Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Бизнес и финансы » Бухгалтерия и аудит » «Мелочный» учет

 

«Мелочный» учет

 

 

Материал предоставлен журналом "Расчет" /

Наталия ЗАЙЦЕВА

Телефонные аппараты, факсы и калькуляторы, стулья, тумбочки и корзины для мусора, всевозможная канцелярская мелочь вроде жестких папок и лотков для бумаг со сроком службы больше года и стоимостью меньше десяти тысяч рублей - в бухучете, как ни крути, основные средства. Но если ставить все это на счет 01 и держать там в течение срока службы, оформляя всю необходимую первичку, то у бухгалтера ни на что другое времени не останется. Можно ли безболезненно игнорировать эти правила?

Простые истины...

Как известно, в бухучете основные средства – это все способное приносить доход имущество, которое фирма использует в производстве либо для управленческих нужд, со сроком службы больше года (п.

загрузка...

 

 

4 ПБУ 6/01). Если оно стоит меньше десяти тысяч или другого закрепленного в учетной политике лимита, его стоимость в момент ввода в эксплуатацию можно сразу списать на затраты (п. 18 ПБУ 6/01). Но основным средством оно от этого быть не перестает. А значит, всю малоценную мелочевку нужно ставить на счет 01. Более того, является она неамортизируемыми основными средствами и в налоговом учете, хотя ее стоимость и списывают сразу как косвенные расходы (п. 1 ст. 257, подп. 3 п. 1 ст. 254 НК).

...которыми пренебрегают

Однако предложение учитывать малоценную, но многочисленную мелочь на 01-м счете вызывает у многих бухгалтеров недоумение. «Это же абсурд! Представьте, сколько у нас недорогих телефонов, модемов, факсов, мониторов, принтеров, дешевой мебели и всяких канцелярских принадлежностей больше года служит! И что же, я на каждый такой предмет стану акт приема-передачи писать, устанавливать срок службы, заводить инвентарную карточку? А потом еще отслеживать его судьбу и при выбытии акт на списание составлять? Да даже несмотря на то что в программе эти бумаги оформлять недолго, я только этим и буду заниматься! И во что у меня 01-й счет превратится, если ставить на него всю эту мелочь?» – те, кто так рассуждает, налаживает учет малоценки по-своему. Практика выработала несколько способов.

«Народные» способы и их последствия

«А, чего уж там мелочиться!» – решают некоторые и списывают стоимость приобретенной малоценки сразу на счета затрат в корреспонденции со счетом расчетов с поставщиками. Другие все же «мелочатся», но не очень – учитывают малоценку не как основные средства, а как материалы. Это порядком облегчает работу, ведь на счете 10 учет проще, чем на счете 01. Поставили на счет 10, затем списали на счета затрат и забыли. И никаких актов приема-передачи, определения срока полезного использования, ведения инвентарных карточек до выбытия имущества и составляемых при этом актов его списания. Достаточно приходного ордера (его даже можно просто поставить на накладной от поставщика в виде штампа), а затем при списании в производство – того же требования-накладной (форма № М-11).

Оправдание таким действиям и те и другие находят в ПБУ 1/98 «Учетная политика организации» и в Положении по ведению бухучета (приказ Минфина от 29 июля 1998 г. № 34н) в виде требования рациональности учета. А какая может быть рациональность, если затраты на учет мелочевки несоразмерны с пользой от него.

Однако в первом случае имущество получается неоприходованным вообще – в фирме списали на затраты стоимость основных средств, которых на счете 01 и в помине не было. Во втором случае имущество оприходовано, но неверно – как материалы. С точки зрения бухучета это в некоторых обстоятельствах может пройти для фирмы безболезненно (например, когда бухучет в фирме ведут исключительно «для налоговой», а руководство и учредителей он по каким-то причинам не интересует). А вот в том, что касается налогов, фирма может пострадать.

Дело в пункте 1 статьи 172 Налогового кодекса. Там сказано, что заплаченный в цене приобретенных основных средств НДС можно поставить к вычету после принятия их на учет. Из этого в налоговой службе делают вывод, что вычет НДС возможен только в момент постановки имущества на счет 01 (письмо МНС от 28 июля 2004 г. № 03-1-08/1876/14). Между тем от того, что основные средства в фирме учитывают как те же материалы, они основными средствами быть не перестают. Поэтому при желании инспекторы могут снять вычет НДС по всем малоценным основным средствам, которые на счет 01 в вашем учете не попали.

