Привет из 50-х
Даже на самих англичан, известных приверженцев быстрых машин, появившийся в пятидесятые годы прошлого столетия Lotus Seven произвел огромное впечатление. Настолько сильное, что эта необычная и созданная, казалось, вопреки сложившимся к тому времени новым канонам в автомобилестроении машина стала пользоваться ажиотажным спросом. На что, надо признать, никак не рассчитывала компания Lotus. Напомню, что в то время она была известна как производитель гоночных автомобилей, которые побеждали, в том числе на трассах Формулы-1.
Сама идея «мотоцикла на четырех колесах» оказалась весьма удачной. Поэтому, когда финансовое состояние английской компании вынудило ее прекратить производство Lotus Seven, появилось огромное количество фирм, пожелавших наладить сборку этого автомобиля. Юридические формальности охладили пыл большинства из них, и в результате остались лишь две компании, по сей день производящие пусть не сам Lotus Seven в первозданном виде, но нечто очень к нему близкое. Речь — о Caterham и Westfield. Являясь жесточайшими конкурентами, они, по сути, делают одно дело — выпускают в небольшом количестве «настоящие автомобили» из агрегатов и узлов серийных машин. Конечно, у двух моделей есть различия, но об этом чуть позже.
Для начала взглянем на внешний вид Westfield и признаем, что, кажется, время над ним не властно. Длинный капот без бампера, вынесенные наружу большие колеса, доступные взору элементы передней подвески — все это делает облик одновременно неповторимым и сильно напоминающим гоночные машины полувековой давности. К слову, монокубок Westfield жив и по сей день. Нарочитая простота, утилитарность в хорошем смысле слова, не отнимает у Westfield элегантности. Автомобиль притягивает взоры, он завораживает.
Вот еду я по Университетскому проспекту, и вижу в зеркале заднего вида мотоциклиста, несущегося посередине дороге. Приблизившись, он резко тормозит, беззастенчиво разглядывает машину, явно рискуя попасть в ДТП, и приветственным движением руки выражает свое почтение. Это невозможно было не заметить: Westfield вызывает у окружающих исключительно положительные эмоции. Его владельцу суждено еще долго млеть от искренних улыбок и иных проявлений восторженных чувств.
Должен быть готов владелец и к другому — к тесноте двухместного салона и необходимости поддерживать хорошую форму. Потому что усесться внутрь даже при отсутствии дверей — задача непростая из-за высокого порога. Ноги водителя оказываются вытянутыми в объятиях узкого тоннеля. Педали расположены вертикально и настолько близко друг к другу, что о широкой обуви следует забыть. Тело зажато в спортивном сиденье, имеющем единственную регулировку — вперед-назад. Крошечная баранка намертво приделана к металлической торпеде, которая, как бы «в оправдание» обшита кожей. Панель приборов — это малюсенькие тахометр, спидометр, указатель уровня топлива, температуры двигателя, давления масла и несколько контрольных лампочек. Да еще пара необходимых переключателей, без которых ездить в городе было бы невозможно. Один включает сигналы поворотов, причем, поскольку рулевой колонки в привычном понимании этого слова у Westfield нет вовсе, выключать их также приходится самостоятельно. Другой переключатель ведает ближним и дальним светом фар. В середине торпеды, на некоем подобии центральной консоли, расположено несколько кнопок, отвечающих за работу системы вентиляции, дворников, омыва лобового стекла и аварийной сигнализации. Кстати, я бы очень не рекомендовал омывать на небольшой скорости маленькое и практически вертикально расположенное стекло — если, конечно, нет желания «освежить» лицо. Между двумя ездоками — массивный центральный тоннель. На нем лишь металлическая ручка механической пятиступенчатой КПП, орудовать которой приходится без устали.
Багажника, в современном смысле, у машины нет. Имеется лишь небольшое углубление на торпеде, которое можно с натяжкой назвать «бардачком», да еще специальный отсек позади водителя и пассажира. В нем размещена маленькая крыша и две пристегивающиеся к ней двери. Все операции по установке этой защиты от дождя занимают считанные минуты и, конечно же, все делается вручную. У Westfield, представьте, есть и печка, но вообразить себе человека, мчащегося в лютый мороз на таком авто, согласитесь, трудно.
