Надеемся, что читатели этого материала не допустят досадных промахов.
Корнетова Елена, специально для ИА Клерк.Ру"
Начнем с того, что организации – льготники при продаже своего имущества, используемого ранее в необлагаемых НДС операциях, обязаны уплатить НДС в бюджет в силу возникновения объекта налогообложения – реализации (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ), которая обычно не подпадает под какую-либо налоговую льготу.
Принимая во внимание, что организации, которые осуществляют льготируемый вид деятельности, учитывают приобретенное имущество по стоимости, включающей НДС (п. 2 ст. 170 НК РФ), в общем случае налоговая база такими налогоплательщиками определяется по особым правилам. Они установлены п. 3 ст. 154 НК РФ и заключаются в следующем:
«при реализации имущества, подлежащего учету по стоимости с учетом уплаченного налога, налоговая база определяется как разница между ценой реализуемого имущества, определяемой с учетом положений статьи 40 НК РФ, с учетом НДС, акцизов (для подакцизных товаров), и стоимостью реализуемого имущества (либо остаточной стоимостью с учетом переоценок)».
Как видно, налог в этом случае взимается с так называемой межценовой разницы, что вполне справедливо – ведь права на налоговый вычет предъявленного НДС в момент приобретения имущества налогоплательщик не имел. Поэтому отсутствие такого права компенсируется специальным порядком исчисления налога при продаже имущества.
Здесь сразу стоит обратить внимание на то, что такой порядок определения налоговой базы справедлив для любых случаев включения «входного» НДС в стоимость актива. Как известно, налог может попасть в стоимость полностью или только в части (если имущество использовалось как в облагаемых, так и необлагаемых операциях). Однако Налоговый кодекс РФ не предусматривает специальный порядок определения налоговой базы при реализации имущества, в стоимости которого НДС был учтен частично, в том числе в результате его распределения согласно п. 4 ст. 170 НК РФ. Данное мнение высказывалось также и специалистами Минфина России (см. письмо от 07.09.2004 № 03-04-11/142).
Если продается бывшее в употреблении основное средство (или нематериальный актив), то его остаточную стоимость следует определять по данным бухгалтерского, а не налогового учета. О том же говорит Минфин России в письме от 09.10.2006 № 03-04-11/120. Если имущество переоценивалось, то сумма такой переоценки влияет на величину налоговой базы в силу прямого указания п. 3 ст. 154 НК РФ. Обратите внимание – если имущество продается по остаточной стоимости либо ниже её (что бывает довольно часто), налоговая база по НДС равна нулю. Соответственно, необходимость уплачивать НДС в бюджет отпадает. Однако с целью исключения налоговых рисков нужно отдавать себе отчет, что продажная цена всё же должна соответствовать уровню рыночных цен (ст. 40 НК РФ).
Далее. Рассчитав указанным выше образом налоговую базу, к ней необходимо применить расчетную налоговую ставку – 18/118 либо в более редких случаях 10/110 (п. 4 ст. 164 НК РФ).
При реализации имущества, подлежащего учету по стоимости с учетом уплаченного налога, показатели счета-фактуры заполняются продавцом в следующем порядке.
Исчисленная сумма налога указывается в графе 8 счета-фактуры, предъявляемого к оплате покупателю. При этом в графе 5 данного счета-фактуры указывается налоговая база с учетом налога, в графе 7 - ставка НДС с пометкой «межценовая разница», в графе 9 - стоимость реализуемого основного средства. При этом покупатели имеют право сумму НДС, исчисленную по расчетной ставке с вышеуказанной разницы и отраженную в графе 8 счета-фактуры, предъявить к вычету в общеустановленном порядке. В графе 4 «Цена товара» счета-фактуры указывается полная цена реализации.
В случае если при реализации основного разница между ценой реализации здания и его остаточной стоимостью равна нулю, исчисленная сумма НДС, указываемая в графе 8 счета-фактуры, также равна нулю.
Такой порядок заполнения счета-фактуры был озвучен в письмах МНС РФ от 13.05.2004 № 03-1-08/1191/15@, УМНС РФ по г. Москве от 12.10.2004 № 24-11/65554, при этом он полностью соответствует налоговому законодательству.
В заключение отметим, что для применения п. 3 ст. 154 НК РФ налогоплательщику нужно быть уверенным в том, что при приобретении имущества налог действительно был предъявлен ему продавцом, о чем должно иметься соответствующее документальное подтверждение.
Так, по мнению столичной налоговой службы, в случае если у налогоплательщика отсутствуют оформленные в установленном порядке документы, подтверждающие, что при приобретении имущества продавцу оплачена предъявленная им сумма НДС, то налоговая база при продаже имущества по договору купли-продажи должна определяться в соответствии с п.1 ст.154 НК РФ, то есть исходя из полной продажной цены (см. письмо УФНС РФ от 09.01.2004 № 24-11/01913). С корректировкой на действующее налоговое законодательство можно утверждать, что условие об уплате НДС поставщику не является обязательным, однако условие о документальном подтверждении самого факта предъявления налога остается в силе. Хотя в частных публикациях чиновники настаивают на наличии у продавца именно «входного» счета-фактуры от поставщика, по мнению автора, первичных документов (например, товарной накладной) с выделенной суммой налога вполне достаточно.
Автор — эксперт Интернет-портала /redir.php?url=www.nds-ks.ru%3C%2Fa%3E%3C%2Fp%3E
Статья получена: Клерк.Ру