НДС – не единственный налог, который инспекторы могут доначислить фирме. Еще одним может стать налог на прибыль. Пункт 20 статьи 250 Налогового кодекса предписывает включать в налоговом учете во внереализационные доходы стоимость излишков, выявленных при инвентаризации. Если проверяющие ее проведут, то на стоимость всего обнаруженного имущества, которое является основными средствами, но не числится в качестве таковых на счете 01, они могут начислить фирме налог. Тот факт, что их стоимость вы уже списали минуя 01-й счет, доказать будет сложно. Ведь ставя основные средства на счет 01, вы заводите на каждый объект инвентарную карточку и присваиваете ему номер. Материалы же «обезличены» – попробуйте докажите, что в оформляющих их поступление и движение первичных документах речь идет именно вот об этом конкретном мониторе! Может быть, тот вы уже давно выбросили, а это какой-то другой, неучтенный, просто той же марки. А уж если вы даже на 10-й счет малоценку не ставили, то убедить проверяющих в том, что никакие это не «излишки», будет еще сложнее.

Впрочем, на одном из семинаров, где побывал наш корреспондент, замруководителя Управления налогообложения прибыли ФНС Олег Хороший сказал, что в принципе подобных претензий у налоговых инспекторов в подобных ситуациях быть не должно. Правда, это свое утверждение никак не объяснил. К тому же не все инспекторы на местах рассуждают так же, как их начальство в налоговой службе. Логику проверяющих «нет актов ввода в эксплуатацию и инвентарных карточек – нет относящегося к основным средствам имущества» одной фирме уже пришлось опровергать в суде. Причем удалось ей это сделать, только когда ее спор с налоговиками дошел до кассационной инстанции (постановление ФАС Северо-Западного округа от 11 февраля 2005 г. № А56-19574/04).

Что Минфин прописал и чем это чревато

В Минфине, решив упростить бухгалтерам жизнь, предложили такой способ учета малоценки, который тоже чреват налоговыми неприятностями – правда, уже несколько иного рода.

Через несколько месяцев после того, как в пункте 18 ПБУ 6/01 появилось разрешение сразу списывать стоимость малоценных основных средств на затраты, в Минфине растолковали, как, по их мнению, это нужно делать. В письме от 18 октября 2002 г. № 16-00-14/ 403 чиновники предложили отражать эту операцию по дебету счетов затрат и кредиту счета 01. То есть полностью списывать основное средство с баланса.

Если инспекторы проведут инвентаризацию, то счесть малоценку излишками они в этом случае уже не смогут. Хоть имущество и списано со счета 01, но заведенные при постановке на этот счет инвентарные карточки в фирме должны были остаться (первичку подп. 8 п. 1 ст. 23 НК обязывает хранить четыре года).

То, что имущество у фирмы есть, а на балансе его нет, довольно безболезненно до тех пор, пока с этим имуществом ничего не происходит. Единственный минус – имущество «пропадает» из виду, и не чистые на руку работники запросто могут незаметно его растащить. Впрочем, как раз для того, чтобы этого не произошло, пункт 18 ПБУ 6/01 требует организовать контроль за дальнейшим движением списанных объектов. Под ним, видимо, нужно понимать ведение количественного учета таких основных средств. Кто-то заводит на бумаге или в учетной программе журнал с их списком, кто-то пользуется все той же инвентарной карточкой по форме № ОС-6. В общем, бумажная канитель все равно остается, а работа по сравнению с учетом малоценки на счете 01 намного проще не становится, так что нередко это требование ПБУ игнорируют.

Другие минусы обнаруживаются, когда в судьбе имущества наступают перемены. Тогда бухгалтер сталкивается со странной ситуацией: фирма продает, ремонтирует, модернизирует, сдает в аренду (например, факс и телефон вместе с помещением) или даже вносит в уставный капитал учрежденной «дочки» имущество, которого у нее на балансе нет. А те, кто списывает малоценку через 10-й счет, ломают голову над вопросами вроде «Бывает ли модернизация материалов?». Но еще больше поломать голову им приходится, когда пришедшие с проверкой инспекторы спросят: а что это в «налоговых» расходах фирмы делают затраты на ремонт имущества, которого у нее на момент этого самого ремонта, судя по данным учета, уже не было? И что это за расходы на покупку картриджей для принтера, которого на балансе нет? Впрочем, проверяющие могут и ничего не спрашивать, а просто исключить такие расходы из расчета налоговой базы.

Правильно и безопасно, но трудоемко

Ничего такого не произойдет, если списывать с 01-го счета в расходы не имущество, а его стоимость. Сам же объект при этом нужно держать на счете основных средств по нулевой стоимости до выбытия. Кстати, пункт 29 ПБУ 6/01, перечисляя причины выбытия – в результате продажи, безвозмездной передачи, морального или физического износа, ликвидации, передачи в виде вклада в уставный капитал, – о такой, как полный перенос стоимости имущества на расходы, не упоминает.

