Работая с иностранцами, всегда нужно помнить о ст. 161 НК РФ. Эта статья содержит перечень ситуаций, в которых организация или предприниматель признаются налоговыми агентами по НДС, обязанными удерживать НДС из доходов, выплачиваемых иностранным лицам.
НАЛОГОВЫЙ АГЕНТ - КТО ОН?
Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации (ст. 24 НК РФ).
Налоговые агенты обязаны:
- правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему РФ на соответствующие счета Федерального казначейства;
- в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика;
- вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджетную систему РФ налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику;
- представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов;
- в течение четырех лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов.
КТО ПРИЗНАЕТСЯ НАЛОГОВЫМ АГЕНТОМ ПО НДС?
В соответствии со ст. 161 НК РФ налоговым агентом по НДС признается лицо, которое:
1) на территории РФ приобретает товары (работы, услуги) у иностранного лица, не состоящего на учете в налоговых органах;
2) арендует государственное имущество у органа государственной власти и управления (органа местного самоуправления);
3) реализует на территории РФ конфискованное имущество, бесхозяйные ценности, клады;
4) выступая в роли посредника, участвующего в расчетах, реализует на территории РФ товары иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков;
5) являясь судовладельцем, совершает операции, указанные в п. 6 ст. 161 НК РФ.
Два последних основания возникновения обязанностей налогового агента по НДС появились в главе 21 НК РФ только с 1 января 2006 г.
Обратите внимание! Возникновение у лица обязанностей налогового агента по НДС не обусловлено наличием у него статуса плательщика данного налога. Поэтому налоговыми агентами по НДС признаются в том числе и лица, не являющиеся плательщиками НДС или освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика.
При исполнении обязанностей налогового агента по основаниям, перечисленным выше в пунктах 1, 2 и 5, налоговый агент должен удержать налог из доходов, выплачиваемых налогоплательщику, и перечислить его в бюджет.
При этом если налоговый агент является плательщиком НДС, то он получает право на вычет суммы НДС, удержанной из доходов налогоплательщиков и уплаченной им в бюджет (при условии, что приобретенные им товары (работы, услуги) используются в деятельности, облагаемой НДС).
Лица, признаваемые налоговыми агентами по основаниям, перечисленным выше в пунктах 3 и 4, должны накручивать НДС на стоимость реализуемых товаров и уплачивать его в бюджет в общеустановленном порядке (либо в момент получения аванса от покупателя, либо в момент отгрузки товаров - в зависимости от того, что произошло раньше) (п. 15 ст. 167 НК РФ).
При этом суммы НДС, уплаченные налоговым агентом в бюджет, к вычету у него не принимаются. При реализации товаров конечным покупателям налоговый агент выписывает им счета-фактуры, в которых указывает сумму НДС, начисленную на стоимость реализуемых товаров. На основании этих счетов-фактур вычетами пользуются покупатели товаров.
Уплата суммы налога осуществляется налоговым агентом по месту своего нахождения (п. 3 ст. 174 НК РФ).
Обратите внимание! Если налоговый агент одновременно является плательщиком НДС, то он не имеет права производить взаимозачет сумм НДС, уплачиваемых им как налогоплательщиком, и сумм НДС, уплачиваемых им как налоговым агентом.
Например, организация - плательщик НДС имеет переплату по НДС. При этом у нее возникает обязанность уплатить в бюджет НДС с доходов, выплачиваемых иностранному контрагенту. Организация в такой ситуации не имеет права зачесть имеющуюся переплату в счет уплаты НДС, подлежащего перечислению в бюджет в рамках исполнения обязанностей налогового агента. Эта сумма НДС должна быть в полном объеме перечислена в бюджет (см. письмо Управления МНС России по г. Москве от 27.08.2003 N 20-08/46737).
