Фирмы в условиях конкуренции прилагают немало усилий для завоевания рынка. При этом методы используются самые разные. Какие из них являются рекламой, а какие нет, расскажет статья.
Н.А. Габец, эксперт АГ «РАДА»
Три правила рекламы
Вряд ли найдется бухгалтер, который бы не имел дела с рекламой.
Хотя, возможно, не каждый бухгалтер об этом догадывается. В самом деле, даже самая маленькая «новорожденная» фирма должна как-то заявить о своем существовании. Для этого ей как минимум нужно изготовить щит с указателем, что там-то находится такая-то фирма, которая производит (продает) такую-то продукцию. А этот щит и есть реклама.
Однако с ней не все так просто, как может показаться на первый взгляд. Практика показывает: в различных ситуациях один и тот же вид расходов может то быть, то не быть рекламой. Разобраться в этом бухгалтеру помогут три простых правила.
Правило первое: чтобы расход был рекламой, он должен отвечать всем четырем ее признакам. Они сформулированы в Федеральном законе от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ «О рекламе» (ст. 2):
– реклама – это информация о фирме (человеке), ее товарах, идеях и начинаниях;
– она может распространяться в любой форме и с помощью любых средств;
– информация предназначена для неопределенного круга лиц;
– цель рекламы – вызвать и поддерживать интерес к фирме (человеку), ее товарам, идеям и начинаниям, способствовать их реализации.
В то же время наличие всех четырех признаков является лишь необходимым, но недостаточным условием для отнесения расходов к рекламе. Поэтому надо применить правило второе: при хорошем обосновании почти любой расход можно отнести к рекламе, и наоборот – это зависит от ваших целей и убедительности аргументов. При этом не обращайте внимания на вид затрат, он может быть самым разным: зарплата, товары, работы, услуги, страховка, командировочные и т. д.
Наконец, правило третье: у всякого правила есть исключения.
Визитки
Обмен визитными карточками давно стал нормой при установлении деловых контактов между фирмами. Поэтому их заказывают для руководителей компаний, менеджеров, снабженцев и других специалистов. Куда отнести расходы по изготовлению визиток? Одни считают их рекламой, другие – нет. Чтобы принять взвешенное решение, сравним данные на визитных карточках с эталоном (определением рекламы).
Поскольку владелец визитной карточки представляет свою фирму, визитка косвенно способствует поддержанию интереса к ней, а значит, ее идей, товаров, начинаний. Этот интерес вполне может закончиться подписанием контракта, увеличением реализации.
Содержит ли визитка сведения о фирме? Да, содержит. Однако из названия фирмы нельзя узнать о сфере ее деятельности, продукции, товарах. Визитка несет информацию о ее конкретном должностном лице и способах связи с ним (телефон, факс, электронная почта). Значит, цели у рекламы и визитки разные.
Реклама предназначена для неопределенного круга лиц. А визитки? Их раздают только тем, с кем хотели бы поддерживать контакты, сотрудничать. Следовательно, сферы распространения рекламы и визитных карточек также различны.
Таким образом, у визиток в наличии не все признаки рекламы. Это значит, что расходы на их изготовление нельзя считать рекламными, что подтверждает и арбитражная практика (постановление ФАС Дальневосточного округа от 16 марта 1998 г. № Ф03-А73/98-2/126; постановление ФАС Волго-Вятского округа от 20 января 2000 г. № А28-3750/99-200/11; постановление ФАС Поволжского округа от 4 июня 2001 г. № А55-12388/2000-3; постановление ФАС Северо-Западного округа от 5 августа 2002 г. № А56-4649/02 и др.).
Из того, что визитки не являются рекламой, налоговики и судьи сделали неожиданный вывод: расходы по ним нельзя относить на себестоимость продукции (внутреннее письмо МНС России от 13 января 2000 г. № 02-4-07/6 и постановление ФАС Северо-Западного округа от 14 января 2002 г. № А56-21012/01). Как следствие – НДС по таким расходам фирма не может принять к вычету.
