Российская налоговая система хронически больна. Быть может, неизлечимо, поскольку четыре года реформ так и не пошли ей на пользу. Если, конечно, не считать массы полезных и приятных вещей, которыми сумели за время реформирования обзавестись мытари.
Лишний раз этот печальный вывод подтверждает вчерашняя пресс-конференция трех министров, посвященная продолжению налоговой реформы. Формально она была посвящена ответам на вопросы журналистов по результатам совместной коллегии Минфина и Минэкономразвития, прошедшей в пятницу, 19 марта.
Реально же чиновники в три руки нарисовали печальную картину торжества коррупции и несправедливости.
В любом учебнике по налогообложению можно прочитать о как минимум трех основных функциях налогов – фискальной, распределительной и стимулирующей. Правда, существование первой из них отрицается многими теоретиками. По их мнению, налоги имеют фискальный характер, а их функции в экономике – стимулировать образование национального дохода и оптимальным образом перераспределять его часть в соответствии с потребностями общества.
Нелишне отметить – при всем почтении к фиску, – что все-таки стимулирующая и распределительная функции налогов имеют наибольшее общественное значение. С этой точки зрения реформа посылает налогоплательщикам смешанные стимулы. Во всем мире центр тяжести налоговой политики переносится с производства на потребление, чтобы стимулировать экономический рост и накопление, а также ограничить непроизводительные траты. Установление плоской шкалы подоходного налога, регрессионная шкала ЕСН, отмена инвестиционной льготы по налогу на прибыль, привязка НДПИ к мировым (!) ценам на нефть – все это признаки того, что Россия вновь идет своим путем.
Путь этот все больше напоминает кривую дорожку – по крайней мере, в том, что касается исполнителей. И власть предержащие готовы расписаться в собственном бессилии.
«Перейти к дифференцированной схеме налогообложения недр крайне необходимо, поскольку это позволит вовлечь в оборот менее рентабельные скважины, – заявил в понедельник глава Минэкономразвития Герман Греф. – Наработаны очень интересные материалы, но мы пришли к выводу, что на сегодняшний день система администрирования, уровень которой недостаточно высок, не позволяет вести такое администрирование без потери прозрачности».
В переводе на русский язык это означает, что коррупция и взяточничество поразили фискальный аппарат сверху донизу. Власти проще стричь всех налогоплательщиков под одну гребенку, выхолащивая тем самым стимулирующую функцию налогов, нежели противостоять алчности мытарей. И никакое преобразование МНС в ФНС ничего не изменит.
Относится это, кстати сказать, не только к налогообложению недропользователей. НДС, один из основных доноров федерального бюджета, также стал площадкой борьбы с криминалом. Ради роста его собираемости власти готовы идти даже на, мягко говоря, экзотические с экономической точки зрения меры. Например, на введение НДС-счетов. Эта идея под давлением здравого смысла отложена до 2005 г., но не отвергнута.
«В случае, если болезнь окажется более глубокой, чем мы себе представляли, не исключено, что нам придется вернуться к этой теме, – прокомментировал ситуацию с НДС-счетами министр финансов Алексей Кудрин. – Пока, повторяю, мы ее отложили».
По сути НДС-счета представляют собой вариант конфискации денег налогоплательщика. В Минфине полагают, что только таким суровым способом можно пресечь использование схем. На самом деле в рамках действующего законодательства вполне можно бороться и с фирмами-однодневками, и с лжеэкспортом, и с необоснованными льготами по капитальному строительству. Но собирать налоги мешает Ее Величество Взятка.
По большому счету, высокий уровень коррупции в налоговой сфере – признак того, что налогообложение является чрезмерно обременительным для бизнеса, а оказываемые государством публичные услуги недостаточны для налогоплательщиков. Через уродливый механизм взятки компании минимизируют издержки, поскольку использованиелегальных способов минимизации и разрешенных законом льгот чревато – при определенных условиях – перемещением в «Матросскую Тишину». Бессмертное «уж лучше грешным быть, чем грешным слыть» служит в этом случае достаточным самооправданием. И пока административная реформа ограничивается дележом портфелем и перераспределением функций, при котором на место одного столоначальника приходят три, ничего не изменится.
Отдел экономики RBCdaily
Иван Трегубов
Статья получена: Клерк.Ру