ИСПОЛНЕНИЕ ОБЯЗАННОСТЕЙ НАЛОГОВОГО АГЕНТА ПРИ ПРИОБРЕТЕНИИ ТОВАРОВ (РАБОТ, УСЛУГ) У ИНОСТРАННЫХ ЛИЦ
Если организация (предприниматель) приобретает товары (работы, услуги) у иностранного лица, то у нее могут возникнуть обязанности налогового агента по НДС, т.е. на нее может быть возложена обязанность удержать из сумм, выплачиваемых иностранному лицу, НДС и перечислить его в бюджет.
Обязанности налогового агента по НДС возникают у организации (предпринимателя) при соблюдении одновременно следующих условий:
- иностранный налогоплательщик - продавец не состоит на учете в налоговом органе на территории РФ;
- местом реализации <*> товаров (работ, услуг), приобретенных у иностранного налогоплательщика, признается территория РФ.
ПРИМЕР 1.
Польская торговая фирма, не состоящая на налоговом учете в РФ, реализовала на территории РФ торговое оборудование российской фирме "Альфа", перешедшей на упрощенную систему налогообложения. Фирма "Альфа" не является плательщиком НДС. Однако в соответствии с требованиями части второй НК РФ на нее возлагаются обязанности по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет РФ НДС с суммы дохода, подлежащего перечислению иностранному контрагенту.
ПРИМЕР 2.
Между российской организацией "Бета" и украинской фирмой (исполнитель), не состоящей на налоговом учете в РФ, заключен договор на оказание услуг по обучению специалистов российской организации. Обучение проводится на территории Украины.
Местом реализации услуг по обучению в данном случае территория РФ не является (подп. 3 п. 1.1 ст. 148 НК РФ), поэтому их стоимость не облагается российским НДС. Соответственно у российской организации "Бета" не возникают обязанности налогового агента по НДС. Организация оплатит украинской фирме стоимость услуг по обучению без удержания НДС.
ПРИМЕР 3.
Между российской организацией "Гамма" (заказчик) и турецкой строительной фирмой (исполнитель), не состоящей на налоговом учете в РФ, заключен договор на выполнение ремонтных работ. Предмет договора - проведение капитального ремонта здания, находящегося на территории РФ.
Местом реализации ремонтных работ в данном случае является территория РФ (подп. 1 п. 1 ст. 148 НК РФ), поэтому их стоимость подлежит обложению НДС в общеустановленном порядке. В соответствии с требованиями НК РФ российская организация "Гамма" обязана удержать из выручки, подлежащей перечислению турецкой фирме, сумму НДС и перечислить ее в бюджет.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУММЫ НДС, ПОДЛЕЖАЩЕЙ УДЕРЖАНИЮ
Как правильно определить сумму НДС, которую нужно удержать из доходов иностранного контрагента?
Налоговая база в этом случае представляет собой сумму дохода от реализации товаров (работ, услуг) с учетом НДС (п. 1 ст. 161 НК РФ). Сумма НДС, подлежащая удержанию по каждой сделке, определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (п. 1 ст. 166 НК РФ).
Таким образом, сумма НДС, которую нужно удержать, исчисляется исходя из полной суммы дохода, подлежащего перечислению иностранному партнеру, с применением расчетных налоговых ставок 18/118 или 10/110 (п. 4 ст. 164 НК РФ).
Обратите внимание! Главой 21 НК РФ предусмотрен особый порядок уплаты НДС для лиц, которые признаются налоговыми агентами в связи с приобретением товаров (работ, услуг) у иностранных лиц.
Налог в этом случае должен быть перечислен в бюджет одновременно с суммой, перечисляемой иностранному партнеру. Налоговый агент должен сдавать в банк сразу две платежки: одну - на перечисление денег иностранному лицу, вторую - на перечисление удержанной из доходов иностранного лица суммы НДС в бюджет.
Банк, обслуживающий налогового агента, не вправе принимать от него поручение на перевод денежных средств в пользу иностранного контрагента, если налоговый агент не представил в банк также поручение на уплату налога с открытого в этом банке счета при достаточности денежных средств для уплаты всей суммы налога (п. 4 ст. 174 НК РФ).