Однако после принятия Налогового кодекса Фемида, поразмыслив, пришла к заключению, что визитки помогают деятельности аппарата управления фирм, а их стоимость можно списать на расходы (постановление ФАС Московского округа от 30 января 2002 г. № КА-А40/71-02 и постановление от 11 февраля 2002 г. № КА-А40/293-02). На тот случай, если Фемида опять передумает, фирме лучше издать приказ с обоснованием необходимости использования визиток в коммерческой деятельности.
Вспомнив второе правило рекламы, при желании можно доказать прямо противоположное. Если визитки изготовили специально для участия в выставке и указали на них реквизиты предприятия, то расходы по ним можно считать рекламными. Одной фирме удалось убедить в этом Арбитражный суд Северо-Западного округа (постановление от 2 октября 2000 г. № Ф56-7944/00). Во всяком случае, подчеркнули арбитры, налоговая инспекция не доказала обратного.
Оформление витрин
Для привлечения клиентов и показа товаров лицом, так сказать, многие фирмы оформляют ими витрины и комнаты образцов. Такая демонстрация товаров является одним из видов рекламы (в наличии все ее признаки). Однако рекламными расходами стоимость выставочных образцов становится не в момент передачи их на экспозицию, а значительно позже.
Со временем экспонаты выгорают, портятся и могут полностью потерять потребительские свойства. Тогда их приходится либо уценивать, либо полностью списывать. Именно в этот момент уценка товаров или их стоимость становятся расходами на рекламу. Причем ими признается лишь та часть уценки, которая превышает торговую наценку фирмы. Иными словами, это сумма снижения себестоимости уцененных товаров.
При создании витрин и дальнейшем списании образцов обратите внимание на оформление документов по данной операции. Начните с издания распоряжения (приказа) руководителя об ассортименте и количестве выставляемых в витринах образцов. На основании распоряжения оформите накладную на внутреннее перемещение товаров. Для этого используйте форму № ТОРГ-13, утвержденную постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. № 132. В товарном отчете внутреннее перемещение покажите отдельно.
Когда принято решение заменить выставленные в витринах образцы другими, вновь издайте приказ – теперь уже на уценку или списание потерявших вид и свойства товаров. В случае уценки товар возвращается на склад по накладной на внутреннее перемещение (форма № ТОРГ-13). Если частичную потерю качества можно исправить, то составьте акт о подработке, подсортировке или перетаривании товара по форме № ТОРГ-20. Результаты уценки оформите инвентаризационной описью-актом (ее форма не утверждена Госкомстатом). В ней укажите старую и новую цену на товар, а также сумму его уценки. На основании этих документов внесите в учет соответствующие записи.
Информация в СМИ
Заявить о себе и своей продукции фирма может, поместив публикацию в прессе, либо заказав рекламный ролик на телевидении или радио. Затраты на публикацию, аудио- и видеозапись, демонстрацию их в эфире относятся к расходам на рекламу. По данному вопросу разночтений нет.
Для списания этих затрат помимо актов выполненных работ и счетов-фактур фирма должна иметь печатные издания с текстом рекламного объявления (номер газеты или журнала), эфирные справки о рекламе на радио и телевидении, кассеты с записью рекламных роликов.
Не так давно фирмы стали рекламировать свои товары через Интернет. Это можно сделать двумя способами: разместив свое объявление за плату на чужом сайте или создав собственный web-сайт. Во втором случае к расходам на рекламу относятся затраты на поддержание сайта: плата провайдеру за место на сервере, оплата услуг программистов по пополнению информации на сайте и тому подобные расходы.
Затраты по созданию web-сайта следует считать нематериальным активом, так как фирма становится обладателем эксклюзивных прав на него. Срок службы такого актива устанавливает сама организация. Его стоимость списывается на расходы через начисление амортизации.
