очереди - использование RDS для передачи навигационной информации.
В России система RDS задействована отнюдь не столь широко, если не сказть больше. А потому получается по поговорке «тех же щей да пониже влей». Иногда «пребывание» в RDS ограничивается логотипом, который высвечивается при настройке на ее частоту. Наиболее «продвинутые» станции предлагают слушателям так называемую бугущую строку. Впрочем, никуда она не бежит: на дисплее просто появляется сообщение, в котором не более 8 знаков, через какое-то время его сменяет следующее. В общем, нередко наичие значка RDS свидетельствует о том, что ваша магнитола... сделана для европейского рынка и поставляется в Россию официальным дистрибьютером, но это вовсе не значит, что вы сможете реально пользоваться ее сервисными функциями. То есть сами функции-то есть, но вот их «наполнение» отечественными станциями, к сожалению, оставляет желать лучшего.
Тем не менее определенный набор информации можно с помощью RDS получить и у нас. В Москве, например, несколько станций передают курс погоды, курсы валют, рассказывают (правда довольно скудно) о ситуациях на дорогах столицы, сообщаю всяческие полезные телефоны (службы спасения и др.), анонсируют некоторые культурные события, а также... указывают фамилию ведущего передачи (почему-то многих это очень интересует). Что касается остальной России, то в Санкт-Петербурге и Самаре имеется лишь две RDS-станции, а в других крупных городах - по одной.
Тем не менее перспективы развития этой системы существуют и они весьма реальные. Как стало известно КМ.RU «прочно войти» в семейство RDS в будущем планирует Авторадио, а также «Русское Радио». Не секрет, что именно эти две станции слушает большинство владельцев «автомобильной музыки». Ну а пока значок RDS на вашем приемнике носит чисто утилитарную «принадлежность» вашего автомобиля к Европе - пусть хоть и по ее стандарту, но по-настоящему услышать RDS вы можете только там.
При подготовке материала использована статья «Сервис в эфире», журнал Клаксон (инд. 50190), №02 за 2000 год.