В тесте участвуют автомобили: Toyota Supra
Тoyota Supra способна сделать сумасшедшим любого
Многие владельцы Toyota Supra испытывают три стадии наслаждения от этого замечательного купе. Первую вызывает внешность. Далее приятные эмоции накатывают, как только усаживаешься в спортивное кресло и закрываешь за собой дверь. Ну а третья накрывает при запуске 6-цилиндрового рядного двигателя объемом 3,0 л. Во многом именно благодаря ему Toyota Supra, выпускавшаяся с 1993 по 2002 год, и заслужила свою славу.
Многие Toyota Supra попадают в Россию из Японии и соответственно имеют «неправильный» правый руль. Но нужно отметить, что Supra продавалась не только в Стране восходящего солнца, но и в Европе и США. В Старом Свете, правда, эта машина пользовалась не самым большим спросом, поэтому если хочется иметь не «бегавшую» по нашим дорогам Supra с левым рулем, лучше ее заказывать из Америки (это обойдется на $1000—3000 дороже, чем покупка «японки»). Тем более из США можно привезти автомобиль с двигателем мощностью 330 л.с., в то время как Supra из Японии имели максимум 280 л.с.
К тому же реже встречаются Supra со снимаемой центральной частью крыши (версия Aero Top).
Первое, что надо проверить при покупке Toyota Supra, это состояние кузова. Из-за своей спортивной направленности и огромного количества «лошадей» под капотом они очень часто попадают в аварии. Поэтому если не удается найти небитый экземпляр (поверьте, они бывают), а иметь это чудо автомобилестроения очень хочется, то стоит остановиться на машине, которую восстанавливали правильно и с соблюдением всех требований. Когда же видно, что кузов был отремонтирован кое-как, от приобретения автомобиля надо сразу отказаться, несмотря ни на какие уговоры продавца. Кстати, проверьте, чтобы сзади было огромное антикрыло, ведь оно вовсе не продукт самостоятельной доработки — на скорости свыше 150—180 км/ч крыло реально помогает в управлении, прижимая заднюю ось к асфальту (Supra как-никак заднеприводная). Кстати, этот самый спойлер внутри полый — это сделано специально для максимального облегчения веса автомобиля.
На пределе
Большинство Toyota Supra имели атмосферный вариант 3-литрового двигателя мощностью 224 л.с. Благодаря такому «табуну» Supra может без особого напряжения преодолевать рубеж в 200—220 км/ч, а до «сотни» разогнаться за 6,5 с. Результат просто прекрасный, но еще более быстрые секунды показывают автомобили с 3-литровыми турбированными двигателями. Они бывают двух вариантов — либо для японского, либо для европейского или американского рынка. Моторы машин, привезенных из Страны восходящего солнца, выдают «всего» 280 л.с. «Американцы» с «европейцами» имеют под капотом уже 330 л.с. Ограничитель скорости у них срабатывает на 250 км/ч (впрочем, при желании электронику несложно обмануть, и тогда максимальная скорость возрастает примерно до 280—290 км/ч). Но повторим еще раз — турбированные Supra встречаются достаточно редко, да и цена их на несколько тысяч долларов больше, чем атмосферных аналогов. Кроме того, не надо забывать, что к настоящему моменту турбины (а их в самых мощных машинах аж две штуки) могут быть не в лучшем состоянии, что повышает риск дорогостоящего ремонта ($500—2000). Поэтому иногда $3000—5000, которые нужно переплатить за 280- или 330-сильную машину, лучше потратить на грамотную переделку атмосферного силового агрегата, в результате чего он станет не только мощнее, но и надежнее. Хотя с надежностью 3-литрового двигателя серии 2JZ-GE (2JZ-GTE для турбированного мотора) нет никаких проблем. По словам мастеров, если бы владельцы Supra ездили аккуратно и не «раскручивали» постоянно двигатель на всю катушку, то он без проблем служил бы 500—700 тыс. км, а может, и больше! А какой хозяин мощной Toyota Supra будет спокойно ездить по дороге и беречь мотор? А никакой! Этому автомобилю самой судьбой предопределено очень часто работать на пределе своих возможностей.
