Т. Давыдкина
«Наша фирма производит двигатели. Помимо гарантийного ремонта мы проводим еще и послегарантийный. Подскажите, есть ли какие-нибудь особенности его учета и налогообложения?» Такое письмо пришло нам в ответ на статью «Льгота по гарантийному ремонту: выгоды и недостатки» (опубликована в октябрьском номере за 2005 год). Отвечаем.
Определяем вид ремонта
Обеспечивать покупателей услугами по гарантийному и послегарантийному ремонту многие фирмы-производители предпочитают самостоятельно. И первое, что приходится решать, принимая изделие в ремонт, – это за чей счет фирма будет его делать: за свой (если гарантия на изделие не закончилась) или за счет покупателя (если это послегарантийный ремонт).
Казалось бы, определить это достаточно просто: нужно посмотреть в гарантийном талоне отметку о дате продажи изделия. Если предусмотренное в договоре время гарантийного обслуживания истекло, покупателю придется раскошелиться на замену деталей и оплату работы. Но имейте в виду: это правило работает не всегда, например, если гарантийный срок составляет менее двух лет. В этом случае, независимо от установленного производителем срока гарантии, покупатель может рассчитывать на бесплатное исправление недостатков в течение двух лет с момента покупки изделия. Но только при одном условии: если сможет доказать, что недостатки возникли до передачи изделия в эксплуатацию или по причинам, возникшим до этого момента (п. 5 ст. 19 Закона от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителя»). Установить, кто виноват в поломке товара, поможет экспертиза.
Особый документооборот
На ремонт изделий, как правило, заключают договор. Одно из важных условий, которое нужно в нем предусмотреть, – то, что стоимость и вид ремонта будут определены после экспертизы. Ведь, как правило, без нее невозможно определить вид неисправности, особенно для технологичных изделий.
Не забудьте указать в договоре, кто, за чей счет и на каких условиях будет делать экспертизу. Иногда производители проводят ее своими силами, а иногда – привлекают сторонние организации. При этом производители могут взять оплату расходов на себя (для большей коммерческой привлекательности), а могут возложить на покупателя. Если стоимость экспертизы значительна, ее выполнение можно оформить отдельным договором.
По результатам экспертизы составляют дефектную ведомость (перечень неисправностей изделия) и калькуляцию затрат на ремонт. И вместе с протоколом согласования цены отправляют их заказчику. Если заказчик не согласен с ценой ремонта, он вправе отказаться от него. Тогда ему выставят счет за экспертизу.
Если заказчик с ценой согласен, ему выставляют счет за услуги и открывают заказ на ремонт. Для этого составляют служебную записку, в которой указывают название изделия, вид ремонта, номер договора и прочие идентификаторы. На основе записки составляют наряд-заказ на ремонт. Он нужен, чтобы учесть, кто из сотрудников производил ремонт, сколько времени затратил, какие использованы материалы и т. д. Наряд-заказ будет подтверждением фактических затрат.
Внутреннее перемещение изделия со склада в цех на ремонт (экспертизу) и обратно оформляют накладной на внутреннее перемещение (форма № ТОРГ-13).
Когда изделие отремонтировано, с заказчиком подписывают акт о выполнении услуг. Акт подтвердит, что заказчик работу принял.
Принимаем заказ
Ремонтируемые изделия фирме-производителю не принадлежат. Поэтому для того, чтобы правильно составить первичные документы, при приемке изделий нужно уточнить у заказчика наименования изделий, а также их количество и стоимость.
Обычно заказчик указывает эти данные в накладной, которую привозит с собой. На ее основе составляют акт приема товарно-материальных ценностей на ответственное хранение (форма № МХ-1, утв. постановлением Госкомстата от 9 августа 1999 г. № 66). Обычно заказчики передают неисправные изделия в ремонт по остаточной стоимости, числящейся у них в бухучете. А она может равняться и нулю. Обратите внимание: нулевую стоимость все равно нужно указать в акте. После того как акт составлен, изделие передают на склад фирмы.
Учет поступивших в ремонт изделий ведут на забалансовом счете 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение» – по полной стоимости, без выделения НДС.
Разделяем учет
Послегарантийное обслуживание для фирмы-производителя является дополнительными услугами. Доходы и расходы по ним нужно учитывать отдельно от производственных. Если экспертизу проводим своими силами, то расходы собираем на счетах учета затрат на производство. Так, если экспертизу проводит лаборатория, которая является вспомогательным подразделением, используем счет 23 субсчет «Послегарантийный ремонт». Если привлекаем стороннюю организацию, – счет 20 субсчет «Послегарантийный ремонт» в корреспонденции со счетами расчетов (60, 76). Для обособленного учета затрат на ремонт откроем к счету 20 субсчет «Послегарантийный ремонт».
