Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Бизнес и финансы » Бухгалтерия и аудит » Государство и бизнес: Налоги и рост

 

Государство и бизнес: Налоги и рост

 

 

"Ведомости" /

Арас Агаларов, вице-президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства “ОПОРа России”

Оптимальный уровень налогообложения является одним из условий устойчивого экономического роста. В российском налоговом законодательстве существуют очевидные проблемы, ограничивающие возможности экономического развития. Налоговая нагрузка на производителей продолжает на практике оставаться высокой, по мнению многих экспертов — более 50%, вопреки официально декларируемому уровню в 31%.

Высокое обложение подрывает конкурентоспособность отечественной продукции. Составной частью этой нагрузки является обременительная система обложения импорта — по многим товарам 35-40% таможенной стоимости (включая НДС), а по некоторым — до 70%.

загрузка...

 

 

Это ведет к неоправданному завышению внутренних цен на импорт, отрицательно влияет на конкурентоспособность продукции, использующей импортные компоненты.

Высокий единовременный уровень обложения импорта делает невыгодным создание товарных резервов, в частности, оборудования, запасных частей и строительных материалов. Отсутствие определенных мобильных запасов товаров сдерживает или замедляет капитальное строительство, снижает его эффективность, что негативно сказывается в целом на развитии экономики. В дополнение к этому в стране существует налог на имущество предприятий, который ощутимо снижает рентабельность перспективных проектов, связанных с капитальным строительством, а также отрицательно влияет на кредитные возможности потенциальных инвесторов.

Несмотря на сказанное выше, на практике налоговая реформа в России остановилась. Предложенные в этом году поправки к Налоговому кодексу не улучшают, а по некоторым положениям даже ухудшают ситуацию.

Это отражается самым негативным образом на формировании экономической среды в стране. В массе производителей можно выделить три основные группы.

Три группы

К первой из них относятся крупнейшие предприятия, унаследовавшие основные средства производства и строения от советского периода через процедуру приватизации. Главное преимущество этих субъектов хозяйствования состоит в том, что их функционирование не обременено тяжкими долгами, неоплаченными кредитами, основные фонды получены ими, по сути дела, бесплатно. По этой причине их мотивация в деле дальнейшего экономического роста достаточно слаба. Пока не приходится рассчитывать на то, что эти предприятия станут локомотивом экономического прогресса в стране.

Ко второй группе производителей нужно отнести предприятия, образующие сферу малого бизнеса. Она сформировалась в 90-е гг. На первых порах показала себя как очень динамичная структура, быстро растущая, создавшая большое число рабочих мест. Однако начиная с конца 90-х гг. развитие малого бизнеса остановилось. Количество предприятий в этом секторе, удельный вес в экономике и число рабочих мест не увеличиваются. Основными проблемами развития данной сферы стали административные барьеры, поборы чиновничества и высокие платежи за аренду помещений и коммунальные услуги, которые не дают возможности малым предприятиям расти и развиваться. В этих условиях налоговый фактор уже не является определяющим для выживания малых предприятий и организации эффективного производства. Поэтому не приходится рассчитывать и на данную экономическую силу как на катализатор ускорения роста.

Третью группу производителей составляют компании среднего бизнеса, сформировавшиеся с начала 90-х гг., т. е. с момента старта рыночных реформ в стране. Большинство этих предприятий создавались с нуля и прошли все стадии развития: от кооперативов до крупных холдингов с оборотом от сотни миллионов до нескольких миллиардов долларов. Эти компании отличаются динамизмом и высокой степенью выживаемости, потому что родились и развивались в новых рыночных условиях. Но им приходится постоянно сталкиваться с неблагоприятной экономической средой в нашей стране. Это уже упоминавшиеся административные барьеры, фискальная и обременительная налоговая система, давление и вмешательство в бизнес силовых структур, забюрократизированность процедур развития новых проектов, включая оформление землеотвода, проектирование объектов и многочисленные согласования.

Не благодаря, а вопреки

Все это наводит на мысль о том, что успешный бизнес в нашей стране развивается не благодаря работе государственных структур, а вопреки их деятельности. В качестве примера можно обратиться к существующим в стране финансовым условиям для технического развития рядового среднего предприятия. Стоимость права на подключение новых объектов к электропитанию, разрешения на подводку и отвод воды, проведения экологической экспертизы и заключения санитарно-эпидемиологической службы на проектной стадии исчисляется суммарно сотнями тысяч долларов.

Эти расходы повышают финансовую и административную планку вхождения в бизнес до чрезмерного уровня, предельно усложняют процесс его развития, что в конечном счете негативно сказывается на экономическом росте в целом.

Неадекватные тарифная и налоговая системы породили в России огромный теневой сектор, который вызывает искажение не только внутренней статистики, но и самого характера экономических отношений. Это становится очевидным, если рассмотреть соотношение некоторых макроэкономических показателей. Например, реально собранный налог на добавленную стоимость составил в 2004 г. 750 млрд руб., что равно 4,5% от ВВП. Принимая во внимание уровень ставки НДС — 18%, можно предположить, что этот налог собирается меньше чем на треть от расчетного размера. Недополучение НДС является результатом существования в экономике огромного теневого сектора, который порожден необходимостью обеспечения выживаемости в условиях чрезмерного налогового бремени.