Красная зона
Здесь стоит отметить, что силовой агрегат Toyota даже при эксплуатации в жестком режиме показывает чудеса надежности. Если у многих других спорткаров часто капремонт двигателя приходится делать уже через 100 тыс. км, то мотор Supra даже у агрессивного водителя при правильной эксплуатации способен работать больше 250—300 тыс. км. Конечно, надо регулярно менять масло (лучше это делать каждые 7 тыс. км), постоянно следить за температурой мотора и так далее. Последний совет дается не по привычке. Моторы Toyota Supra могут закипать из-за жесткого режима работы. Если перегрев будет серьезным, наверняка придется ремонтировать движок с притиркой «головы» (это будет стоить в общей сложности $300—600). Но если водитель вовремя заметит приближение к критической температуре, то удастся избежать больших затрат, ограничившись заменой прокладок и сальников ($100—250 в зависимости от объема выполняемых работ). Кстати, здесь же надо отметить, что на машинах старше 5—8 лет может выйти из строя температурный датчик, но его замена будет стоить не слишком дорого — $30—50.
Расход топлива при более-менее спокойной городской езде составляет около 17—20 л на 100 км пути. Причем надо помнить, что автомобиль с атмосферным мотором требует «95-го» бензина, а вот турбированным агрегатам нужен только «98-й». Если же Supra начинает совершенно необоснованно пожирать по 30 л, то скорее всего вышел из строя кислородный датчик. А это $150—180. Много, конечно, но на некоторых других «японцах» он обходится примерно вдвое дороже. Свечи зажигания компания «Toyota» рекомендует устанавливать платиновые ($15—20 за каждую), но на нашем «95-м» или «98-м» бензине с большим количеством присадок их хватает ненадолго. Поэтому многие владельцы автомобилей предпочитают покупать обычные свечи по $30—50 за комплект из шести штук. А вот ремень ГРМ с роликом лучше брать фирменный, тем более что они служат по 100 тыс. км, а цена их не слишком высокая — весь набор обойдется примерно в $100—120 (за работу придется отдать еще столько же).
По тормозам!
Несмотря на имидж, многие Toyota Supra оснащены 4-ступенчатой автоматической коробкой передач. Мнения по поводу этой трансмиссии расходятся. Одни считают, что для спортивного автомобиля такая коробка не самый лучший выбор, другие же голосуют за «автомат». Последние мотивируют свой выбор тем, что АКП, устанавливаемые на Supra, настроены на спортивную езду и задержки при переключении скоростей здесь минимальны. Кроме того, автомобили с «автоматами» имеют меньше проблем с двигателями, которые в этом случае сложно «перекрутить», да и про удобство управления такой машиной в городе тоже нельзя забывать. В «убитом» состоянии автоматические коробки способны вытянуть из кошелька весьма приличные суммы денег, поэтому их проверке надо уделять повышенное внимание (хотя после 200—250 тыс. км ремонт «автомата» на Toyota Supra практически неизбежен, ведь он, как и двигатель, часто работает в экстремальном режиме).
Механические коробки бывают 5- или 6-ступенчатыми. В принципе особой разницы между ними нет. По своему ресурсу «ручные» КП превосходят «автоматы», однако и им после 200 тыс. км может потребоваться весьма недешевый ремонт. Кроме того, не надо забывать, что примерно каждые 50—100 тыс. км нужно менять сцепление. На удивление оно не такое и дорогое — комплект стоит около $200 (для сравнения: на некоторые другие аналогичные спортивные купе цена сцепления составляет $600—1000). Хотя если машина часто участвует в уличных гонках, порой лучше поставить какое-нибудь надежное тюнинговое сцепление за $400—800, которое способно служить веками и выдерживать любые нагрузки.
Подвеска Toyota Supra не самая сложная — на обеих осях независимая на двойных поперечных рычагах со стабилизатором. Если ездить по более-менее ровным дорогам, то крепкая и надежная ходовая часть Supra без серьезного ремонта преодолеет даже рубеж в 150 тыс. км. Показатель более чем достойный. Однако, покупая сейчас подержанный автомобиль, нужно быть готовым, что в подвеску придется вложить хотя бы $500. Эти деньги могут уйти на покупку новых рычагов, амортизаторов и так далее. Детали в коробочке с надписью «Toyota» достаточно дорогие, но спасти бюджет помогут неоригинальные запчасти, многие из которых очень надежны. В этом случае, например, за рычаг придется отдать около $120, а за подшипник ступицы — $50. Это даже дешевле, чем на некоторые стандартные небольшие японские хэтчбеки или седаны! Так что за ходовую часть владельцам Supra особо волноваться не стоит — ее обслуживание стоит не дороже, чем других Toyota. Хотя если подвеска уже «мертва», ее переборка потребует немалых затрат. То же относится и к тормозам — покупка всех четырех дисков и колодок к ним обойдется в $500—700, да плюс еще стоимость работ по замене.