Пример
Затраты на ремонт двигателя у ОАО «Машстрой» на основании калькуляции составили: запчасти – 10 000 руб., зарплата сотрудникам – 5000 руб., налоги и взносы с фонда оплаты труда – 1330 руб. Затраты на экспертизу, выполненную лабораторией, – 1000 руб. Итого себестоимость произведенного ремонта – 17 330 руб.
Дебет 20 субсчет «Послегарантийный ремонт»
Кредит 10
– 10 000 руб. – списана стоимость запчастей, использованных для ремонта;
Дебет 20 субсчет «Послегарантийный ремонт»
Кредит 70
– 5000 руб. – начислена зарплата сотрудникам за ремонт изделий;
Дебет 20 субсчет «Послегарантийный ремонт»
Кредит 68, 69
– 1330 руб. – начислены налоги и взносы с зарплаты сотрудникам;
Дебет 20 субсчет «Послегарантийный ремонт»
Кредит 23 субсчет «Послегарантийный ремонт»
– 1000 руб. – учтены затраты на экспертизу.
Обосабливаем доходы
Доходы за услуги по послегарантийному ремонту относятся к доходам по обычным видам деятельности (ст. 5 ПБУ 9/99, ст. 249 НК). Для обособленного учета доходов к счету 90 можно открыть субсчет «Послегарантийный ремонт».
Пример
ОАО «Машстрой» получило оплату за послегарантийный ремонт от ООО «Цветик» в сумме 26 550 руб. (включая 18% НДС – 4050 руб.). Ремонт произведен, акт об оказании услуг подписан.
Дебет 51 Кредит 62
– 26 550 руб. – получена оплата от заказчика;
Дебет 62 Кредит 90-1 субсчет «Послегарантийный ремонт»
– 26 550 руб. – начислена выручка за услуги по ремонту;
Дебет 90-3 субсчет «Послегарантийный ремонт»
Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– 4050 руб. – начислен НДС для уплаты в бюджет;
Дебет 90-2 субсчет «Послегарантийный ремонт»
Кредит 20 субсчет «Послегарантийный ремонт»
– 17 330 руб. – списана себестоимость произведенного ремонта;
Дебет 91-9 субсчет «Послегарантийный ремонт»
Кредит 99
– 5170 руб. – отражена прибыль.
Возвращаем изделие
Отремонтированное изделие выдают представителю заказчика. Обычно он получает его на основании доверенности. Он же подписывает составленный фирмой-производителем акт о возврате изделия, находящегося на ответственном хранении. То есть обратный акту приема товарно-материальных ценностей на ответственное хранение. На основании этого акта отремонтированные изделия можно списать со счета 002 односторонней проводкой.
Внимание: стоимость изделия за время ремонта не увеличивается. Поэтому списываем со счета 002 изделие в сумме, по которой приняли его на ответственное хранение.
внимание
Ремонт изделий, по которым гарантийный срок обслуживания не истек, тоже может попасть в разряд «послегарантийного». То есть такого, при котором заказчик будет оплачивать его за свой счет. Это произойдет, если экспертиза установит, что в поломке виноват сам покупатель.
внимание
Списать затраты на починку изделий за счет созданного резерва на гарантийный ремонт нельзя – поскольку гарантийный срок уже прошел и сумму неиспользованного резерва бухгалтер обязан был включить в доходы соответствующего периода.
В налоговом учете НДС на сумму реализации услуг по гарантийному ремонту не начисляют (подп. 13 п. 2 ст. 149 НК). Поэтому НДС со стоимости запчастей, использованных для ремонта, приходится восстанавливать. На послегарантийный ремонт эту льготу применить нельзя. Поэтому на выручку от услуг налог начисляем (п. 1 ст. 146 НК) и сумму НДС по материалам, направленным для послегарантийного ремонта, не восстанавливаем.
Настоящая энциклопедия для бухгалтера!
Система «ПОМОЩНИК БУХГАЛТЕРА» включает нормативно-правовые документы, комментарии, консультации, справочные и другие материалы, необходимые в работе.
Обращайтесь по тел.(812) 740-78-96, portal@kodeks.ru
Статья получена: Клерк.Ру