А что если покупатель -- глухой от рождения папуас, из-под пальмы которого вдруг забила нефть, и он, одной рукой прикрывая срамное место, а в другой сжимая кредитную карточку, явился покупать машину? Он будет руководствоваться исключительно зрением, осязанием плюс пресловутым "шестым чувством", что в конечном счете будет верным.
Взять хотя бы за вектор наш пример. Стоят автомобили практически одинаково. Габариты идентичны. Гамма двигателей схожа -- к слову, для лодырей и там, и там даже предлагается вариатор CVT. Комплектация, системы безопасности... Даже смысл названий моделей схож: прямая, указующая направление приложения силы, и образец для подражания -- Vectra и Primera.
НА ГЛАЗОК
Итак, включим зрение и осмотрим автомобили снаружи. Почти вертикальные фары у той и у другой. Идеально круглые припухлости над колесными арками. Даже жесткое ребрышко, которое у Primera тянется от переднего номерного знака к заднему, можно обнаружить и на капоте Vectra. То, что машины все-таки разные, видно в профиль. Если Primera хороша своей эмоциональностью -- внешне почти концепт-кар, жаль только цвет бордовый ей не очень к лицу, то Vectra -- консервативностью и обстоятельностью. Недаром одним из козырей машины на "Опеле" считают невидимость конструкций, расположенных под днищем автомобиля, -- даже выхлопную трубу не разглядишь.
Салон Primera не покажется красивым и удобным разве что вовсе ретрограду. Все исключительно рационально и дружелюбно. Даже смелое решение разместить приборный щиток не позади баранки, а в центре торпедо. Если в "Ниссане" дизайн шел рука об руку с заботой о комфорте и хорошем настроении владельца, то в "Опеле" заботились о том, чтобы просто "была видна работа дизайнера". Все достаточно сухо, но с явной претензией на респектабельность: обилие прямых линий и углов, неброские приборы и органы управления... Может быть, такое впечатление сложилось еще и из-за того, что в Primera салон был кожаный, стильно простроченный белой ниткой, а в Vectra -- матерчатый, да еще мышиного цвета. Будь у нас комплектация Elegance, где за лишних $1870 можно получить кожу цвета кофе с молоком, все бы наверняка выглядело не так "суконно".
Зато подгонка стыков в "Опеле" просто безупречна: глядя на них, почему-то сразу начинаешь верить в то, что заверения фирмы в прочности и надежности, включая 12-летнюю гарантию от сквозной ржавчины, -- не просто слова. Primera в этом плане выглядит более легкомысленно.
РУКАМИ ТРОГАТЬ
Теперь осязание. Внутри почти одинаково просторно -- база автомобилей разнится всего лишь на 2 см в пользу "Опеля", правда, он же почти на 4 см шире, что уже существенно. Сиденья Vectra, даром что тряпичные, в меру жесткие, даже с претензией на некую спортивность. У Primera они комфортные, но не более того. Руль у "Опеля" пухленький, приятный на ощупь, с кнопками управления магнитолой на верхних спицах. У "Ниссана" он скорее красивый, нежели удобный: слишком тонкий обод создает иллюзию того, что рулевое колесо очень большого диаметра.
Что касается органов управления второстепенными функциями, то здесь мы бы однозначно предпочли Primera. Пластиковый наплыв под монитором -- действительно находка: все кнопки и колесики находятся в горизонтальной плоскости, управляться с этим keyboard можно интуитивно, не отрывая глаз от дороги. У Vectra без инструкции не разобраться: куча кнопок невнятного назначения на центральной консоли плюс тесное обилие их же на водительской двери -- чтобы открыть окошко, надо тщательно прицелиться пальцем.
Щупаем дальше. У нашей Primera центральный подлокотник отсутствовал. В Vectra он удобно ложился под руку, но постоянно елозил в продольном направлении, фиксация явно слабовата. В подлокотнике -- односекционный "бардачок", узкий и очень глубокий. Стандартная пол-литровая бутылка в него по высоте не войдет, если же просто забить эту емкость мелочью, то доставать что-то со дна будет крайне неудобно.
ГРУЗИТЬ ОСТОРОЖНО
Зато "Опель" порадовал нас избытком всевозможных ящичков-"бардачков": для мелочи, очков, стаканов -- в том числе и в задней части салона. В "Ниссане" -- шаром покати. Где дополнительные 12-вольтовые розетки, крючки, коробочки и корытца, которыми буквально "нашпигована" Almera? Или Primera уже не семейный автомобиль?
Багажный отсек Vectra "на два с половиной ведра" вместительнее. В спинке заднего дивана есть лючок, что в сочетании с опрокидывающейся спинкой переднего пассажирского сиденья позволит перемещать стопку длинных досок. У Primera почему-то нет ручки на внутренней стороне крышки багажника. Да и сама крышка имеет изнутри как будто второпях вырезанную из ковролина накладку, наспех прикрученную саморезами. Продолжение багажного отделения в салон и на той, и на другой машине достаточно узкое, особенно по высоте. Поэтому, если хочешь возить холодильники, купи хэтчбек или универсал.
ПОЙМАТЬ НЕЙТРАЛЬ
Теперь попробуем активизировать те же чувства в движении. Primera, двигатель которой на 0,2 л помельче и на 7 л.с. слабее, разгонялась заметно резвее. С одной стороны, это подтверждают и данные производителей, с другой -- на одометре Vectra не было и 10 км и причиной ее зажатости могла быть "нераскатанность". Плюс длинноватые передачи пятиступенчатой ручной коробки. У Primera ступеней шесть, но ручка с очень большими ходами и низкой информативностью. Vectra в плане переключения куда комфортнее: передачи втыкаются четко и новый тросовый привод не создает абсолютно никакой вибрации под ладонью.
Управляются оба автомобиля внятно, только у Primera реакции на движения рулем несколько запаздывают. На небольших скоростях подвеска "Ниссана" ведет себя очень комфортно, но вот в резких поворотах кузов заметно кренится, а покрышки визжат на всю улицу. "Опель" повороты проходит безупречно.
В движении обнаружили себя электрические новшества, которыми автопроизводители пытаются завлечь покупателя. Если на Primera не пристегнуться, то на скорости выше 20 км/ч от противного зуммера можно с ума сойти. На Vectra "порадовали" указатели поворота -- они не фиксируются, и постоянно вводишь в заблуждение соседей по транспортному потоку фальшивыми подмигиваниями. У Primera при включении задней передачи на мониторе возникает картинка того, что творится позади автомобиля. Штука очень прикольная, но изображение искривлено как в квартирном "глазке". К слову, на Vectra традиционный парктроник предлагается как опция за $300.
ДЛЯ ТЕХ, КОМУ ЗА
Попробуем теперь собраться с мыслями и подвести итог. Он, на наш взгляд, был зашифрован именно в названиях моделей. Primera -- для жизнерадостной молодежи, еще вчера решавшей за партами задачки. Vectra -- для тех, чей возраст и уровень знаний уже позволяют разбираться в векторной графике. Кстати, подтверждают нашу догадку и сами производители. Основной target group новой "Вектры" на GM видят как "требовательных к качеству покупателей возрастом 45 лет и старше". Впрочем, если вы моложе и выбрали "Ниссан", то все равно не жалейте: со временем ваш автомобиль, если верить тем же заскорузлым стереотипам, все равно "станет Опелем"