В этой связи одной из важнейших задач российской экономики является ликвидация теневого сектора, который нарушает экономические пропорции, не позволяет построить нормальную налоговую систему, соответствующую особенностям российского хозяйства, его структуре и традициям.

Выход из тени

Основной путь ликвидации теневого сектора в экономике — это снижение налоговой нагрузки. В частности, уменьшение НДС до 13% (о чем была дискуссия в начале 2005 г.) способно значительно расширить налогооблагаемую базу, повысить собираемость налога и в итоге финансовых поступлений в бюджет. Гарантией этого могут стать вполне оправданные в этом случае меры по ужесточению администрирования налога. Более низкая ставка НДС содействовала бы также общему оздоровлению ситуации на таможне, повышению собираемости таможенных платежей и ликвидации масштабных злоупотреблений в процессе возврата НДС. Снижение налога должно способствовать в долгосрочном плане ускорению темпов экономического роста, активизации процесса инвестирования и капитального строительства.

Потери бюджета в результате снижения НДС с 18% до 13% могли бы быть одномоментно компенсированы отменой возврата НДС экспортерам сырья (как это практикуется в Китае), поскольку сэкономленная сумма примерно равняется возможному снижению на первых порах поступлений в бюджет. Отмена возврата НДС экспортерам сырья служила бы стимулом для развития экспорта готовой продукции.

Между прочим если обратиться к реальной практике, то НДС возмещается экспортерам в целом менее чем наполовину. Более того, 90% возмещаемого НДС экспортерам удается получить только по суду (см. статью “Экспортер заплатит дважды”, “Ведомости” от 24.08.2005 г.). Принятые летом 2005 г. поправки в НК еще более усложнили процедуру возврата. Не проще ли в этой ситуации поставить все с головы на ноги и дифференцировать возмещение НДС экспортерам, упростив этот процесс для готовой продукции и отменив возврат для сырья?

Таким образом, использование возможностей экономического механизма и снижения налоговой нагрузки может стать самым логичным и эффективным путем ускорения экономического роста, способным быстро дать позитивные результаты в деле выведения производства из тени и активизации процесса инвестирования.


Статья получена: Клерк.Ру
загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Государство и бизнес: Налоги и рост":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Малому бизнесу на УСН разрешено платить налог со своих доходов в размере 6 % и после 1 января 2005 г.

юрист Лусников /redir.php?url=www.lusnikov.com%2F%3C%2Fa%3E / Малому бизнесу на упрощенной системе налогообложения разрешено платить налог со своих доходов в размере 6 % и после 1 января 2005 г. Это позволит недоплачивать Пенсионному фонду значительные суммы, но уже на законном основании Принятый 7 июля 2003 г Федеральный закон № 117-ФЗ об очередном многостраничном и непонятном для непосвященного изменении налогового законодательства с длинным названием «О внесении изменений ...

» Юриспруденция и Право - 2145 - читать


ВАС обязал государство возвращать переплаченные налоги с процентами

"Ведомости" / Светлана Иванова Ошибки налоговиков будут обходиться государству дороже. Если инспекция потребовала от компании заплатить лишние налоги, бюджет должен вернуть их с процентами, решил Высший арбитражный суд. Впрочем, большинство компаний предусмотрительно предпочитает не платить налоговикам по сомнительным счетам, а оспаривать их в суде.

» Юриспруденция и Право - 1609 - читать


Что выиграет бизнес и государство от снижения налогов в 2005 году

Российская Газета / В уходящем году было принято более 20 налоговых законов. Часть из них уже действуют, однако основные изменения вступят в силу с началом нового года. Какие нововведения ожидают российских налогоплательщиков в 2005 году?

» Бухгалтерия и аудит - 1853 - читать


Государство против бизнеса: Налоговые декларации

"Ведомости" / Юрий Воробьев Представители государства постоянно заявляют о планируемых изменениях в налоговой сфере, обещая бизнесу либерализацию налогов. Но эти громкие заявления оборачиваются если уж и не ростом налогового бремени, то, по крайней мере, усложнением налоговых процедур. Россия в настоящий момент представляет собой государство с установившейся, но все еще развивающейся налоговой системой.

» Бухгалтерия и аудит - 1411 - читать


Государство и бизнес: Общественный налоговый договор

"Ведомости" / Станислав ВоскресенскийБыла такая фраза у Жванецкого: “Мы делаем вид, что работаем, а они делают вид, что платят нам зарплату”. Сатирик точно подметил принцип общественного договора государства и народа на закате СССР. Примерно это же правило действовало в 1990-х гг. в России в сфере уплаты налогов: государство установило такие налоговые ставки, приняв которые можно было только обанкротиться.

» Управление и менеджмент - 1825 - читать



Статья на тему Бизнес и финансы » Бухгалтерия и аудит » Государство и бизнес: Налоги и рост

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru