• | Lotus 111R |
Ни за что не садитесь в этот автомобиль, если вам не нравится быть в центре внимания. Потому что где бы вы его ни оставили -- под забором ж/д станции "Бирюлево-Товарная" или у галереи "Дача" на Рублево-Успенском шоссе, -- по возращении вы обнаружите людей, которые самым бесцеремонным образом рассматривают ваш автомобиль или же фотографируются на его фоне, пытаясь, насколько это возможно, изобразить личную связь с атрибутом шикарной жизни, неуклюже -- вдруг вернется хозяин! -- опершись на него.
Интересно, а хоть один человек фотографировался на фоне своей машины просто так, чтобы зафиксировать на пленку свои имущественные отношения к ней, и если да, то можно ли по одному этому поступку ставить диагноз?
К оставленному в людном месте "Лотусу" его обладатель будет подходить, едва не распихивая публику локтями, а подобравшись -- демонстрировать чудеса акробатического искусства. Перед первой посадкой желательно потренироваться дома -- при определенной настойчивости вам удастся добиться более или менее гладкого исполнения номера.
• | Lotus 111R |
Может быть, движения и не будут абсолютно идентичны реальной посадке, но по концепции -- то есть по степени неудобства -- очень похоже.
Наверное, неудобство -- это атрибут чистокровной спортивной британской машины. Забираться и сидеть в "Лотусе" так же неудобно, как пользоваться россиянину двумя отдельными краниками над раковиной -- островная привычка, которой трудно придумать какое-либо другое объяснение, кроме экономности на грани жлобства, возведенной в ранг традиции.
Но до того как вы сядете в "Лотус", надо пристроить свой скарб в багажнике.
Хотя мотор и находится за спиной водителя, место для груза расположено не спереди, а сзади, рядом с двигателем. В специальной нише помимо матерчатого верха с полностью ручным приводом можно запросто разместить пальто и пару перчаток, если владелец "Лотуса" их использует. Цените это. Внутри самой машины места для вещей практически нет. За спинками -- сетка на два компакт-диска, вместо бардачка -- алюминиевая полочка на две пачки сигарет, которые лучше там и не хранить -- не ровен час, выдует. Однако имейте в виду: все, что вы положите в багажник "Лотуса", за время поездки хорошо "прожарится" -- там хорошо разогревать биг-маки, но вот натуральное мясо протухнет, так и не доехав до пикника на обочине.
ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО
• | Lotus 111R |
Процесс погрузки-выгрузки собственного тела в "Лотусе" и размещение его там -- одни из самых сильных ощущений в деле общения с этим автомобилем. Устроившись, вам не захочется вылезать из него ради какой-то мелочи -- чтобы купить пачку сигарет, например, -- как не хочется вылезать ночью из теплой постели, даже если приспичило. Не хочется -- а придется! За два дня общения с "Лотусом" меня останавливали трижды. Первый раз -- сам виноват: увлекся и в городе на обгоне дал 115 км/ч под знак 40. При разгоне до "сотни" за пять секунд дело нехитрое. Инспектор показал мне камеру, где в красном квадратике были сфотографированы четыре машины, а ниже указана скорость. "Признаете?" -- спросил лейтенант. А я подумал. Не признаю -- пойду в суд. Судье покажут фотографию. Там четыре машины: Passat, Corolla, "десятка" и это вот чудо. "Кто из них нарушитель?" Результат предсказуем: это как перед московским милиционером поставить трех однояйцовых менеджеров и одного Гиви в кепке и спросить, у кого из них стоит проверить регистрацию? По принципу Гиви меня останавливали еще два раза. Формально -- поинтересоваться документами, на самом деле -- чтобы посмотреть, кто же ездит на таких машинах, и спросить: "Ну? Как?"
