Ольга Мещерякова, эксперт «УНП»
Пожалуй, самый важный вопрос, который возник у бухгалтеров в связи с последними изменениями в формах налоговых деклараций, - какие бланки заполнять за 2005 год? Можно использовать старые бланки деклараций по налогу на прибыль, единому социальному налогу и страховым взносам в Пенсионный фонд или же нужно применять новые формы? Перечень применяемых форм годовых налоговых деклараций мы привели в таблице. Там же мы указали, с какого времени они действуют. Это важно для тех организаций, кто уже успел отчитаться на старых бланках.
Состав отчетности.
Не менее острый вопрос - в каком составе сдавать отчетность? Ведь не секрет, что вместе с комплектом годовой отчетности и декларациями налоговики очень часто требуют еще целый список всевозможных бумаг. Это и справки об отсутствии автотранспортных средств, операций с ценными бумагами, об отсутствии налоговых льгот, сведения о рублевых счетах в банках, расчет среднесписочной численности работников, расшифровка выручки по видам деятельности и т. д. Все эти дополнительные документы отнимают у бухгалтера время и силы. Однако сдавать их совсем не обязательно. Есть четкий перечень форм годовой бухгалтерской и налоговой отчетности, которые необходимо представить в налоговую инспекцию (см. таблицу). Все остальные документы требовать от вас не вправе. Конечно, если вы не хотите ссориться с налоговиками, их лучше сдать. Тем более что без таких дополнительных справок многие инспекторы отчетность вообще не принимают. Но еще раз повторим, лишние справки - дело добровольное. Если же вы к добровольцам не относитесь, избежать претензий налоговиков вы сможете, отправив отчетность по почте.
Иногда налоговики требуют, чтобы на комплекте бухгалтерской отчетности стоял штамп, свидетельствующий, что она сдана в органы статистики. И без такой отметки они отказываются принимать баланс. Однако такое требование неправомерно. Федеральный закон от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» не обязывает организацию заверять отчетность в органах статистики перед сдачей в налоговую инспекцию. Поэтому принести баланс налоговикам можно и без штампа. И не принять бухгалтерскую отчетность, если на ней нет отметки статистики, налоговые органы не имеют права. Заметим, что аналогичной позиции придерживается и Минфин России (письмо от 18.02.04 № 16-00-10/3). Налоговый инспектор имеет право не принимать бухгалтерскую отчетность и декларации только в том случае, если они составлены не по установленной форме. Во всех других случаях отказ от принятия документов неправомерен*.
Как будем сдавать.
Как известно, есть три способа сдачи отчетности. Вы можете представить ее в инспекцию лично, отправить по почте или в электронном виде. У каждого способа есть свои плюсы и минусы. Выбор зависит от желаний и возможностей организации. Некоторые предпочитают сдавать документы лично. Тем самым они поддерживают хорошие отношения с инспектором, к которому годовая отчетность попадает в целости и сохранности, в требуемом объеме и в установленные сроки. Минусы - обычно приходится стоять в очередях и оформлять дополнительные справки.
Отправив годовой отчет по почте, вы экономите время и нервы. Зато нужно быть готовым к тому, что ваше письмо пролежит в «недрах» инспекции какое-то время - иногда это время занимает и несколько месяцев. И если вам срочно понадобится сверка по налогам, вы не сможете ее провести, пока вашу отчетность не разберут и не занесут в базу.
Сдавать отчетность в электронном виде очень удобно. Но не все организации могут воспользоваться этим способом из-за значительных затрат на него.
* Пункт 2.4.1 Регламента принятия и ввода в автоматизированную информационную систему налоговых органов данных представляемых налогоплательщиками налоговых деклараций, иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, и бухгалтерской отчетности (утвержден приказом МНС России от 04.02.04 № БГ-3-06/76).
Статья получена: Клерк.Ру