Участие в выставках
Списание расходов на участие в выставке зависит от цели ее посещения – мир посмотреть или себя показать. Если сотрудник пришел на выставку, чтобы узнать о достижениях в конкретной области науки или бизнеса и ценах на товары (работы, услуги), то расходы на ее посещение связаны с исследованием рынка. В налоговом учете их нужно отразить в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 27 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Ситуация в корне меняется, если на выставке сотрудники представляют стенд и продукцию своей фирмы. Цель такого участия – расширение рынка сбыта товаров и установление новых деловых контактов. При этом круг посетителей выставки и их число не ограничены и заранее не известны. Так что налицо все признаки рекламы.
Из каких же расходов складываются затраты на участие в выставке? Прежде всего, из аренды площадей выставочного комплекса. Однако единодушия по поводу отнесения арендной платы к расходам на рекламу нет. По мнению Минфина России, арендная плата в этом случае не относится к расходам на рекламу и не облагается налогом на нее. Свою позицию Минфин изложил в ответе на частный запрос от 16 марта 2001 г. № 04-05-17/7, впрочем никак ее не объясняя.
Управление МНС России по г. Москве имеет на этот счет противоположную точку зрения. В своем письме от 29 ноября 2001 г. № 06-12/6/54949 оно указало, что расходы фирм по аренде площадей на выставках относятся к рекламным и облагаются соответствующим налогом. По-нашему мнению, это справедливо, ведь выставка проводится с рекламной целью. Следовательно, все расходы на участие в ней относятся к рекламным.
Важной составляющей расходов по организации выставки являются затраты по созданию стенда фирмы. Оно начинается с дизайн-проекта и заканчивается изготовлением павильона, стеллажей, витрин и т. д. Это удовольствие не из дешевых. Поэтому, прежде чем списывать затраты, определитесь, сколько времени эти объекты прослужат вашей фирме. Если вы намерены использовать их неоднократно и в течение более чем 12 месяцев, то стенд и прочие объекты нужно учесть в составе основных средств. По ним придется начислять амортизацию в случае, если стоимость каждого объекта превышает 10 тысяч рублей. При этом расходом на рекламу будут амортизационные отчисления по таким объектам.
Зачастую выставки проходят в других городах или за рубежом. Поэтому стенд необходимо перевезти на выставку, затаможить и растаможить, доставить обратно. Все эти расходы также следует считать рекламными.
Сотрудникам для участия в выставке оформляется командировка. Некоторые бухгалтеры, не долго думая, списывают расходы на такие командировки в обычном порядке – в соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 264 НК РФ. А между тем это не простая командировка, а поездка, связанная с проведением рекламной кампании. Так что все затраты на нее следует включить в состав рекламных расходов.
Презентации
Расходы на проведение презентаций также нельзя квалифицировать однозначно. Они могут различаться в зависимости от цели проведения презентации.
Когда фирма устраивает презентацию по случаю своего юбилея, например приглашая на праздник конкретных гостей, то большинства признаков рекламы у такого мероприятия нет. Подобные презентации обычно устраиваются в ресторанах, банкетных залах, кафе, и расходы на их проведение относятся к представительским.
Если же презентация устраивается с целью объявить о создании нового предприятия (магазина, ресторана, центра развлечений, спортивного комплекса и т. д.) или представить новую продукцию, то расходы на нее следует считать рекламными. Такие мероприятия проводятся на площадях, стадионах, в клубах и других местах массового скопления людей. Это, как правило, красочные шоу с раздачей рекламной продукции и образцов товаров.
Для привлечения внимания потенциальных покупателей к своей продукции на презентациях часто устраивают конкурсы. Победителям в них вручаются призы. Их стоимость также является расходом на рекламу (п. 4 ст. 264 НК РФ). При этом проведение конкурсов должно быть оформлено распоряжением руководителя фирмы, положением о правилах конкурса, планом рекламной акции.
Непостоянство и противоречивость рекламы создают бухгалтерам много проблем. Поэтому обращаться с ней надо очень осторожно. Относить расход к рекламе или нет, бухгалтеру каждый раз придется решать самому, исходя из конкретной ситуации и призвав на помощь здравый смысл.
Статья получена: Клерк.Ру