Столичное Управление ФНС России ежеквартально собирает с подчиненных отчеты о выявленных ими схемах ухода от налогов. Сведя их воедино, оно направляет обзоры этих схем по московским инспекциям. Эксперты журнала «Проверка в компании» специально для читателей «Спутника Главбуха» раскрывают содержание этих обзоров и анализируют методы, которые применяют инспекторы.
Екатерина Огиренко, эксперт журнала «Главбух»
Большинство схем в обзорах сводится к фиктивной закупке товаров и услуг у фирм-однодневок для завышения расходов и вычетов по НДС. Так, из шести схем, приведенных в обзоре за IV квартал прошлого года (последнем из разосланных), пять - это «рисование» затрат с помощью однодневок.
Например, московская ИФНС № 17 отрапортовала о разоблачении строительной компании, которая включила в затраты платежи в адрес субподрядчиков за выполненные ими работы. По версии налоговиков, эти фирмы никакие работы не производили, а занимались обналичиванием денег. В итоге инспекторы доначислили строительной компании налог на прибыль и НДС на сумму свыше 3 млн руб. О похожем случае отчиталась 30-я инспекция столицы, которая сочла фиктивными затраты на ремонт помещений с привлечением несуществующих, как выяснилось в ходе ревизии, подрядчиков.
Как доказывают фиктивность затрат
Доказательство фиктивности затрат, как правило, сводится к тому, что контрагент обладает множеством признаков однодневки, например:
- не сдает отчетность или представляет нулевые декларации;
- зарегистрирован по адресу массовой регистрации, а реально офис отсутствует;
- учредители и руководитель организации на поверку ничего не знают об этом своем статусе однодневки либо их вообще не удается разыскать даже с помощью милиции;
- реальную деятельность фирма не ведет, не владеет какими-либо активами, обходится без сотрудников, не несет обычных деловых затрат (на телефонную связь и др.).
Среди доказательств фиктивности деятельности встречаются и экзотические. Так, в ИФНС № 26 по г. Москве поставили на службу финансовый анализ. Рассчитав несколько коэффициентов, например финансовой автономии, рентабельности капитала и продаж, инспекторы пришли к выводу, что сомнительная компания лишь создавала видимость бизнеса, тогда как истинной целью было незаконное возмещение НДС из бюджета. Справедливости ради отметим, что значения коэффициентов были действительно далеки от нормальных.
Похожими расчетами занимаются и в 6-й инспекции, но некоторые ее ноу-хау ставят в тупик. Например, для определения степени финансовой автономии (частное от деления собственных средств на сумму активов) в ИФНС № 6 почему-то делят величину обязательств на сумму основных средств.
Радуют свое начальство дотошностью сотрудники 25-й инспекции. Чтобы доказать, что сомнительная фирма не могла производить и продавать «адаптивные оптические системы», там обратились за помощью в МГУ. А все та же ИФНС № 6 в ходе одной из проверок обзавелась в Минэкономразвития России сведениями о рыночной цене топлива в шести регионах. Они понадобились, чтобы доказать, что вызвавшая у инспекторов подозрения компания не могла получать убыток от торговли бензином, веди она бизнес на деле, а не на бумаге.
Пустые хлопоты вокруг однодневок
Впрочем, иногда усилия налоговиков иначе как сизифовым трудом не назовешь. Пример тому есть в обзоре схем за III квартал 2006 года, где описано, как одна московская инспекция проверяла типичную однодневку - с минимальным уставным капиталом, несуществующим офисом, не сдающую отчетность и т. д. Согласно документам, компания занималась закупкой и перепродажей авиазапчастей. В ходе ревизии инспекторы отправили 35 запросов на встречную проверку ее покупателей - авиакомпаний и аэропортов. Все они до одного подтвердили, что проверяемая компания была их поставщиком, и представили соответствующие накладные.
Кроме того, инспекторы проверили поставщиков самой однодневки, у которых она по бумагам закупала авиазапчасти. Здесь результат был прямо противоположным - ни одну из 14 фирм найти по их адресам не удалось. В итоге всех своих трудов (кроме запросов на встречную проверку инспекторы опросили более десятка свидетелей) инспекция вынесла совершенно бесполезное для бюджета решение. Она постановила, что однодневка не уплатила налог на прибыль и НДС, так как ее покупатели представили документы о произведенных у нее закупках, а доказательств осуществленных организацией расходов не нашлось. Общая сумма доначисленных налогов превысила несколько десятков миллионов рублей. Далее история в обзоре обрывается. Но, наверное, мы не ошибемся, если предположим, что бюджет не получил ни копейки. Не ясно из обзора и то, не возникло ли у проверяющих подозрений, что фиктивными были не только поставщики авиазапчастей, но и сами запчасти. Из чего напрашивается вывод, что выгодоприобретателей от всей схемы нужно было искать среди авиакомпаний и аэропортов.
Причем эта история не уникальна. В другом обзоре мы нашли похожий случай, когда налоговики методично собрали доказательства того, что все поставщики в цепочке являются однодневками. После чего отказали в вычете НДС и предъявили многомиллионные налоговые претензии последней компании в этой цепи - «пустышке» с нулевыми активами. При этом в инспекции, похоже, никого не заинтересовало, что следующим - и конечным - звеном в цепочке фиктивных поставок был крупный металлургический комбинат.
Что в деятельности инспекторов вскоре изменится
Циники заявят, что подобные случаи только на руку налогоплательщикам. Налоговики занимаются распутыванием хитросплетений однодневок и предъявляют им бессмысленные претензии для галочки в отчетности. А у нормальных компаний как следствие меньше шансов попасть на прицел проверяющим. Однако ситуация будет меняться.
Во-первых, Минфин России разработал показатели для оценки налоговиков, которые до конца года должно утвердить правительство. Среди них есть два критерия, которые будут мотивировать налоговиков доначислять только те суммы, которые можно реально взыскать. В противном случае они испортят себе статистику и лишатся премий.
Во-вторых, УФНС по г. Москве недавно предписало инспекторам поменять работу с однодневками. Новая установка такова: нужно сосредоточить усилия на действующих компаниях, которые перечисляют или получают деньги через цепочку подобных фирм. Именно им нужно предъявлять налоговые претензии (подробнее см. стр. 26).
Столичное УФНС требует от подчиненных усилить работу по выявлению выгодоприобретателей, контролируя не только крупные фирмы, но и конечного получателя денег..
Статья получена: Клерк.Ру