Аутстаффинг – выведение персонала за штат компании и его последующая «аренда» – явление само по себе не новое. В том, что россияне приспособили зарубежную диковинку для налоговых схем, убедился наш внештатный корреспондент Василий БЫВАЛОВ, посетив несколько кадровых агентств.
Татьяна САЖИНА
Сделаем, не проблема
Компаний, которые занимаются аутстаффингом, особенно много в столице, но и в регионах они уже не редкость. Все их координаты есть в интернете – достаточно забить на любом поисковом сайте «аутстаффинг» и умная машина выдаст вам кучу ссылок с адресами, телефонами и описаниями всех услуг, предоставляемых компанией.
Среди списка этих услуг вы не найдете обналички.
Для того чтобы удостовериться, предоставляют ли такую услугу или же просто помогают экономить на едином социальном и НДС, нужно придти на личную беседу. Сделать это не проблема – скорее всего, с вами согласятся встретиться уже на следующий день после звонка в аутстаффинговую фирму.
Собственно говоря, так и поступил наш внештатный корреспондент Василий Бывалов. Он обратился в одно широко известное московское кадровое агентство. Переговоры проходили на самом высоком уровне – с замом генерального директора. Назовем его Савелий. Говорят, что также не редкость общение с самим генеральным.
Поначалу собеседник был несколько сдержан. Основные вопросы, которые его интересовали, задавал очень напряженно: чем занимается фирма, какой штат, каких именно сотрудников необходимо вывести за его пределы... Наконец, он как-то воровато спросил о причинах, по которым мы хотим арендовать собственный же персонал.
Корреспондент сообщил, что «его» компания занимается туристическим бизнесом, количество сотрудников, которое нужно вывести за штат – примерно 100 человек, это необходимо, чтобы остаться на упрощенке.
После такого заявления беседа сразу стала непринужденной. Можно было задать основной вопрос, ради которого мы собственно и решили обратиться в кадровое агентство: занимается ли оно обналичкой, и если да, то какую комиссию берет за свои услуги.
Савелий совершенно спокойно сообщил, что вопрос интересный и стоит его внимательно обсудить. Чем мы и занялись: оказалось, что фирма сможет обналичить наши денежки под 3 процента. Замечу, это довольно дорого для Москвы.
Происходить это будет следующим образом – в конце месяца агентство будет выставлять нашей организации подробный отчет о проделанной работе с указанием сумм, которые оно хочет получить за эту самую работу. Вернее, на суммы, подлежащие обналичке. Естественно, выставленные счета на оплату будут увеличены на 3 процента комиссии.
Для того чтобы начать сотрудничество с подобным кадровым агентством, необходимо подписать договор и предоставить список сотрудников, которые должны быть выведены за штат, их функциональные обязанности, численность, размер заработной платы.
За первичное оформление документов Савелий запросил 15 процентов от фонда оплаты труда нашей компании. Пообещав дать ответ завтра, корреспондент отправился в другое агентство, чтобы сравнить условия сотрудничества.
Если желаете – сделаем
Визиты к «кадровикам» оказались похожи друг на друга, как две капли воды. То же собеседование тет-а-тет. Правда, уже с генеральным директором, Кириллом. Разница была в условиях договора – за вывод одного сотрудника эта компания хотела 150 долларов, а обналичкой занималась под 5 процентов.
Точно так же корреспондента предупредили, что обналичка возможна лишь на суммы, не превышающие реальную стоимость договора. А вот замешательство после вопроса о возможности обнала денег длилось на несколько минут дольше, чем в предыдущей ситуации.
Скорее всего господин директор прикидывал, какую сумму сдерут с него знакомые обнальщики. Видимо, до нас к услугам этой фирмы прибегали лишь те, кого интересовала не обналичка, а налоговая экономия.
Чтобы окончательно убедиться в этом, наш корреспондент как бы невзначай спросил, по какой системе налогообложения работает агентство.
– Мы? Конечно, на упрощенной, – последовал ответ Кирилла.
– То есть вы не сможете выставить нам счет-фактуру с выделенным НДС, – разочарованно протянул наш корреспондент.
И тут же наступило гнетущее напряжение:
– А зачем вам счет-фактура? Вы же говорили, что схема нужна вам, для того чтобы не слететь с УСН? – напряженным тоном спросил гендиректор.
Пришлось нашему Василию выворачиваться. Мол, я представляю интересы нескольких фирм. Просто хотел вначале обсудить проблемы одной, потом другой... Но доверие уже было потеряно. Кирилл посоветовал определиться в своих желаниях, а потом уже приходить на собеседование.
Мы же рекомендуем тем, кто все-таки решил арендовать собственных работников, вначале обратиться за консультацией к юристам.
На что вам упрощенец
Большинство кадровых агентств работает на упрощенке, и поэтому налоговики видят в аутстаффинге схему ухода от единого социального налога. С зарплаты, которую вы будете перечислять своим сотрудникам, эта компания будет отчислять только 14 процентов в Пенсионный фонд, а не 35,6 процентов единого социального. Вот только с НДС возникают проблемы, поскольку, как мы уже убедились, выставить счет-фактуру кадровое агентство не сможет.
Фактически использовать эту схему выгодно исключительно упрощенцам. На обычной системе проще будет заставить работников зарегистрироваться в качестве предпринимателей, а отчитываться за них поручить одной из фирм, которые делают это за 500 рублей в месяц с каждого. По крайней мере, предприниматели хоть НДС платят.
Работник твой – враг твой
Идея с работниками-предпринимателями не показалась нам безумной после разговора с Алексеем Беклемишевым, генеральным директором консалтинговой компании «Эскорт XXI». Он рассказал о ситуации, которая недавно произошла в одной из подмосковных фирм:
«Сотрудникам сообщили, что их переводят в штат другой компании, потому что “так надо”. И объяснили, что работать они по-прежнему будут здесь, зарплату получать такую же, в общем, для них ничего не изменится. Люди пожали плечами и подписали новые трудовые договоры с аутстаффинговой компанией. И действительно, руководство не обмануло, все осталось по-прежнему, более того, никто из них в глаза не видел ни одного представителя той компании, с которой они заключили новые трудовые договоры.
Налоговик, пришедший на проверку фирмы, очень быстро распознал схему. Ему хватило нескольких приватных бесед с сотрудниками. Их полная неосведомленность о компании, в которой они якобы официально работают, стала очевидной. Руководителям фирмы придется теперь доказывать экономический смысл такого перевода сотрудников».
Впрочем, если схему распознал простой инспектор, а не следователь, оправдаться еще можно. О ее экономическом смысле говорят все пиарщики, которые уже давно на разные лады расписывают сокращение административных издержек, экономию времени на подбор персонала и ведение документооборота, отсутствие трудовых споров...
И все же скорее всего нужно будет обращаться за «скорой» юридической помощью. И тут уж о какой-либо экономии придется забыть.
Статья получена: Клерк.Ру