Читать директору лекции по НДС бесполезно. Лучше выдавать информацию дозировано и только тогда, когда почувствуете, что он сам заинтересован в ее получении. Или в том случае, когда медлить опасно.
Утверждаем учетную политику
Год кончился, а фирма все еще работает без учетной политики на 2005 год. Скоро сдавать НДС, и для бухгалтера считать налог «по отгрузке» – самый удобный вариант.
Он позволяет сразу относить предъявленные покупателю суммы НДС в кредит счета «Расчеты по налогам и сборам», минуя промежуточный счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Книгу продаж при этом очень легко сверить с регистрами бухгалтерского учета.
Однако для фирмы такой способ может быть привлекательным только при работе по предоплате. А если вы работаете под заказ по принципу «вечером деньги, стулья через неделю», то расчет налога «по отгрузке» будет самым оптимальным. Не упускайте этот шанс и покажите директору преимущества этого метода.
Если работа с покупателями ведется по-разному, – кому под заказ, а кому и в рассрочку, не поленитесь сделать подробный анализ продаж. Он поможет определить, что характерно для вашей фирмы: превышение суммы отгрузки над оплатой или же наоборот. В зависимости от этого вы предложите директору новый вариант учетной политики или оставите старый.
Считаем виноватых
Чтобы директор осознал важность первички, не забывайте информировать его о том, каких документов не хватает в бухгалтерии. Скоро он запомнит, что для того чтобы принять НДС к зачету, одной платежки или приходника недостаточно. Обязательно должны быть, как минимум, счет-фактура и акт (накладная). Есть еще одно условие: приобретение товаров, работ, услуг для производственной деятельности, с которой фирма платит НДС, либо в целях перепродажи.
Нет возможности в ультимативной форме отказаться учитывать вычеты, не подтвержденные документами, – найдите другой выход. Например, составьте список недостающих документов, суммы НДС по которым вы включили в книгу покупок. Не забудьте и о счетах-фактурах, которые нужно заменить из-за ошибок в заполнении.
В списке укажите фамилии неотчитавшихся сотрудников и обязательно предусмотрите место для подписи директора. От этого будет двойная польза: либо документы вскоре окажутся на вашем столе, либо директор не будет возмущаться, когда вы принесете ему на подпись уточненные декларации.
Выводим формулу НДС
Схема проста. Деньги пришли, – НДС начислили, деньги ушли, – вычли. А значит, чем больше останется денег на конец месяца, тем выше сумма НДС. Но это еще не все. Продолжите логическую цепочку: вычетов нет не потому, что просто не ушли деньги, а потому, что не ушли деньги с НДС.
Выдали зарплату, – прибавляй 18 процентов от ее суммы к НДС. Заплатили налоги, – тоже. Ваш поставщик на упрощенке, – извольте заплатить.
Также необходимо сделать акцент на том, что незакрытые авансы поставщикам – тот же путь к увеличению налогов. Деньги ушли, а к зачету ставить нечего. Товар-то мы еще не получили.
Директор может возразить, что зачтем в следующем месяце. Но зачем кредитовать государство? К тому же чем больше мы заплатим сегодня, тем выше налог завтра.
Как только директор поймет эти простые истины, положите ему на стол рекомендации для снабженцев. Нередко только начальственное внушение помогает втолковать им, что оплаченные товары нужно выбирать до начала следующего месяца, поставщиков выбирать из числа работающих с НДС и не забывать отдавать в бухгалтерию правильно оформленные документы на отгрузку и счета-фактуры.
С покупателями, особенно крупными, директор должен договориться о том, что последний день месяца – не время для оплаты. Вы можете просто не успеть закрыть полученные суммы. А, следовательно, будете платить лишний налог.
Проверяем расчеты
Не каждый директор «подмахивает» баланс без проверки, некоторые любят для порядка вглядеться в цифры. Один из способов убедить директора, что все в полном порядке, обучить его проверке НДС по балансу.
Остаток по счету 19 складывается из сумм, не попавших в книгу покупок. Он равен произведению ставки налога 18/118 и суммы по кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (76 «Разные дебиторы и кредиторы» и др.). Неточности могут возникать, если некоторые ваши приобретения были без НДС или со ставкой налога в 10 процентов.
Для упрощения «проверки» все суммы с выделенным НДС относите на счет 60, даже если они оплачены наличными через подотчетников. Остальные расходы, если они оплачены и нет нужды в сверках, сразу списывайте на затраты или на 76-й счет. Ведь чем меньше корректировок потребует ваша методика проверки, тем больше доверия к вам почувствует директор.
Светлана БЛИНОВА
Материал предоставлен журналом «Расчет», №1 2005 г.
Статья получена: Клерк.Ру