Евгений ГОНТМАХЕР, доктор экономических наук
Споры вокруг единого социального налога (ЕСН) почему-то сводятся к простому изменению его ставки. На самом деле эффективная реформа ЕСН невозможна без многих принципиальных изменений в социальной политике.
В чем главные пороки ЕСН? В смешении налоговой и страховой составляющих, в сложности применения регрессивной шкалы на предприятиях в отношении каждого конкретного работника, а также в возложении обязанности по его выплате исключительно на работодателя.
Что можно предложить?
Прежде всего, нужно вывести из расходов, покрываемых ЕСН, все нестраховые затраты. Это выплата базовой части пенсии, а также летний отдых детей и предоставление льготных путевок на долечивание. На данные цели должны выделяться деньги напрямую из бюджета, за счет сбора общих налогов (подоходного, НДС, на прибыль и др.).
Сейчас ставка ЕСН составляет 35.6%, но с учетом регрессивной шкалы - 25.4% от фонда оплаты труда на предприятии. Освобождение от базовой части пенсии позволяет снизить ЕСН в части, направляемой в Пенсионный фонд (на обеспечение страховой и накопительной частей пенсии), до 9.5%. При этом ликвидируется регрессивная шкала его взимания. Этот платеж можно назвать обязательным пенсионным страховым взносом (ОПСВ).
Следующий шаг: введение обязательного медико-социального страхового взноса (ОМССВ) на обеспечение выплат по больничным листам, страховым пособиям, связанным с рождением и уходом за ребенком, и медицинское страхование. Происходит замена нынешней регрессивной шкалы на упрощенную систему взимания этого взноса: до уровня средней заработной платы по стране (в настоящее время - 5600 рублей в месяц) устанавливается ставка 2.5% от фонда оплаты труда, а свыше этого порога ставка ОМССВ равна нулю.
В то же время обязательства по оплате больничных листов и по медицинскому страхованию приводятся в соответствие с установленным размером ОМССВ. Это означает, в частности, установление максимальной выплаты по бюллетеню, а также по страховым пособиям, связанным с рождением и уходом за ребенком, в размере средней зарплаты по стране, пересмотр (в сторону сокращения) программы обязательного медицинского страхования.
Порог оплаты труда, до которого взимается ОМССВ, необходимо будет пересматривать ежегодно в соответствии с ростом средней зарплаты по стране.
Но это не всё. При введении ЕСН сгоряча ликвидировали существовавшее с начала 90-х годов страхование от потери работы, передав в федеральный бюджет расходы на выплату пособия по безработице, на программы переобучения, проведения общественных работ. Нужно освободить бюджет от этих расходов, введя обязательный страховой взнос на случай безработицы (ОСВСБ) в размере 1% до сумм, не превышающих средний размер оплаты труда по стране.
Что получается в итоге?
Вместо ЕСН вводятся три обязательных страховых взноса:
1) пенсионный (9.5% от всего фонда оплаты труда);
2) медико-социальный (2.5% - до уровня средней оплаты труда по стране, 0% - свыше этого уровня);
3) по случаю потери работы (1% - до уровня средней оплаты труда по стране, 0% - свыше этого уровня).
Налицо существенное снижение бремени обязательных платежей на фонд оплаты труда.
Частные страховые компании получают практически неограниченный простор для развития рынка дополнительного добровольного страхования.
Какими должны быть сопутствующие условия?
Было бы целесообразно разделить бремя выплаты этих трех обязательных страховых взносов поровну между работодателем и работником, как это принято во многих странах развитого социального партнерства. Это существенно поменяет экономическое поведение конкретного человека, сделает его действительно соучастником формирования собственного благосостояния.
Реализация такого предложения потребует принятия решения об увеличении зарплаты на сумму, исключаемую из фонда оплаты труда. Конечно, для этого, кроме внесения законодательных поправок, нужна взаимная договоренность работников и работодателей в рамках социального партнерства (генеральное, региональные и отраслевые соглашения, коллективные договора).
Кроме того, освобождение от нестраховых выплат (базовая часть пенсии, детский отдых и санаторно-курортные путевки) потребует учета этих расходов в бюджетах всех уровней.
Статья получена: Клерк.Ру