До момента перечисления денег иностранному партнеру НДС удерживать и уплачивать в бюджет не нужно.
Расчеты с иностранными контрагентами российские организации (индивидуальные предприниматели) осуществляют, как правило, в иностранной валюте. А налог в бюджетную систему РФ подлежит уплате в рублях.
При определении налоговой базы выручка (расходы) налогоплательщика в иностранной валюте определяется на момент определения налоговой базы в соответствии со ст. 167 НК РФ или на дату фактического осуществления расходов (п. 3 ст. 153 НК РФ).
Таким образом, налоговый агент должен пересчитывать в рубли налоговую базу иностранного налогоплательщика, реализующего товары (работы, услуги) за иностранную валюту, по курсу Банка России на дату перечисления средств иностранному налогоплательщику. То есть сумма НДС, подлежащая удержанию и уплате в бюджет, определяется в рублях по курсу Банка России на дату перечисления средств иностранному партнеру.
Расчеты без использования денежных средств
На практике расчеты между контрагентами могут осуществляться без использования денежных средств, например посредством передачи продавцу в оплату стоимости приобретаемых товаров (работ, услуг) ценных бумаг, иного имущества.
Как в такой ситуации поступить с НДС?
Расчеты с бюджетом посредством передачи имущества в натуре налоговым законодательством не предусмотрены (п. 3 ст. 45 НК РФ). Кроме того, в обязанности налогового агента входит удержание налога именно из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщику (ст. 24 НК РФ). Поэтому логично было бы сделать вывод о том, что при осуществлении расчетов по сделке без использования денежных средств обязанность по удержанию и перечислению НДС в бюджет у налогового агента не возникает. В такой ситуации налоговый агент в течение месяца должен сообщить в налоговый орган о сумме выплаченного дохода и о невозможности удержать налог.
В принципе именно такой подход изложен в п. 10 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума ВАС РФ от 11.06.1999 N 41/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации".
Однако Минфин России считает, что использование в расчетах иного имущества не освобождает налогового агента от обязанности удержать из выплачиваемых доходов сумму НДС и заплатить ее в бюджет.
Как это сделать?
Чиновники Минфина предлагают просто-напросто уменьшить соответствующим образом (на сумму НДС) доход контрагента, получаемый в неденежной форме, а сумму НДС заплатить в бюджет в денежной форме (письмо Минфина России от 26.06.2006 N 03-04-08/130).
Если товары приобретаются на территории РФ у иностранного лица по договору мены, то, по мнению Минфина России, российский покупатель как налоговый агент должен уплатить НДС в бюджет за счет собственных средств (письмо Минфина России от 24.10.2006 N 03-04-15/190).
Вычет суммы удержанного НДС
Суммы НДС, удержанные из доходов иностранного налогоплательщика и фактически уплаченные в бюджет налоговым агентом - покупателем, могут быть предъявлены им к вычету (п. 3 ст. 171 НК РФ).
Право на вычет возникает, если:
- налоговый агент является плательщиком НДС;
- товары (работы, услуги) приобретаются налоговым агентом для осуществления операций, признаваемых объектом обложения НДС;
- сумма НДС была удержана и уплачена налоговым агентом из доходов налогоплательщика - иностранного лица;
- товары (работы, услуги) приняты к учету.
Начисленные суммы налога, подлежащие вычету, отражаются в бухгалтерском учете налогового агента по дебету счета 19 "НДС по приобретенным ценностям" и после фактической уплаты в бюджет списываются с кредита счета 19 в дебет счета 68 (субсчет "Расчеты с бюджетом по НДС") при условии, что оплаченные иностранному лицу товары (работы, услуги) приняты к учету.
Если налоговый агент производит оплату авансом, то сумма удержанного и уплаченного им в бюджет НДС предъявляется к вычету только после того, как оплаченные товары будут фактически получены (работы выполнены, услуги оказаны).