То есть методологически правильно все-таки списывать стоимость малоценки на расходы через счет 02 «Амортизация основных средств». Это подтверждает и тот факт, что разрешение списывать всю стоимость основных средств стоимостью до десяти тысяч рублей в момент ввода в эксплуатацию находится в тех разделах ПБУ 6/01 (п. 18) и методичек Минфина по бухучету основных средств (п. 53, утв. приказом Минфина от 13 октября 2003 г. № 91н), которые устанавливают порядок амортизации основных средств.

Увы, этот способ хоть налоговыми неприятностями и не грозит, но возвращает бухгалтера к тому, от чего тот хочет уйти – к полноценном учету малоценки на счете 01 в качестве основных средств с оформлением всей первички.

Золотая середина

Как свести налоговые риски к минимуму и при этом не делать бессмысленной работы? Выделяйте из всей малоценки ту, которую можно совершенно безболезненно не ставить на 01-й счет, а списывать через 10-й. Это просто. Ведь очевидно, что инспекторы, даже если захотят провести инвентаризацию, вряд ли станут пересчитывать жест-кие папки, дыроколы, корзины для бумаг, калькуляторы и им подобную мелочевку. Наверняка не захотят проверяющие и выяснять, какой у них срок полезного использования и превышает ли он год (для того чтобы доказать, что это основное средство и снять вычет по НДС). С еще меньшей вероятностью такое имущество потребует ремонта и уж тем более модернизации. Продавать его после месяца-другого использования тоже наверняка никому в голову не придет. Поэтому вероятность, что вы столкнетесь с налоговыми неприятностями и учетными неудобствами от того, что не станете ставить их на счет 01, невелика.

А вот на имущество посерьезней вроде принтеров, факсов, тумбочек и стеллажей проверяющие уже вполне могут обратить внимание. Кроме того, все это часто требует ремонта или модернизации. Руководство может решить его продать или внести в уставный капитал дочерней фирмы. Так что такое имущество лучше ставить на 01-й счет и держать там до выбытия. Если вы поступите иначе, то еще не факт, что в итоге упростите себе учетную работу, а кроме того, выгода от упрощения может оказаться несравнимой с налоговыми претензиями.

Закреплять ли такое деление малоценки и его критерии в учетной политике – дело ваше. В принципе без этого вполне можно обойтись, ведь в случае с мелким имуществом нарушение правил бухучета проверяющие вряд ли заметят.


Статья получена: Клерк.Ру
загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "«Мелочный» учет":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Обзор программы Линк Учет 2.1

На страницах интернет-издания SEONEWS продолжается публикация материалов, посвященных программным продуктам, связанным с работой над ссылочным ранжированием сайта. Сегодня вниманию читателей предложена программа “Линк Учет 2. 1”.

» Продвижение и оптимизация - 1987 - читать


Оценка исходящих ссылок для подсчета PR с учетом не проиндексированных.

Введение Отбор и упорядочивание результатов по запросам для трех миллиардов гипертекстовых документов, которые составляют веб-граф G(V,E), представляется работой крайне трудной, вместе с тем, очень важной. Анализу ссылочного ранжирования отводится главная роль в статье. Постепенное разрастание и динамическая природа веб-графа вынуждают проводить анализ ссылочного ранжирования, основываясь на схемах ранжирования, подобных PageRank.

» Продвижение и оптимизация - 3156 - читать


Преимущества и недостатки программ для учета и мониторинга ссылок

Общеизвестно, что для продвижения сайтов зачастую не хватает регистрации в каталогах, обмена ссылками и внутренней оптимизации сайта. Что уж тут говорить о высококонкурентных запросах... В рамках современного SEO-рынка получила популярность покупка и продажа ссылок, главным образом, с главных и внутренних страниц.

» Продвижение и оптимизация - 4671 - читать


Учет сетевого трафика с&nb p;помощью бесплатных инструментов

В настоящее время существует большое количество систем учета трафика, распространяемых как на коммерческой основе, так и бесплатно. Для администратора сети (неважно — коммерческой или нет) всегда существовала проблема соразмерности стоимости системы и набора функций, которые она может выполнять. Конечно, оптимальными по ценовому параметру являются системы с открытым кодом.

» Интересное в сети - 2191 - читать


Банковский учет — пример ответственности

Материал предоставлен журналом "Расчет" / Банковская бухгалтерия — особое направление в учете. Точность и аккуратность здесь в двойной цене — бухгалтеры, оперирующие миллионными суммами, права на ошибку попросту не имеют. Поделиться с читателями «Расчета» некоторыми секретами своей работы согласились главные бухгалтеры трех московских банков.

» Банки и кредиты - 3466 - читать



Статья на тему Бизнес и финансы » Бухгалтерия и аудит » «Мелочный» учет

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru