Вот, например, герой нашего сегодняшнего теста – автомобиль «ВИС-2345».
Если убрать с этого автомобиля заднюю пластиковую крышу и поставить взамен нее обычный кузов, то никто не отличит «ВИС» от обычной нашей «пятерки». Действительно, «ВИС-2345», который выпускается тольяттинской фирмой «ВАЗинтерсервис», спереди абсолютно ничем не отличается от «ВАЗ-2105». Сзади к кабине приваривается полурама, на которую устанавливается алюминиевая платформа со съемной пластиковой крышей. Задняя подвеска – рессорная. Кстати, эти рессоры взяты от «Газели», так что проблем с запчастями возникнуть не должно. По сравнению с «пятеркой» у «ВИСа» колесная база увеличена на 375 мм. Двигатели устанавливают стандартные: 1,5 л., 1,6 л. и 1,7 л. Грузоподъемность автомобиля 650 кг плюс два человека. Объем грузового отсека – 3,3 куб/м. Это все сухие цифры. Для сравнения, скажем, что объем внутреннего пространства у такого «каблучка» как Renault Kangoo составляет 3 «куба» - и это считается достаточно большой цифрой.
Автомобили типа «ВИС» довольно популярны среди коммерсантов совершенно различного направления. На самом деле, сейчас относительно небольших отечественных автомобилей, которые предназначены для коммерческих целей, сейчас не так уж и много. «Газель», «Соболь», «Бычок», «ВИС»… да пожалуй и все. Однако, «газовские» грузовички являются довольно большими, а ведь не всем требуется машина способная поднимать больше тонны. И здесь вне конкуренции оказывается «ВИС», который перевозит до 650 кг.
Многие продавцы уверяют, что сейчас конкурентов у «ВИСа» просто нет. Это не совсем правда, ведь нельзя забывать про существование иномарок (как новых, так и подержанных). Кроме того, последнее время все чаще на дорогах стал попадаться новый «каблук» – «ИЖ-2717», однако, сейчас речь не о нем.
Спектр использования «ВИСов» очень широк. Его применяют практически все. Как сказал один из продавцов, - «проще сказать, где «ВИСы» не используются, чем где используются». Кроме того, необходимо помнить и про один немаловажный момент – грузовой отсек этого автомобиля сделан из металопластика, поэтому, во-первых, он не боится коррозии, а, во-вторых, на нем можно легко нарисовать любую рекламу. После этого фургончик превращается еще и в передвижной рекламный щит. Однако вообще про антикоррозийную обработку забывать нельзя, ведь все основные металлические элементы взяты от «ВАЗ-2105», который, мягко говоря, не славится стойкостью к ржавчине. Среди недостатков грузового отсека можно отметить отсутствие какой-либо подсветки, которая особенно пригодилась бы зимой, когда темнеть начинает уже после обеда. Также совершенно не понравились металлические замки – они сделаны грубо, периодически заедают и пользоваться ими не удобно. Процесс погрузки-загрузки вряд ли вызовет у кого-нибудь бурю восторга, ведь для того, чтобы протолкнуть коробку с товаром в конец грузового отсека, приходится ползать по полу на коленях.
По управлению «ВИС» ничем не отличается от обычной «пятерки», но такое впечатление возникает только после начала движения. Стоит же начать поворачивать, как увеличенная колесная база даст о себе знать, да еще как. Для того, чтобы развернуться на улочке, придется потрудиться. Диаметр разворота «ВИСа» составляет 13,4 м. Для сравнения, «ВАЗ-2105» для этой цели требуется 11,2 м, а «Газели» - 11,3 м. Поэтому нечего удивляться, что для выполнения разворота на улочке среднего размера потребуется не один, а несколько подходов. Если автомобиль используется в городе с широкими улицами, типа Петербурга или Москвы, то особенных проблем не возникнет, а вот, например, в Таллинне водителю «ВИСа» будет несладко. Положение усугубляет еще и тяжелый руль, естественно без гидроусилителя. На незагруженной машине водители, привыкшие к нашим «Жигулям», будут крутить баранку относительно спокойно, но стоит положить в машину несколько сот килограмм, как «ВИС» превращается с передвижной тренажерный зал – при повороте все мышцы рук работают с максимальной нагрузкой.
Чисто теоретически на «ВИС» можно поставить любой из двигателей, который монтируется на «классику», но в стандарте автомобиль комплектуется 1,5-литровым мотором (71 л.с.). Нельзя сказать, что этот двигатель слабоват, однако его мощности явно не достаточно для грузовичка. По паспортным данным быстрее 100 км/час «ВИС» ехать не может. Конечно, значительную роль в столь вялой динамике сыграл и неудачный подбор передаточных чисел в трансмиссии.
А ЧТО ЕЩЕ?
За последние несколько лет на российском рынке появилось несколько новых пикапов на базе различных автомобилей. Например, все тот же «ВАЗинтерсервис» делает помимо «ВИС-2345» еще и менее грузоподъемный автомобиль «ВАЗ-1706 «Челнок», который создан на базе переднеприводной «девятки». В отличие от «ВИС-2345», грузовое отделение «Челнока» сделано в виде пластикового монокока, в основе которого каркас из металлического квадратного профиля. У «ВАЗ-1706» объем багажного отсека составляет 2,1 куб./м., а грузоподъемность ограничивается цифрой 450 кг. Задняя подвеска пружинная. Помимо «Челнока» «ВАЗинтерсервис» предлагает целую серию полноприводных пикапов различной грузоподъемности, созданных на базе «Нивы». Да и сам «ВАЗ» выпускает пятиместный пикап «ВАЗ-2329». Кроме того, на базе новой «Нивы», которая скоро начнет выпускаться, уже подготовлены несколько опытных образцов пикапов, которые пока только возятся по выставкам, а вот о серийном производстве этих машин речи пока не идет.
Производит свои «каблучки» и Ижмаш. Классические пикапы на базе «Москвич-412» были собраны еще в 1999 году, и теперь завод полностью переключился на выпуск более современного «ИЖ-2717», который делается на базе хэтчбека «ИЖ-2126 «Ода». Задняя подвеска этого автомобиля рессорная, передняя на пружинах. Двигатель уфимского завода объемом 1,7 литра (85 л.с.)
В этом году на автосалоне в Москве была показана целая серия минигрузовичков на базе… «Оки», который способен поднимать до 350 кг. В движение этот пикап приводит экспериментальный дизельный двигатель объемом 725 куб./см. мощностью 25.с. С ним максимальная скорость автомобиля составляет 105 км/час.