Суммы НДС, принимаемые к вычету у налогового агента, отражаются им по строке 310 "Сумма налога, уплаченная налогоплательщиком в качестве налогового агента, подлежащая вычету" Раздела 3 Декларации по НДС.
ПРИМЕР 4.
Между российской организацией "Альфа" (заказчик) и инофирмой (исполнитель) заключен договор на оказание консультационных услуг, необходимых для производственной деятельности российской организации.
Местом реализации консультационных услуг является территория РФ (подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ), следовательно, их стоимость облагается НДС.
Стоимость услуг в соответствии с договором составляет 10 000 долл. США.
Акт приемки выполненных работ подписан сторонами в мае 2007 г., оплата инофирме произведена в июне. Курс доллара к рублю на дату подписания акта приемки выполненных работ составил 25 руб. за доллар, на дату перечисления средств инофирме - 24,8 руб. за доллар.
Сумма налога, подлежащая удержанию, составляет 1525,42 долл. США (10 000 х 18/118).
Российская организация "Альфа" является плательщиком НДС, и приобретенные услуги используются для осуществления деятельности, облагаемой НДС.
В бухгалтерском учете организации "Альфа" должны быть сделаны следующие проводки.
Май:
Дебет 20 - Кредит 60
- 211 864,5 руб. - на дату подписания акта стоимость консультационных услуг (без НДС) признана в составе затрат (8474,58 х 25).
Июнь:
Дебет 19 - Кредит 68/"НДС, уплачиваемый в качестве
налогового агента"
- 37 830 руб. - отражена сумма НДС, удержанная из стоимости консультационных услуг и подлежащая уплате в бюджет (1525,42 х 24,8);
Дебет 60 - Кредит 52
- 210 169,58 руб. - оплачена инофирме стоимость консультационных услуг за вычетом НДС (8474,58 х 24,8);
Дебет 68/"НДС, уплачиваемый в качестве налогового агента" - Кредит 51 - 37 830 руб.
- НДС, удержанный из доходов инофирмы, перечислен в бюджет;
Дебет 60 - Кредит 91
- 1694,92 руб. - отражена курсовая разница в части стоимости услуг без НДС;
Дебет 68/ "НДС" - Кредит 19 - 37 830 руб.
- фактически уплаченный НДС принят к вычету.
Предположим, что организация "Альфа" уплачивает НДС в бюджет ежемесячно. Тогда при заполнении Декларации по НДС за июнь 2007 г. организация включает в ее состав Раздел 2, в котором указывает сумму НДС, удержанную из доходов инофирмы и перечисленную в бюджет. Порядок заполнения Раздела 2 для данного примера см. в примере 7.
Кроме того, в Разделе 3 Декларации по НДС за июнь 2007 г. в строке 310 организация укажет сумму вычета в размере 37 830 руб.
Суммы налога, удержанные из доходов иностранного налогоплательщика и уплаченные в бюджет, к вычету не принимаются, а учитываются в стоимости соответствующих товаров (работ, услуг) в следующих случаях:
- приобретенные товары (работы, услуги) используются налоговым агентом при осуществлении операций, не подлежащих обложению НДС по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 3 ст. 149 НК РФ;
- приобретенные товары (работы, услуги) используются налоговым агентом при осуществлении операций, местом реализации которых не является территория РФ;
- налоговый агент не является плательщиком НДС либо освобожден от исполнения обязанностей налогоплательщика в соответствии со ст. 145 НК РФ;
- приобретенные налоговым агентом товары (работы, услуги) предназначены для осуществления операций, не признаваемых реализацией товаров (работ, услуг) в соответствии с п. 2 ст. 146 НК РФ.
Если налог уплачен за счет собственных средств
Довольно часто российские организации сталкиваются с трудностями при проведении переговоров с иностранными партнерами относительно цены контракта: возложение на иностранного (российского) партнера обязанности по уплате НДС может привести к тому, что реально полученная им сумма будет меньше контрактной цены на сумму удержанного НДС.