Автомобиль «в чистом виде»
Westfield — это, если угодно, автомобиль настоящий, в чистом, так сказать, виде. Не отягощенный технологическими изысками. В нем все просто. Спереди — мотор Ford объемом 1,8 литра с двумя карбюраторами Weber, мощностью 155 л. с. Задний привод, коробка передач и тормоза. Все. Больше ничего — ни АБС, ни систем стабилизации, ни электрических стеклоподъемников (тут и поднимать-то нечего), ни кондиционера, ни гидроусилителя руля и прочего. Хотя, есть все же одна вполне современная вещь — подвеска. Она покоится на пространственной раме, на которую, собственно говоря, и навешиваются кузовные панели. У Westfield подвески полностью независимые, как у передних, так и у задних колес. В этом, между прочим, и кроется едва ли не единственное отличие Westfield от Caterham — у последнего позади мост.
Вес машины — чуть больше 500 килограмм, и одного этого достаточно, чтобы можно было представить — что означают для такой «пушинки» 155 сил. Разгон настолько стремителен, что возникает ощущение нереальности происходящего. Автомобиль чутко реагирует на малейшие движения рулем, который имеет всего два с половиной оборота от упора до упора. А то, как Westfield «держит» дорогу, вызывает истинный восторг! Занос можно четко контролировать, но чтобы довести машину до скольжения, необходимо приложить немало усилий — она необычайно устойчива. При этом клиренс в 14 сантиметров позволяет не переживать о целостности кузова при езде по нашим дорогам или даже при пересечении небольших бордюров. Однако надо быть готовым к тому, что подвеска довольно жесткая, и на неровной дороге потряхивает основательно. Но именно такие настройки для Westfield — в самый раз, только они способны обеспечить контроль над автомобилем на любой скорости. И тормоза — какие нужно, с жесткой педалью, позволяющей хорошо чувствовать момент блокировки колес.
Однако «техническое описание» не способно передать того ни с чем не сравнимого ощущения, которое возникает буквально через пару минут поездки за рулем Westfield. Вы вдруг начинаете ценить то, что прежде казалось «неудобством» — и открытость всем ветрам, и возможность забрызгать лицо, въехав в лужу, и рев мотора, который не особенно «душит» глушитель, расположенный рядом, по левому борту. Нет, не зря в самом начале я подумал о шлеме и очках...
А как необычно и здорово видеть, как поворачивают передние колеса, чутко повинуясь баранке! Очень скоро появляется удивительное чувство особой связи одновременно и с автомобилем, и с окружающим миром. Причем Westfield может находиться с тем, что вокруг, в полной гармонии — все зависит только от водителя. Он может нестись по городу, стремительно перестраиваясь и распугивая прохожих и проезжих. Может неспешно ехать в городском потоке, скорость которого практически всегда зависит именно от вас — мимо промчится редкий водитель. Словом, Westfield — настоящий автомобиль, способный подарить истинное удовольствие от вождения, находясь при этом в центре внимания.
Плата за стиль
Истинные удовольствия дешевыми не бывают. Стоимость протестированного Westfield с практически полным набором возможных опций, включая кожу — 42 тысячи долларов. Однако не спешите расстраиваться. Уже сейчас компания, собирающая эти автомобили, благодаря использованию ряда российских комплектующих и сокращению издержек снизила его стартовую цену до 32 тысяч. Но — на самую «слабую» версию автомобиля. Ведь Westfield может быть снабжен и могучим V8 от компании Rover — характеристики легко себе представить.
Понадобятся потенциальному покупателю не только деньги, но и терпение: Westfield, как и его прямой конкурент Caterham Seven, приходит из Великобритании в форме кит-кара, или, попросту говоря, в разобранном виде, с толстой книжкой — руководством по сборке. На сборку у специалиста уйдет порядка 100 человеко-часов или чуть больше недели. Но зато вы получите, можно сказать, эксклюзивный автомобиль — за год в Англии собирается всего около 1000 китов, добрая половина которых идет на экспорт во многие страны. О конкурентах говорить в этом случае, кажется, бессмысленно.