Экскурс
Изначально имя «Supra» использовалось компанией «Toyota» для обозначения самых «крутых» модификаций спортивного купе 2000 GT, представленного в 1967 году. Затем приставку «Supra» в 1979 году получили «навороченные» версии купе Celica — модель Celica Supra имела по сравнению с обычной машиной увеличенные габариты, богатую комплектацию, независимую подвеску, дисковые тормоза на всех колесах и 6-цилиндровый двигатель объемом 2,6 л с системой впрыска топлива. Именно благодаря силовому агрегату Celica Supra пользовалась неплохим спросом в США (собственно говоря, для американского рынка эта модель и предназначалась).
В 1982 году Supra стала уже полностью самостоятельной моделью со своим кузовом и двигателями. Однако по-настоящему расцвет Toyota Supra начался только в 1986 году, когда был показан автомобиль в так называемом кузове МА-70. Эту машину оснащали 3-литровым 6-цилиндровым двигателем, который в атмосферном варианте выдавал 204 л.с., а при наличии турбонаддува — 235 л.с. или 238 л.с.
Toyota Supra MA-70 выпускали до 1993 года, пока ей на смену не пришел совершенно новый автомобиль, ставший еще более быстрым и мощным. Supra по-прежнему оснащалась 3-литровым двигателем, выдающим в стандартном варианте уже 224 л.с. и 280 л.с. — при наличии турбонаддува. А машины, предназначенные для продажи в Европе или США, имели турбированный мотор мощностью 330 л.с.! Такое купе способно было разогнаться до 100 км/ч за 5,1 с. В качестве трансмиссии использовали 4-ступенчатый «автомат», а также 5- или 6-ступенчатую «механику».
В 1996 году была проведена модернизация, несколько изменившая внешний вид модели (появились новые передние и задние фары).
В 1999 году продажи Toyota Supra в Европе и США свернули, а летом 2002 года машину перестали выпускать и для рынка Японии. После этого момента все ожидали появления нового поколения Supra, но пока этого так и не случилось.
Любители спортивных автомобилей не зря уважают Toyota Supra. Эта заднеприводная машина обладает прекрасной управляемостью и мощным 3-литровым двигателем, легко поддающимся тюнингу. При этом Supra достаточно надежна и стоит не слишком дорого. Да и цена большинства запчастей на это авто примерно такая же, как и для обычных «японцев», правда, это утверждение не касается кузовных элементов. НАШИ ЭКСПЕРТЫ Андрей ЛЕМИГОВ, генеральный директор экспертной фирмы ДЭКС:
— Toyota Supra — автомобиль для плейбоев. Иначе охарактеризовать это двухместное средство передвижения с низкой посадкой, жесткой подвеской, плохим обзором, да еще и в 90% случаев с правым рулем нельзя. Только большие любители покрасоваться и вбросить в кровь могучую порцию адреналина могут пойти на такие жертвы, чтобы стартануть с места за 5—6 секунд.
Но, к сожалению, многие не понимают, что автомобили такого класса создаются только для очень обеспеченных людей. Как осетрина не может быть второй свежести, так и Supra с правым рулем, сменившая на своем веку нескольких лихих наездников, имевшая силовое соприкосновение не с одним столбом и повидавшая кузовные сервисы по обе стороны границы Азии и Европы, скорее всего будет требовать достаточно больших вложений для поддержания своей жизнедеятельности. Да и продают их чаще всего с достаточно большими проблемами. Так, выполняя один частный заказ, наша фирма проверила 18 Toyota Supra, из них 16 имели следы аварии и повышенный износ агрегатов.
Дмитрий ЕРОХИН, генеральный директор кредитной компании «Кредитмэн», к.э.н.:
— Все варианты покупки Toyota Supra в кредит можно разделить на три группы машин: выпуска конца 80-х — начала 90-х годов, середины 90-х и более «свежих» Supra стоимостью свыше $20 000.
Автомобили ценой $5000—7000 можно приобрести в кредит на срок до двух лет, без страховки, при оплате не менее 30% стоимости авто. Так, для Supra 1991 года за $6500 необходимо внести первоначальный взнос в $1950, ежемесячный платеж составит $302 при кредите на два года.
Toyota Supra «моложе» 1996 года можно приобрести в кредит до четырех лет с первоначальным взносом 10%. Обязательное условие — страховка по программе КАСКО (дополнительно 17% от цены авто). С учетом того, что КАСКО можно включить в кредит, автомобиль 1996 года выпуска стоимостью $18 000 приобретается с оплатой первого платежа в размере $2106 и ежемесячной выплатой при 4-летнем кредите в $652.
Для Supra стоимостью свыше $20 000 стандартных решений нет. Покупка в кредит таковых возможна при собственном участии в кредите до 50—70% от стоимости авто.