Многие иностранные фирмы не соглашаются заключать контракт на таких условиях, и российские организации (предприниматели), чтобы не усложнять свои взаимоотношения с иностранными контрагентами, зачастую предпочитают заплатить налог за счет своих средств, а иностранцу перечислить всю сумму, оговоренную контрактом.
Обратите внимание! В течение многих лет налоговые органы настаивали на том, что налоговый агент не имеет права на вычет суммы НДС, уплаченной им за счет собственных средств, поскольку обязательным условием для получения вычета является удержание суммы НДС из доходов иностранного лица.
При этом в 2006 г. появилось несколько разъяснений Минфина России, в которых было указано, что уплаченная за свой счет сумма НДС может быть учтена налоговым агентом в составе расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль (см. письма Минфина России от 24.03.2006 N 03-04-03/07, от 18.07.2006 N 03-03-04/2/175).
Однако в 2007 г. ситуация изменилась.
Минфин России выпустил сразу два письма (от 07.02.2007 N 03-07-08/13 и от 12.04.2007 N 03-07-08/75), в которых высказано мнение о том, что налоговый агент имеет право на вычет суммы НДС, уплаченной им в качестве налогового агента, в том числе и в ситуации, когда налог уплачен налоговым агентом за счет собственных средств.
При этом в письме от 12.04.2007 N 03-07-08/75 представители финансового ведомства объясняют, что в разъяснениях 2006 г. речь шла исключительно о ситуациях, когда налоговый агент использовал приобретенные им у иностранного лица работы (услуги) в деятельности, не облагаемой НДС. Если же приобретенные работы (услуги) используются налоговым агентом в деятельности, облагаемой НДС, то он имеет право на вычет независимо от того, за счет чьих средств НДС был уплачен в бюджет (за счет собственных средств налогового агента или из средств, подлежащих перечислению иностранному контрагенту). Главное - чтобы налог был уплачен в бюджет.
ИСПОЛНЕНИЕ ОБЯЗАННОСТЕЙ НАЛОГОВОГО АГЕНТА ПРИ ПРОДАЖЕ ТОВАРОВ, ПРИНАДЛЕЖАЩИХ ИНОСТРАННЫМ ЛИЦАМ
С 1 января 2006 г. налоговыми агентами признаются посредники, реализующие на территории РФ товары, принадлежащие иностранным лицам, не состоящим на налоговом учете в качестве налогоплательщиков, и принимающие участие в расчетах за эти товары (п. 5 ст. 161 НК РФ).
В отличие от общего порядка исполнения обязанностей налогового агента, когда суммы налога удерживаются из средств налогоплательщика, в данном случае налоговый агент должен "накручивать" НДС сверху на стоимость реализуемых товаров.
Посредник уплачивает НДС со стоимости реализуемых им товаров в общеустановленном порядке (в момент либо получения аванса от покупателя, либо отгрузки товаров - в зависимости от того, что произошло раньше) (п. 15 ст. 167 НК РФ). НДС, исчисленный со стоимости реализуемых товаров, уплачивается в бюджет в полном объеме (без применения каких-либо вычетов).
Суммы НДС, уплаченные посредником - налоговым агентом в бюджет, к вычету у него не принимаются. При реализации товаров конечным покупателям налоговый агент (посредник) выписывает им счета-фактуры, в которых указывает сумму НДС, начисленную на стоимость реализуемых товаров. На основании этих счетов-фактур вычетами пользуются покупатели товаров.
Пример 5.
ООО "Альфа" в качестве комиссионера реализует на территории РФ товары, принадлежащие инофирме, не зарегистрированной в налоговых органах РФ в качестве налогоплательщика.
В соответствии с условиями договора комиссии, заключенного между ООО "Альфа" и инофирмой, цена реализуемых товаров - 20 долл. США за единицу (без НДС).
В январе 2007 г. ООО "Альфа" заключило с покупателем договор поставки товаров в количестве 1000 шт.