КАК-КАК
А что как? Необычно. Сиденья -- обшитые кожей ковшики с намертво зафиксированной спинкой -- регулируются только в одной плоскости, ближе или дальше от руля, который размером напоминает натуральный бублик. Руль закреплен намертво, как в другой классической машине, "Жигулях", и, как в "классике", не имеет усилителя. Но досаждает это несильно, только на парковке.
При нажатии на педаль газа двигатель так впечатляюще рычит, что кажется: стоит на старте дать обороты чуть выше, как из-под колес пойдут дым и визг. Ничего подобного. С другой стороны, любой куркинский дрэг-рейсер на "девятке", разрисованной под шахматную доску, вам скажет, что визг на старте сулит не первое место на финишной черте, а более быструю замену резины на очередном пит-стопе у шиномонтажа.
"Лотус" разгоняется без истерического свиста резины даже "с газом в пол", но водителю и так хватает звуковых эффектов со стороны мотора. Вообще же, все вместе -- почти никакая звукоизоляция, рычащий двигатель и посадка, при которой соседний "Фокус" кажется "Экспедишном", -- дает в совокупности такой полет валькирий, который не снился никакому Копполе. И чем выше скорость, тем эффект становится сильнее.
Московская кольцевая автомобильная дорога в пять утра на скорости в 170 км/ч с высоты доски для скейт-борда представляется бескрайним асфальтовым морем, размеченным на дорожки для заплывов.
ГДЕ-ГДЕ
Говорят, что "Лотус" рулится, как ни одна другая машина. Это трудно оценить на сто процентов. В городе на повороте вы упретесь в багажник автомобиля, водитель которого, не знакомый с "лотусовским" измерением пространства, сбросил скорость до минимума. А на шоссе испытать "Лотус" на пределе просто страшно -- в голове срабатывает ограничитель, который высвечивает где-то там, на внутреннем табло, что так быстро автомобили не проходят повороты, хотя ничего предвещающего быструю развязку в кювете -- не визга шин, ни крена -- нет. Да и какой может быть крен на автомобиле, который геометрией своей ходовой части напоминает доску с прибитыми по углам подшипниками, на которых катались с горок простые советские дети.
Для того чтобы понять, где заканчиваются возможности "Лотуса" по части прохождения поворотов, мне не хватило одного из двух -- смелости и простора. Причем одно заменило бы другое.
На "Лотусе" замечательно играть в догонялки, но только на шоссе, причем не сильно забитом, иначе за бамперами "Запорожцев" не видно цели. Четкие и безопасные перестроения на любой скорости (на "Лотусе" гонщиком почувствует себя любой, кто сможет в нем уместиться) и хорошее ускорение на любой передаче (если обороты двигателя "правильные") -- что еще надо для азартной езды?!
На наш тест попал самый мощный "Лотус" с "тойотовским" двигателем 1,8 литра и вполне приличными для этого объема 192 силами, "снятыми" без всяких турбин. Сама знаменитая фирма "Лотус" двигатели уже не делает. При масштабах производства, где счет идет на сотни и десятки сотен экземпляров, они бы стоили как ракетные. Зато считается, что делать многоклапанные моторы Toyota научилась как раз у Lotus -- японцам принадлежала четверть британской компании с 1981 по 1984 год.
Да и по мелочам много чего в "Лотусе" заимствовано. Подрулевые рычаги, например, "опелевские". Только ходят туго. Это, видимо, такая спортивная фишка. Педаль газа прожимается с таким усилием, будто ее возвращает на место пружина от входной двери. Сцепление не слишком "серьезное", но полтора часа дерготни по московским пробкам сведут все ваши положительные эмоции, полученные от общения с этим автомобилем, на нет, а сам он покажется прокрустовым ложем. В "Автопилоте" спина заболела у всех, кто провел в "Лотусе" больше, чем отводится на покупательский получасовой тест-драйв.
Наверное, усталость означает одно -- владельцу машины пора прерваться и заняться тем делом, которое и позволило ему купить автомобиль выходного дня.