Заметим, что приведенные в обзоре схемы не являются чем-то новым. Скорее, наоборот, в последнее время применяются все реже. Некоторые и вовсе устарели в силу изменения законодательства. Например, популярная в прошлом страховая схема экономии на ЕСН и НДФЛ, когда работники получали зарплату под видом ежемесячных выплат по договорам добровольного страхования жизни. О раскрытии этой схемы отрапортовала ИФНС № 15.
В этой стандартной ситуации и способы доказательств были незамысловатые. В другом же случае налоговики применили весьма неординарный прием – опросили сторонние организации о том, сколько в проверяемой компании могло бы работать человек и на основе этих данных доначислили налоги.
А были ли работники?
Инспекторы МИФНС № 49 посчитали, что казино недоплатило почти 1,3 млн рублей ЕСН и взносов на ОПС, а все потому, что в компании, по расчетам налоговиков, должно было работать в четыре раза больше людей, чем официально числилось. В казино в разные периоды было зарегистрировано 15-20 игровых столов. По документам компании общее число сотрудников, обслуживавших это оборудование, варьировалось от 16 до 35 человек. Из пояснений, полученных от других казино, следовало: за смену для организации игры на одном столе необходимо 2-4 человека. Путем нехитрых арифметических вычислений налоговики пришли к неожиданному для компании выводу: обслуживать 15-20 игровых столов должны 80-120 человек (с учетом времени отдыха и отпусков крупье). И доначислили налог (видимо исходя из средней зарплаты «недостающих» работников).
Вероятно, инспекторы даже и мысли не допускали, что игровые столы могли работать не одновременно, да и правила по обслуживанию посетителей в игорных заведениях могут различаться. Вряд ли ошибемся, если предположим, что проверяющие так и не установили имена этих виртуальных сотрудников, как впрочем, и сам факт осуществления им неофициальных выплат. По крайней мере, в обзоре об этом ни слова не сказано.
Необоснованная выгода на службе налоговиков
Ряд упомянутых в документе схем – яркие примеры того, как налоговики трактуют в свою пользу постановление Пленума Высшего арбитражного суда РФ от 12.10.06 № 53 о необоснованной налоговой выгоде. Так, ИФНС № 17 отчиталась о том, что пресекла схему неправомерного возмещения экспортного НДС. При этом налоговики не привели в обзоре прямых доказательств незаконности действий компании. Указанные ими обстоятельства, как-то «общая недобросовестность контрагентов», являются лишь косвенными подтверждениями необоснованной выгоды.
Другой пример. Инспекторы из ИФНС № 31 установили: проверяемая компания (лизингодатель) зарегистрирована по массовому адресу и незадолго до момента совершения лизинговой сделки, все участники сделки – взаимозависимые компании, расчеты между ними проводились через один банк. То есть опять-таки обнаружили косвенные доказательства, перечисленные в постановлении Пленума ВАС № 53. Но вывод был однозначный: поскольку компания показала убыток, значит, экономического смысла в ее деятельности нет. А единственная цель создания – минимизация налоговых платежей.
Ни одного свидетельства того, что хоть один суд подержал инспекторов в их выводах, в документе, разумеется, нет.
Статья получена: Клерк.Ру