Продажная стоимость товаров - 20 000 долл. США. При этом дополнительно к стоимости товаров ООО "Альфа" предъявляет покупателю НДС по ставке 18 % в сумме 3600 долл. США.
По условиям договора поставки оплата осуществляется покупателем в рублях по курсу ЦБР на дату отгрузки. В январе 2007 г. товары были отгружены покупателю. Курс на дату отгрузки составил 26 руб. за доллар. Оплата произведена покупателем также в январе (после отгрузки) в сумме 613 600 руб. (в том числе НДС - 93 600 руб.).
В данном случае ООО "Альфа" выставляет покупателю счет-фактуру на стоимость реализованных товаров (613 600 руб.), в котором выделена сумма НДС в размере 93 600 руб.
Эта сумма НДС должна быть в полном объеме перечислена ООО "Альфа" в бюджет. Она отражается в Разделе 2 Декларации по НДС, которую ООО "Альфа" представляет в налоговую инспекцию по месту своего учета. Порядок заполнения Раздела 2 для данной ситуации см. в примере 8.
Если покупатель перечисляет денежные средства авансом, то посредник уплачивает НДС с суммы поступившего аванса. Затем при отгрузке товаров покупателю НДС начисляется к уплате в бюджет со стоимости отгруженных товаров. При этом к вычету принимается сумма НДС, исчисленная с суммы полученного аванса.
ПРИМЕР 6.
Предположим, что в условиях примера 5 покупатель перечислил в январе аванс в сумме 118 000 руб., а затем, уже после отгрузки товаров, произвел окончательный расчет, перечислив на счет ООО "Альфа" сумму в размере 495 600 руб.
В этом случае в момент получения аванса ООО "Альфа" начисляет к уплате в бюджет сумму НДС в размере 18 000 руб.
В момент отгрузки товаров определяется сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет со стоимости отгруженных товаров, - 93 600 руб. Одновременно ставится к вычету НДС, исчисленный при получении аванса, - 18 000 руб. Все эти суммы отражаются ООО "Альфа" в Разделе 2 Декларации по НДС (см. пример 8) и в Раздел 3 не попадают.
Если налоговый агент (организация или предприниматель) не является плательщиком НДС, то уплата налога в бюджет производится им не позднее 20-го числа месяца, следующего за тем кварталом, в котором возникло соответствующее обязательство перед бюджетом.
Аналогичный порядок установлен для налоговых агентов, являющихся плательщиками НДС, но освобожденных от обязанностей налогоплательщика в соответствии со ст. 145 НК РФ, а также для тех налогоплательщиков, для которых налоговым периодом по НДС является квартал.
Если же налоговый агент одновременно является плательщиком НДС и налоговым периодом для него является месяц, уплата налога в качестве налогового агента производится им не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором возникло соответствующее обязательство перед бюджетом.
Если налоговый агент - посредник является плательщиком НДС, то он уже как налогоплательщик обязан уплачивать НДС с суммы вознаграждения, которое он получает по договору с иностранным покупателем. Эти суммы в общеустановленном порядке отражаются в Разделе 3 Декларации по НДС.
ПОРЯДОК СОСТАВЛЕНИЯ СЧЕТОВ-ФАКТУР
Выше мы отмечали, что налоговые агенты, являющиеся плательщиками НДС, имеют право на вычет тех сумм НДС, которые уплачены ими в бюджет как налоговыми агентами.
Возникают вопросы. На основании каких документов налоговый агент может заявить вычет? Откуда взять счет-фактуру? Нужно ли его выписывать самому себе?
Сразу же отметим, что ни один нормативный документ не обязывает налоговых агентов самостоятельно выписывать себе какие-либо счета-фактуры и регистрировать их в книге покупок и в книге продаж.
Нет такого требования ни в главе 21 НК РФ, ни в Правилах ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость (утверждены Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914).
Более того, в п. 1 ст. 172 НК РФ четко указано, что вычет сумм НДС, удержанных налоговыми агентами, осуществляется на основании документов, подтверждающих уплату удержанных сумм в бюджет.
Правомерность такого вывода была подтверждена и Конституционным Судом РФ (см. Определение КС РФ от 02.10.2003 N 384-О). Суд указал на то, что счет-фактура не является единственным документом для предоставления налогоплательщику вычетов по НДС. Налогоплательщик, являющийся налоговым агентом, вправе получить вычет по НДС на основании документов, подтверждающих уплату НДС.
В то же время нельзя не принимать во внимание тот факт, что именно данные книги покупок и книги продаж служат основанием для заполнения налоговых деклараций по НДС, а также для определения суммы налога, предъявляемой налогоплательщиком к вычету.
Во многих организациях, ведущих учет с помощью вычислительной техники, Декларация по НДС заполняется автоматически на основании данных книг покупок и продаж. В таких случаях самой организации удобнее составлять счета-фактуры и регистрировать их как в книге продаж, так и в книге покупок.
Кроме того, нужно учитывать, что налоговые органы на местах зачастую настаивают на необходимости выставления счетов-фактур при исполнении обязанностей налогового агента (см., например, письмо Управления МНС России по г. Москве от 26.12.2003 N 24-11/72147).
В результате на сегодняшний день налоговый агент самостоятельно принимает решение - выписывать счета-фактуры или нет.
Однако, чтобы избежать споров с налоговыми органами, на наш взгляд, налогоплательщикам, выступающим в роли налоговых агентов, лучше самостоятельно выписывать счета-фактуры и отражать удержанные и перечисленные в бюджет суммы НДС как в книге продаж, так и в книге покупок (если налогоплательщик имеет право на соответствующий налоговый вычет).
Можно предложить следующий порядок применения счетов-фактур (см. письмо Управления МНС России по г. Москве от 27.08.2004 N 24-11/55681).
При выплате дохода иностранному контрагенту налоговый агент составляет счет-фактуру в двух экземплярах на полную сумму выручки, подлежащей перечислению иностранному лицу, с выделением суммы налога. При этом на счете-фактуре делается пометка "за иностранное лицо".
Второй экземпляр составленного счета-фактуры хранится в журнале учета выставленных счетов-фактур (как основание для начисления НДС) и регистрируется в книге продаж с пометкой "уплата налога налоговым агентом" в момент фактического перечисления средств иностранному поставщику.
Первый экземпляр составленного счета-фактуры хранится в журнале учета полученных счетов-фактур. Он является основанием для применения налоговых вычетов в порядке, установленном налоговым законодательством (регистрируется в книге покупок в том периоде, когда налоговый агент получает право на вычет НДС).
ПОРЯДОК ПРЕДСТАВЛЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ДЕКЛАРАЦИЙ
Налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета Декларацию по НДС с заполненным Разделом 2 "Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогового агента".
Если налоговый агент является плательщиком НДС, то он подает в налоговые органы единую Декларацию по НДС, в которой отражается информация о суммах НДС, подлежащих уплате им и как налогоплательщиком, и как налоговым агентом. Тогда Раздел 2 включается в состав единой Декларации по НДС.
Если налоговый агент не является плательщиком НДС (например, применяет упрощенную систему налогообложения), то он представляет в налоговые органы только Титульный лист Декларации по НДС с заполненным Разделом 2. Остальные разделы Декларации в этом случае не заполняются и в состав Декларации не включаются.
Раздел 2 Декларации по НДС нужно представлять только за те налоговые периоды, в которых у организации (предпринимателя) возникали обязанности налогового агента.
Раздел 2 заполняется отдельно по каждому налогоплательщику - иностранному лицу, за которого производится уплата НДС.
Налоговый агент - посредник, реализующий товары, принадлежащие иностранным комитентам, заполняет Раздел 2 отдельно по каждому иностранному комитенту.
Статья получена: Клерк.Ру